Дом — музей русского зарубежья имени Александра Солженицына — это не только музей, это еще архив, библиотека, издательский и культурно-просветительский центр, где кроме постоянной экспозиции на двух этажах, проводят временные выставки, где можно увидеть много интересного. В небольшом концертном зале проводят концерты (несколько раз побывала). Жизнь этого общественного пространства очень активна. К тому же находится этот дом-музей в очень удобном и не менее интересном месте — район Таганки, рядом со станцией метро Таганская (кольцевая).
Дом музей состоит из нескольких зданий.
В этом здании находится постоянная экспозиция (очень интересная, прослеживающая путь эмиграции после революции, о житье-бытье эмигрантов и о наиболее известных личностях, которых было немало). Экспозиция интерактивная, можно посмотреть фильмы, послушать интервью с известными людьми.
На этот раз иду смотреть временную выставку «От Розы к Лучу», посвященную Николаю Рябушинскому — коллекционеру, меценату, издателю. Полное название выставки: «От Розы к Лучу. Николай Рябушинский: «Голубая роза и „Золотое руно“. „Истоки и продолжение“.
Фамилия Рябушинских известная и на слуху в настоящее время (в их особняк в столице можно попасть на экскурсию). Михаил Рябушинский — из крестьян-старообрядцев Калужской губернии стал купцом 1 гильдии. В 1858 году сыновья Михаила — Павел и Василий организовали „Торговый дом П.и В. Братья Рябушинские“. У них было несколько фабрик, самых разных: хлопчатобумажная, бумагопрядильная, красильная и другие. В 1887 году Василий умер и Павел стал единоличным хозяином. Товары Рябушинского участвовали в международных выставках и завоевывали медали.
У Павла Михайловича (1820–1899) в первом браке было 6 дочерей. Из-за отсутствия наследника Павел женился второй раз, в этом браке у него было 16 детей, из них 8 сыновей. Одному из них — Николаю посвящена эта выставка.
Сыновья, кроме Николая, пошли по стопам отца и даже приумножили его дело: занялись банковскими отношениями и автомобилестроением (основали первый в России автомобильный завод, который сейчас носит имя первого директора Ивана Лихачева.
Николай пошел не в них, братья называли его „беспутным Николашкой“: он не приумножал капитал, а тратил его: организовывал выставки, издавал журнал „Золотое руно“, общался с художниками, сам писал картины и даже написал повесть „Исповедь“ под псевдонимом Н.Шинский в 1906 году.
Кстати, она есть в РГБ (бывшей Ленинке, ее можно заказать в читальный зал) и в НЭБ, но электронная копия недоступна.
Небольшая, но колоритная выставка, рассказывает о деятельности Николая Рябушинского и о круге его общения.
В центре зала гипсовая скульптура „Мальчик“ (автор Александр Матвеев. 1911 год).
Его работу „Задумчивость“ можно увидеть в Русском музее, а еще он выполнил надгробие своего друга художника Виктора Борисова-Мусатова в Тарусе на Мусатовском косогоре (бывая в Тарусе, иногда дохожу до этого места).
Почему этот автор в начале экспозиции? Объяснение очень прострое: в 1907 году в Москве прошла выставка „Голубая роза“ и объединение художников стало называться „Голубая роза“ , в их числе был Александр Матвеев. И называется выставка „От Розы к Лучу“.
Рядом майоликовые „Волхова“ и „Берендей“ Михаила Врубеля, с которым был знаком Николай Рябушинский. Ему он поручил написать портрет Валерия Брюсова для своего журнала „Золотое руно“ и это была последняя работа художника (в конце 1906 года он ослеп).
В витринах фотографии, документы, рисунки.
Скромный, но в то же время искрометный рисунок Петра Броминского „Дама с кавалером“ из частного собрания.
Петр Броминский (1896–1919) был самым молодым участником „Голубой розы“.
Много фотографий Николая Рябушинского, который любил постановочные фото.
Фотографии героя выставки разбросаны в разных местах.
А еще можно посмотреть фильм, в котором искусствовед Любовь Агафонова (она же куратор выставки) рассказывает о выставке и о семье Рябушинских. В фильме можно увидеть всю многочисленную семью и даже Николая Рябушинского на смертном одре.
1
Сестры Николая Рябушинского — Евгения и Евфимия. Фотография из семейного альбома.
Евфимия (1881–1976) вышла замуж за купца Василия Носова, тоже как и Рябушинские, принадлежащего к купеческой элите. Евфимию называли блистательной. Как и братья, она увлекалась искуством и у нее тоже была своя коллекция, но совсем другая — Кипренского, Боровиковского и других, похожих по стилю. Ее портреты писали многие художники, а в 1911 году скульптурный бюст ее ваяла Анна Голубкина, учившаяся у Родена.
Особняк В. Д. Носова, построеный в 1903 году Львом Кекушевым, сохранился и находится на Электрозаводской улице.
О сестре Евгении мало что известно. Она родилась в 1883 году, дата смерти неизвестна.
Посмотрев фильм, продолжаю путешествие по выставке.
На ней есть и работы Николая Рябушинского, который, как считают искусствоведы, не обладал большим талантом к живописи. Но благодаря ему и его таланту организовывать выставки, можно увидеть какой была художественная жизнь в начале 20 века и какую роль в этом играл Н.Рябушинский.
Необычен натюрморт с черепом и картина с названием „Рай“.
„Рай“ из частного собрания, как и некоторые другие, которые обрамлены в интересные одинаковые рамы.
Интересно разглядывать „Сад Афродиты“ и „Лилии“ с тыковками на столе, написанные Н.Рябушинским.
На выставке присутствуют картины Виктора Борисова-Мусатова: небольшой пастельный нежный пейзаж и другие небольшие работы на картоне.
Художник прожил короткую жизнь (1870–1905), но оставил значительный вклад в искусстве. Его называли маленький горбатый чародей (в три года он упал и повредил позвоночник). Ему и Михаилу Врубелю пытался подражать Николай Рябушинский в своей живописи.
На выставке много картин художников, которые окружали Н.Рябушинского и сотрудничали с ним в журнале „Золотое руно“. Их девизом было " мы твердо верим, что жить без красоты нельзя».
Привлекли внимание яркие картины Мартироса Сарьяна, античные мотивы Льва Бакста, написанные пером и тушью; необычен «Выезд Венеры» Николая Фиофилактова.
С большим удовольствием посмотрела выставку, которая останется в памяти, как и прошедшая выставка, посвященная Мстиславу Добужинскому. Может быть, кому-то понравится это путешествие в русский символизм начала 20 века.