Думаю, практически любой житель России знает, что в Москве есть Арбат! Кто бывал в столице, тот знает, есть Арбат и Новый Арбат. Для прогулок, как правило, выбирают просто Арбат. Кто захочет прогуляться по Новому Арбату, я советую за кинотеатром Октябрь свернуть в Трубников переулок.
Отчего идёт название? Если вспомнить, что в Москве люди различных профессий старались жить компактно, образуя слободы, невольно представляются какие-то трубачи-музыканты, жившие в этом месте, либо мастера, изготовлявшие трубы.
И первое и второе неправильно. Трубниками называли пожарных — по их основному инструменту — водоливным (заливным) трубам. Объезжие головы, назначавшиеся «для бережения от огня и ото всякого воровства», отмечали в переписи, «каких чинов люди и сколько с рогатины и с топоры и с бердыши и с водоливными трубами».
В Трубниковом переулке попадаешь абсолютно в другой мир. Удивительно, но даже не все москвичи знают, что шумный проспект разрезал переулок на две части. Его начало оказалось на южной стороне, а продолжение на северной.
Трубников переулок неоднократно менял название. Много, очень много можно рассказать о переулке, о его истории и о людях, в этой слободе и в этом районе проживавших. Я же хочу поведать о доме № 17.
1
Деревянный дом с мезонином на высоком каменном цоколе с двумя ризалитами и антресолью со стороны двора относится к характерным постройкам послепожарной Москвы 1820-х гг. Первый известный план домовладения относится к 1822 г., когда здание принадлежало Е. П. Солнцевой.
В конце XIX века хозяевами дома были братья Д. и П. Боткины. В 1889 года на дочери миллионера-чаеторговца Петра Боткина женился художник, коллекционер, меценат И. С. Остроухов (1858–1929).
Фото из интернета
В 1890 г. Илья Семёнович стал владельцем дома, который достался ему в качестве приданного.
И. С. Остроухов мог бы и сам стать знаменитым художником. Его наиболее известные картины: «Золотая осень» (1886), «Первая зелень» (1887) и «Сиверко» (1890).
Далее творчество не заладилось, и тем не менее две названные картины в настоящий момент хранятся в Третьяковской галерее.
Женитьба на дочери миллионера изменила жизнь И. С. Остроухова. Подобно Третьякову он стал меценатом, начав собирать картины и иконы. Его особняк в Трубниковом переулке стал известен домашним музеем, в собрании которого были работы Серова, Левитана, Врубеля, Репина, Дега, Матисса, Ренуара, Мане, богатейшая коллекция русских икон.
После смерти Павла Михайловича Третьякова Остроухов дважды назначался главным смотрителем его галереи. Первый раз он руководил Третьяковкой с 1899 по 1903 гг., второй с 1905 по 1913 гг.
После того, как в 1912 году душевнобольной посетитель Третьяковской галереи изрезал картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» началась скрытая травля недоброжелателей Остроухова и вскоре он подал в отставку.
В 1918 году музей Остроухова был национализирован, но Советская власть его заслуги оценила. Илья Семёнович был назначен пожизненным хранителем своего собственного музея. С 1920 года он стал называться «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова».
В марте 1929 года сильно болеющий, полуслепой Остроухов был лишён избирательных прав как «бывший домовладелец и совладелец чайной торговли»; через четыре месяца, 8 июля, скончался на 81-м году жизи и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве.
«Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова» оказался ликвидирован. Его коллекцию разделили (правильнее — раздербанили) другие музеи. Значительная часть собранных Остроуховым икон находится в Третьяковской галерее.
Его особняк после ликвидации музея был разделён на множество коммуналок, в которых люди жили до середины 70-х годов прошлого века.
1
Жену Остроухова, дочь купца-миллионера, в прошлом одну из самых богатых невест России, из дома выселили. До самой своей смерти женщина жила в подвале.
(((Отметим — в дохрущёвские времена подвалы были жилыми. И всё же когда комнату в подвале давали человеку, приехавшему из деревни — это было одно. Но, когда в подвал переселялась Остроухова, думаю, для неё на старости лет подобное стало трагедией!)))
В 1979 году особняк передали Государственному литературному музею. После реставрации здание было восстановлено в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века.
Коммунальная жизнь, протекавшая за стенами Остроуховского дома, была наполнена своими интригами и историями. В особняк до сих пор приходят люди, некогда там родившиеся, либо просто там проживавшие.
В музее периодически проходят мероприятия литературной направленности. В декабре 2017 года узнав, что в доме Остроухова открылась выставка посещённая советским писателям, мы с другом захотели её посетить.
Литмузей достал из запасников множество предметов, связанных с советскими писателями, и открыл выставку под названием «Квартирный вопрос». Экспозиция освещала период с 1920-х до 1970-х годов.
Посетителя встречали афиши 20-х годов.
1
Обратите внимание, здесь заявлено, что нарком просвещения А. В. Луначарский должен прийти на литературный диспут двух разных поэтических направлений.
