Если говорить точно, правильное название музея — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ-МУЗЕЙ ИСТОРИИ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ.
В современной России происходит некое переосмысление той войны. Открываются всё новые и новые памятники и монументы, но государственный музей Афганской войны пока всего один, и расположен он в Перово. Говорят, что подобные музеи существуют и в других городах, но все они пока частные.
Про данный музей я узнал почти случайно. Он существует уже несколько лет, но никаких отзывов или фотография о нём я в интернете не нашёл. Выбрав время, я решил его посетить. Музей расположен на первом этаже обычной пятиэтажки.
В своё время помещение занимал магазин, но теперь о некой причастности к армейской теме красноречиво говорят красные звёзды на оконных решётках. Приходят сюда как школьники, так и простые москвичи, кому небезразлична тема Афганистана. Те, кто имел отношение к Афганистану, посещают музей бесплатно, все остальные платят 50 руб.
Когда я позвонил, дверь мне открыли сразу две женщины. Они сказали, что экскурсии сегодня нет, и, если у меня есть желание, я могу просто посмотреть экспонаты.
1
По возрасту, как призывник, я вполне мог попасть в Афганистан, но, к счастью или наоборот к несчастью, в 1986 г. я был направлен служить в ГДР. В любом случае, друзья мои в Афганистане служили, и сам я в 2006 г. там тоже побывал, правда всего 3 дня и как турист. Тем не менее я там был — тема Афгана для меня чем-то чужеродным не является.
1
Смотрительницы включили свет и ушли в подсобное помещение, предоставив мне возможность изучать музей самостоятельно.
1
Первое, что сразу видит здесь посетитель — это зимняя офицерская форма с синими лётными петлицами, ордена, медали и шевроны, книги, плакаты и портреты советских руководителей. На стенде под стеклом снаряды и мины ВОВ.
1
Рядом слева мирный советский уголок: карта СССР, бюст Ленина, знамя с гербом Советского Союза, большая фотография воинского парада, переходящий вымпел победителя соцсоревнования, где внизу золотыми нитями вышито — 1979.
Здесь же на стенде фотография проводов в армию призывника, где совсем юные девчонки обнимают одноклассника, чуть ниже пионерский горн и барабан.
По задумке создателей музея всё это символизирует обычную мирную жизнь, из которой молоденькие ребята были вырваны. Большое полукруглое пано на петлях всё это вдруг закрывает, и перед посетителем зависает большая чёрно-белая фотография, где взвод солдат, одетых в форму афганку, движется по пустыне — в изменившемся пространстве зала ребята на фото закрывают собой карту СССР.
Справа в углу появляется и сам Афганистан: фотография мечети, игрушечные верблюды, восточные кувшины и аналогичная посуда.
Музей состоит из 2-х залов. Второй посвящён непосредственно войне. Прежде чем туда попасть, посетитель проходит мимо красно-зелёного пограничного столбика с гербом СССР, за которым на стене сверкает синевой Амударья. Над рекой в свою очередь нависает знаменитый мост Дружбы, построенный советскими строителями в 1981 году. Нарисованный мост гармонично соединён с кусочком музейной конструкции. Здесь же и цифры безвозвратных человеческих потерь.
А вот сколько ребят остались калеками — точной статистики нет.
И здесь невольно вспоминается картина А.Шилова, где молодой парень афганец стоит в тамбуре поезда, справа стоп-кран, но сорвать его он, увы, не может, ибо у парня нет правой руки.
Второй зал полутёмный.
Экспонатов тут много, но есть и уголок где можно что-то узнать о бывшем противнике. На стенде за стеклом: Коран, чётки, гильзы и фотографии тех, кто погиб с той стороны.
Документы и фотографии убитых моджахедов были собраны на поле боя.
Моджахедам посвящён целый уголок.
Есть тут и Раббани и Ахмад Шах Масуд — полевые командиры мятежных афганцев.
Кто-то может спросить — зачем всё это? Ведь здесь есть даже плакаты, с изображением убитых советских солдат.
В моём понимании создатели музея поступили правильно, ибо многие так и не поняли, за что сражались афганцы. Самое печальное, они сражались за веру, на которую, как оказалось, шурави вовсе не покушались.
Когда я был в Афганистане, люди, узнав, что я русский, проявляли ко мне уважение. Один полицейский даже сказал:
«Не обижайтесь на наш народ. Мы тогда просто не поняли, чего хотят шурави. Мы поверили плохим людям, которые нас попросту обманули — они нас использовали!»
В своё время на слуху была некая байка про то, как в самом начале войны кто-то из советских солдат в Герате кинул в магазин гранату, дабы забрать японский магнитофон.
Я уверен, что история была чёрным мифом, одной из многих наполнявшей яростью сердца афганцев. Мой собеседник полицейский про магнитофон тогда в разговоре тоже вспомнил, посетовав, что ложь от правды его тёмные соотечественники в 1980 г. различать совершенно не умели.
Рядом с афганским уголком на стенде под стеклом записная книжка, исписанная аккуратным размеренным почерком, орденская книжка и сам орден Красной звезды, часы и фотография, на которой вечно молодой солдат Роман Мальгинов. Невольно наворачивается слеза, когда читаешь письмо родителям из в/ч и когда видишь извещение о смерти.
Запомним этот стенд, в последующем мы к нему вернёмся. В самом конце второго зала небольшой монумент в честь ребят из Восточного округа Москвы, погибших в Афганистане. 249 солдат и офицеров, проживавших в Восточном округе Москвы, не вернулись из Афганистана!
