Я — программист, а друзья у меня не только программисты, с которыми довелось работать, но и геологи. Это такие замечательные люди, я их люблю. Они — особые: с ними всегда весело, легко и интересно. От них у меня появилась любовь к камням. Может, у кого-то «лучшие друзья девушек — это бриллианты», а мне больше нравятся поделочные камни, такие, из которых Данила-мастер создал свой каменный цветок. Если есть возможность побывать на подобной выставке или в музее, я иду и любуюсь. А в Москве — большой геологический музей имени Вернадского, расположенный рядом с Кремлем. Конечно, он меня восхитил. Он будет полезен и школьникам, там много информации о геологическом прошлом Земли, и просто любителям «камешков», и малышам: мой внук мечтал увидеть и потрогать настоящий метеорит.
Музей ведет свою историю от Минерального кабинета Императорского Московского университета, основу которого составил дар Прокофия, Григория и Никиты Демидовых (6000 образцов), доставленный в университет в 1759 г. Эту коллекцию купил их отец, уральский заводчик Акинфий Демидов в начале 1740-х гг. во Фрайберге (Саксония, Германия) у известного химика и минералога И. Ф. Генкеля. Коллекцию разместили в библиотеке университета, в здании Главной аптеки у Воскресенских ворот на Красной площади.
Этот кабинет, а потом музей, переезжал, реорганизовывался, менял название, а самое главное — пополнялся. В 1791 году музей переехал в новое здание университета на Моховой улице. Отечественная война 1812 года не пощадила и музей: большая часть экспонатов погибла в результате пожара. С 1880 по 1929 год сначала хранителем, а затем заведующим работал выдающийся геолог Алексей Петрович Павлов. По приглашению Павлова в музее более двадцати лет (1890—1911 гг.) работал выдающийся естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский. Здание, в котором сейчас располагается Государственный геологический музей (ГГМ РАН), было построено около ста лет назад. Профессора А. П. Павлов и В. И. Вернадский многие годы добивались создания нормальных условий для постановки в университете учебной и научно-исследовательской работы в области геологии, палеонтологии и минералогии. В 1907 г. они представили техническое задание на проектирование здания специально для Минералогического и Геологического институтов (с музеями и библиотеками) Московского университета. Руководить строительством здания был приглашен академик архитектуры Роман Иванович Клейн. Строительство пришлось на тяжелые годы, но тем не менее сначала в 1922 году был открыт Геологический, а 1924 году Минералогический музеи. В 1987 году музеи были объединены, и возник теперешний музей, получивший имя Вернадского.
В музее несколько залов. Направо после входа на первом этаже небольшой зал Геосферы Земли. Здесь есть огромный глобус, который можно покрутить, минералы и плакаты с информацией. Земная кора и часть верхней мантии образует литосферу. Она состоит из континентальных и океанических литосферных плит, перемещающихся по поверхности со скоростью несколько сантиметров в год (движение материков).
Первыми на Земле сформировались магматические породы — гранит и обсидиан.
Самым неожиданным экспонатом для меня оказалась окаменевшая молния фулькурит. Оказывается, молния, попадая во влажный песок и имеющая температуру в несколько тысяч градусов, растекается по песку и сплавляет минералы песка наподобие ветки дерева.
1
Дальше уже большой зал № 2 Геологическая история Земли имени М. С. Рудяка. Всю геологическую историю Земли, а это 4.54 миллиарда лет, условно делят на два неравнозначных по продолжительности и событийности этапа: докембрий (примерно 4 млрд лет назад) и фанерозой (541 миллион лет назад по настоящее время). Докембрий занимает 88% истории Земли, это время формирования внутренних оболочек, земной коры, океанов, континентов, атмосферы, возникновения первых живых организмов. Массовое появление в горных породах, датируемых примерно 541 миллион лет назад, остатков минеральных скелетов обусловило выделение фанерозойского периода, основные события которого связаны с развитием жизни.
Очень хорошо и интересно оформлен зал, где на плакатах можно прочитать о том или ином периоде в истории Земли и под ним в витринах посмотреть, что или кто появилось в том или ином периоде.
1 из 14
1 из 15
Протерозой
В середине зала отпечатки монстров побольше (реконструкция)
1 из 5
В этом зале можно посмотреть и потрогать метеориты. Они такие холодные (железные же), что как будто все еще хранят космический холод. Сихотэ-Алинский железный дождь произошел 12 февраля 1947 года. Предположительно, выпало сто тысяч «дождинок» общим весом 70–80 тонн. Образовались лунки, воронки и даже более 120 кратеров (диаметр воронки 30 метров)
1 из 2
Вулканическая бомба:
На правой стене висят большие экраны, на которых можно посмотреть на Землю из космоса с МКС. На двух верхних — в реальном времени. На нижних — удивительные явления в атмосфере и на поверхности Земли: рассветы и закаты, полярные сияния.
Малыши могут покопаться в песке и раскопать кости динозавров.
Слева по лестнице можно подняться на второй этаж. Там небольшой зал с выставкой, посвященный янтарю.
1 из 3
Даже поставлена янтарная пирамида, в которой можно посидеть (но не трогать! :-)). Помедитировать не получится: желающих много.