1
Соседкой афиш была вполне обычная дверь со звонками и табличками. Хочешь, «позвони» Луначарскому, а можно Брик и Маяковскому.
Проходим дальше и видим вешалку с зонтиком, плащ, шляпу и телефон. Театр, как известно, начинается с вешалки. Инсталляция воссоздавала вешалку в квартире А. В. Луначарского — с неё всё и началось….
1
Чуть в стороне портрет А. М. Горького.
1
Заходим в следующую комнатушку, где изучаем картину «Ответственность за вас». Художники А. Яр-Кравченко и А. Зарубин изобразили встречу советских писателей на квартире у А. М. Горького.
На полотне весь цвет советской литературы. Можно узнать Федора Гладкова, Алексея Толстого, Михаила Пришвина, Валентина Катаева, Самуила Маршака, Корнея Чуковского…. Есть даже Тимоша, куда без неё…
26 октября 1932 г. состоялась встреча писателей со Сталиным. В 1934 г. был создан Союз писателей СССР — однако идея зародилась именно в тот день, на квартире у А. М. Горького. По некоторым сведениям именно на этой встрече товарищ Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ».
Художники работали над картиной после 20-ого съезда партии, и потому Сталина и других представителей власти изображать не стали.
1
Напомню, не все писатели состояли в союзе. Кто-то был обласкан властью, а кто-то нет.
Следующая экспозиция представляла Марину Цветаеву (её корзиночку, с которой она приехала из эмиграции) и Осипа Мандельштама. Его рукописи после обыска разбросаны по столу и перерыты в чемодане.
1
Здесь же старый телефон.
Можно было снять трубку и послушать, как О. Э. Мандельштам читает стихи. Подобное создавало иллюзию совместного разговора — Мандельштам читает именно для тебя.
3
Рядом в стене три дырочки. Заглядываем. Миниатюрная инсталляция воссоздавала уголок кухни Анны Ахматовой, и из каждой дырки получается свой ракурс...
1
Следующий закуток — квартира красного графа Алексея Толстого.
Помимо прочего, здесь три письма — 43 и 44 годов, на обрывках блокнота депутата верховного совета СССР. В одном из них он просит у Ботанического сада несколько кустов роз, которые ему необходимы для приусадебного участка, в другом — просит починить его автомобиль. Но наряду с просьбами он заступается за краснодеревщика, который реставрирует его мебель и некоторых других людей.
1
Очередная инсталляция напоминала об Андрее Платонове. Его рукописи «Котлован», «Епифанские шлюзы» как бы прячутся «в стол.
1
Глядя на стол Фадеева, казалось, что он только что вышел.
1
Устроители выставки представили кабинет М.Булгакова.
1
Рядом оказались плакаты 30-х.
1
Они воссоздавали атмосферу времени.
Многие советские писатели воевали на фронтах ВОВ. Следующая инсталляция волшебным образом переносила в комнату секретариата Союза писателей СССР времён войны. Стёкла на окнах заклеены крестом, рядом списки ушедших на фронт, сверху репродуктор…
1
Переходим в кабинет редактора «Нового мира» А.Твардовского. В своё время он не побоялся издать Солженицына.
Устроители выставки не стали делить писателей на этих и тех.
1
Был создан уголок Варлама Шаламова.
Я уверен, его имя не пустой звук — Ви́ктор Плато́нович Некра́сов — русский советский писатель, диссидент и эмигрант, лауреат Сталинской премии второй степени (1947). Автор повести «В окопах Сталинграда». Драматично сложилась судьба писателя. Музейщики достали из запасников чемодан Некрасова, где разложены его личные вещи.
На стене различные московские адреса — адреса писательских домов.
1
По соседству висела подлинная табличка с улицей и номером дома где проживал Демьян Бедный.
1
Очень интересно обыграли идею картотеки. Из архива привезли старый библиотечный ящик, поделённый на множество отсеков. На каждом из таковых фамилии литераторов. Открываешь и читаешь адреса, по которым они жили.
Грусть и радость навевал кабинет Константина Симонова.
1
Ему в заслугу можно поставить тот факт, что будучи редактором «Нового мира» и «Литературной газеты» Симонов, не смотря на окрики сверху, вернул читателям замечательных авторов.
1
В следующем закуточке можно было одеть наушники и послушать наиболее яркие отрывки писательских произведений.
1
По задумке устроителей выставки, заканчивая осмотр, ты возвращаешься в начало.
1
Вот так и мы, закончив, вновь продолжили — нас не оставляло чувство чего-то недосмотренного и непонятого.
Выставка не давала ответов в лоб: было так-то и так-то. Намеками и полутонами она предлагала посетителю самому разобраться (или попытаться) в истории русской литературы XX века.
Одним словом, друзья, дом Остроухова сам по себе интересен, а проходившая выставка была уникальной!
Карантин и болезни не вечны. Будем надеяться на лучшее! Следите за афишей.