Выставка произвела двойственное впечатление. Возможно, я ничего не понимаю в современном искусстве.
В Музее Москвы с 1 февраля по 25 марта проходит выставка «Шкафы Москвы». Что бы вы подумали, прочитав такое название? Первая мысль — демонстрируется мебель, тем более в анонсе чёрным по белому было написано: «На выставке „Шкафы Москвы“ представлена часть богатой коллекции Музея Москвы, которая насчитывает больше миллиона единиц хранения: мебель рубежа 19–20 столетий, относящаяся к стилю „бидермайер“ 19 века, предметы в стиле неоклассицизма, эпохи модерн и в эклектике 1980-х годов». Сказать, что это не совсем так, мало, потому что это совсем не так. Да, в огромном зале вдоль стен стояли несколько заявленных темой выставки предметов, но он играли, скорее всего, вспомогательную роль как подставки для экспонатов совершенно другого рода.
1
Простим организаторам неумелую формулировку темы выставки.
Но, по всей вероятности, не из-за шкафов она была устроена. Главными, по сути, являются многочисленные манекены, одетые в яркие, блестящие, украшенные гротесковым декором одежды. Причём в анонсе об этом было сказано так: «… а также предметы одежды, созданные Дмитрием Цветковым: повседневные и парадные вещи, вызывающие гордость униформы, шинели, праздничные мундиры, роскошные платья, тайно сохраняемые фетиши и драгоценности».
Вот здесь и возникает двойственность в восприятии творчества Дмитрия Цветкова, работы которого, судя по информации на стенде в музее, включены в фонды ведущих музеев, таких как Третьяковка, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Музей современного искусства, РОСИЗО и других. Кроме всего этого, его выставки проходят за рубежом. В 2009 году имя Цветкова было занесено в лонг-лист премии Кандинского в номинации «Проект года».
С одной стороны, нельзя не оценить фантазию дизайнера, его чувство юмора и мастерство в создании декоративных элементов одежды и панно из бисера.
1
1
2
С другой стороны, мне не совсем понятен мотив выбранной художником темы для его коллекции. В аннотации сказано, что это некая игра, не просто демонстрация обыкновенных предметов из старых сундуков и шкафов, а «сияющие фетиши и „знаки силы“, торжественный парад планет — угасших звёзд прошлого, чей свет до сих пор доходит до нас в виде униформ, вензелей, эмблем, оружия, сияющих эполет и пуговиц». Витиевато, правда?
А выглядит это так.
1
1
1
Креативно, смешно, забавно… Вернёмся к аннотации: «Стилистика его гротескной „нежной тирании“ использует самые глубокие и потаённые архетипы общественного сознания: исконности-посконности, истинной женственности, столичного гламура, купеческой роскоши и сельского узорочья. На рубеже миллениума эти мифы сыграли с нашим обществом злую шутку, породив огромное количество ряженых персонажей: от „казаков“ и „дворян“ до фантастических „готских королей“. Цветков превращает этот самодеятельный маскарад в откровенный карнавал, вместе с тем дезавуируя его архаичный и милитаристский прообраз».
Не знаю, может быть это своеобразный хипперский «пис, чувак» типа «прощай, оружие»? Тогда смешно и креативно. Но что-то задевает. Поняла что. Здесь не просто исторический костюм, творчески и гротескно переработанный автором. Это форма Красной — Советской — Российской армии. Не знаю, как вы, а я привыкла её уважать.
Да и не только в форме дело. Видимо, самыми «весёлыми» карнавальными деталями должны стать боевые ордена. Мне это тоже не по вкусу. И не из советского патриотизма. Просто не люблю, когда пляшут на костях.
«Истинная женственность» предстаёт в таких образах.
Ну и, конечно, вершиной «женственности» стала эта группа в полосатых купальниках в гламурных телогрейках, расшитых блёстками и фигурками — явная реплика по поводу самых трагических страниц нашей истории.
Выставка подготовлена совместно с Крокин галереей и при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Галерея создавалась как творческое содружество художников «Нео Шаг», целью которого была организация групповых выставок молодых российских художников (правда, о Цветкове трудно сказать, что он молодой — 1961 г. р.) с дальнейшим выходом на международный арт-рынок (так пишет Википедия). Ну да, если цель — выход на международный арт-рынок, то конечно… Там это купят. А я-то думала, как вписать в стилистику выставки единственную не «военную» группу. Получается, это как оговорка по Фрейду — экспозиция «Костюмы Откупюр».
Выходила я с этой выставки со смешанным чувством. Вроде бы всё как надо: площадка в центре Москвы, сотрудничество с уважаемыми галереями, признание в мире искусства — всё есть у художника. Но в моей душе после знакомства с его творчеством не осталось ничего — пустота. Может быть, я безнадёжно устарела?