Ну, а дальше начинаются собственно «камушки». Это тоже выставка «Шедевры Геологического музея». Здесь есть и камни из частных коллекций. Камни в витринах эффектно подсвечены, их кристаллы сверкают — красота. Фото совсем не передают этой магии самоцветов.
1
После этой красоты спускаемся снова на первый этаж в зал Мир минералов. Здесь их огромное количество. Они систематизированы. Каждому минералу присущи определенный химический состав и структура, от которых зависят его физические свойства:
твердость: самый мягкий минерал — тальк, его можно поскоблить ногтем, а самый твердый — алмаз;
спайность: способность раскалываться по определенным направлениям;
блеск: свойство минерала отражать свет;
цвет: один из основных диагностических признаков. Одни минералы монохромны: зеленый малахит, розовый родонит, синий лазурит. У других цвет может быть различным, например, топаз может быть бесцветным, голубым и золотистым. Кроме того, окраску минерала надо различать на свою и чужую, возникающую за счет включения других минералов. Некоторые минералы меняют цвет в зависимости от освещения и угла зрения. Рудные минералы иногда покрыты тонкой радужной пленкой — побежалостью.
С древнейших времен минералы, в первую очередь, соединения железа применялись в качестве красок.
1 из 6
1 из 3
А дальше зал Систематика минералов, в котором описаны еще их химические формулы. Самородные элементы: сульфиды, оксиды, силикаты, карбонаты, сульфаты.
1 из 5
Ну и просто большие самородки.
1 из 8
1 из 5
Ходить и разглядывать здесь можно бесконечно. Но то, что демонстрируется на втором этаже в геологической Кунсткамере, а особенно в зале Сергея Миронова — лидера «Справедливой России», это вообще за гранью восторга.
Итак, Геологическая Кунсткамера. Здесь показаны в сравнении разнообразнейшие внешние формы природных тел и примеры взаимодействия живого и неживого. Где граница между живой и неживой природой, и есть ли она? Вот минеральные цветы:
1 из 4
А здесь проведено сравнение с живым и неживым.
Действительно можно увидеть и ежика, и птицу.
1 из 5
И наконец, зал с коллекцией Миронова.
По-моему, здесь находится все самое-самое.
Сергей Миронов — геолог, эту коллекцию он собирал 40 лет и в 2011 году передал в дар музею. Как он сказал: «Камни с древними моллюсками, найденные в детстве, определили выбор будущей профессии». В коллекции полторы тысячи экспонатов. Здесь много редких и уникальных образцов.
1 из 5
1 из 4
Уходить отсюда не хотелось. Блеск и красота камней буквально завораживали.
1 из 4
1 из 5
1
1 из 2
А нам остался еще один зал — Творение природы в руках мастера. Зал небольшой и знакомит нас с произведениями камнерезного искусства.
Вот такая большая столешница стоит посередине зала
В витринах представлены вазы
1 из 4
1
и вот такая малахитовая «вещица»
Из поделочных камней можно создавать картины (на фото, к сожаленю, блики мешают)
В музее работает еще Шахта Академическая. Наверное, она больше будет интересна детям. На небольшой экскурсии можно познакомиться с рабочими инструментами, условиями работы и что тоже немаловажно, историей освещения в шахтах. Конечно мы знаем, что раньше труд был ручным, колоссально тяжелым. Сейчас на помощь пришла техника, но труд по-прежнему тяжел и опасен. Рудничный газ, чаще всего метан и связанные с ним взрывы — основные виновники гибели людей. В прежние времены люди нашли простой выход: брали в шахту канарейку. Если она погибала, то содержание газа было высоким, люди выходили из шахты. Взрыв мог вызвать огонь, который горел в открытых масляных светильниках. В 19 веке этому вопросу начали уделять повышенное внимание, и изобретатели создали несколько видов более безопасных светильников. Карл Вольф соединил в своей лампе наработки предшественников: предохранительная сетка (Гэмфри Дэви), нижняя подача воздуха (Джорж Стефенсон), стеклянный цилиндр вокруг пламени (Вильям Кленни), металлический шлем (Марсо). Эта лампа была самой распространенной в мире. Сейчас за безопасностью работ в России следит система Умная шахта ГОРНАСС, определяющая местонахождение шахтеров, поддерживающая непрерывную связь, имеющая газоанализатор и ведущая контроль состояния шахтеров.
После теоретической части надев каски, экскурсанты совершают «спуск» в шахтной клети (имитация спуска). И оказавшись «внизу», можно немного пройти по угольной выработке. Небольшой темный коридор, узкий и низкий (клаустрофобам не ходить!), душно и очень пыльно. У вагонетки с углем стоит шахтер-манекен, можно подержать кусок угля в руках и сфотографироваться.
1 из 4
Ну, а как же золото и бриллианты? Да пожалуйста:
А вот то, что это алмазы, я бы ни за что не подумала.
Однозначно рекомендую посетить музей. Я здесь пробыла часа четыре.
В музее работает сувенирный магазин. Цены от 200 рублей и до… Есть кафе «Геолог».
Билеты я покупала в кассе музея, цена 400 осн/150 льг, посещение шахты 300 осн/200 льг.
Часы работы: вторник-пятница с 11 до 19, суббота-воскресенье с 12 до 19, касса до 18, понедельник — выходной.
Адрес: ул. Моховая, дом 11, стр. 11, указатель есть, вход в музей находится во дворе.