Далее я обнаружил письмо написанное солдатом за два часа до гибели. Кровь стынет в жилах, когда читаешь адрес — Сиреневый бульвар д. 1. корп. 5.
Здесь жил Горьков Михаил — друг погибшего в Афганистане мл. сержанта Григорьева. Очень хорошо знаю этот дом, у меня там тоже друг жил. Мы там в студенческие годы вино в подъезде пили, ничего не зная о трагедии. В советское время о Афганской войне люди узнавали не из СМИ. Информация передавалась из уст в уста, и достоверность её была не всегда точной. По большому счёту, мы и сейчас о ней мало что знаем.
Моджахеты устраивали засады, расставляя на дорогах мины и фугасы — из этого складывались наибольшие потери 40-ой армии.
В музее можно посмотреть, какие консервы брали с собой наши бойцы, отправляясь на задание, что составляло их дневной паёк.
Когда я служил в Германии, нам выдавали в качестве денежного довольствия немецкие марки. Простой солдат получал 25 марок, тогда как сержант командир отделения 50. В Афганистане выдавали чеки, на которые можно было приобрести что-то дефицитное. Однако отметим, советский солдат обязан был иметь: подшивку для подворотничка, зубную пасту, бритвенный станок, щётку, мыло и крем для обуви.
Возможно, кто-то пробежался бы взглядом по экспонатам музея и ему бы этого вполне хватило, но я же здесь просто потерял чувство времени,
изучая и вспоминая ушедшую эпоху.
Повторюсь, сюда часто приходят школьники.
На изучение Афганской войны в школьной программе по истории выделено 2 часа.
Конечно, этого мало и тем не менее это лучше чем совсем ничего. И всё же любой рассказ о Афганистане будет неполным, если не затронуть тему наркотиков. В своё время один мой родственник служил в Афганистане, получил ранение, был награждён орденом Красной звезды. Но при этом, к большому сожалению, он подсел там на наркотики. Что-то удалось провести ему и в Союз.
На границе всех проверяли с собаками. Однако мой троюродный брат закатал эту гадость колбаской, и проглотил, прикрепив её ниткой за зуб. В музее можно видеть специальное обращение к солдатам по поводу опасности наркотиков. На бумажке сверху подчёркнуто — из части не выносить.
Не слушали отцов командиров молодые мальчишки. Во всяком случае моему родственнику из г. Воронеж вся эта дурь в дальнейшем жизнь-таки сломала.
Вообще, любопытна демократическая пропаганда. Все 90-ые годы демократы только и делали, что твердили, дескать, ввод войск в Афганистан был ошибкой, СССР войну в Афганистане проиграл. При этом Гайдар и его команда умалчивали о своём негодяйстве, как они обманули Президента Наджибуллу, в критический момент не продав ему топливо для танков. Не подарив, а именно не продав!
Напомню, после вывода советских войск Афганистаном управлял ориентированный на Россию Наджибулла, которого в 1992 г. Москва помогла скинуть.
Если у стула отпилить одну ножку, сомневаюсь, что сидеть на нём будет удобней. Россия в тот момент находилась под внешним управлением — и это нужно признать — отсюда и вытекают многие нелогичные действия. В любом случае, тема оценок Афганской войны из СМИ почти полностью ушла, после того как в страну вошли американцы. Афганская война ещё не завершена, думаю, в будущем она будет объективно оценена историками.
Я уже собирался уходить, но в разговор со мной вступили две женщины. Так я познакомился с Мальгиновой Валентиной Сергеевной мамой Романа Мальгинова погибшего в Афганистане.
Роман у Валентины Сергеевны был единственный сын. Он отслужил все два года и погиб уже в апреле, после мартовского приказа о демобилизации. По словам сослуживцев, их рота выдвинулась для встречи молодого пополнения, и далее колонну обстреляли душманы.
Произошло это в апреле 1984 года. Роман Мальгинов служил вместе со своим перовским земляком Юрой Кудрявцевым. Сын написал об этом маме, и Валентина Сергеевна подружилась с Кудрявцевой Марией Ивановной. Роман и Юра погибли в один день.
Их тела были доставлены в Москву также в один день. Юра был у Марии Ивановны поздним ребёнком. Мать его очень любила, и умерла на следующий день после похорон. Валентина Сергеевна вещи сына со временем передала в музей (про стенд посвящённый Роману Мальгинову я уже упоминал). Она часто приходит сюда, ибо в последующие 30 лет все ребята афганцы для неё стали как сыновья.
К сожалению, парни, прошедшие через Афганистан, долго не живут.
В любом случае, живёт о них наша память.
С Валентиной Сергеевной мы ещё долго разговаривали. В прежнее время я как-то и не задумывался над словами генерала Громова. Когда Громов стоял 15 февраля на мосту Дружбы, он сказал примерно следующее
— Мы вышли из Афганистана, за моей спиной никого нет.
— А как же пропавшие без вести? — искренне возмущается Валентина Сергеевна.
В любом случае, 40-ой армией командовал не только Громов, и не один Громов должен отвечать за потери. И вовсе не вина генерала Громова, что в период гласности известен стал именно он.
Друзья, будете в Перово, зайдите в этот музей, или просто вспомните о тех, кто погиб на этой войне.
ВЕЧНАЯ СЛАВА СОВЕТСКИМ СОЛДАТАМ ПОГИБШИМ В АФГАНИСТАНЕ!!!
Адрес: Владимирская 1-я улица, 12/1
Дополнительная информация: Пешком от м. Перово 1,1 км. от м. Шоссе Энтузиастов 1,3 км.
График работы — 11.00–16.00, пн, вс — вых.
Билет без экскурсии — 50 руб. Фотосъёмка бесплатно.