В этот раз мой выбор выходного дня пал на выставку «Москва глазами Булгакова-журналиста» в Центре Гиляровского на Страстном бульваре. Центр является одним из филиалов Музея Москвы, основные площади которого находятся на Зубовском бульваре.
На выставке фотографии города начала XX века дополнены характерными для того времени вещами. Эти экспонаты из коллекций Музея Михаила Булгакова и Музея Москвы сопровождают цитаты из произведений и дневниковых записей Михаила Булгакова, посвященных Москве. Таким образом организаторы выставки предлагают увидеть «непопулярную» Москву Булгакова, где нет скамейки Воланда и вывески «Главрыба», однако есть пространство узнаваемого булгаковского города-мифа, в котором нашлось место как для культуры повседневности, так и для настоящего волшебства.
Фотография Михаила Булгакова (автор — Роман Кармен) 1926 года. И фотография дома на Садовой улице, в котором с конца 1921 года по 1924 год жил писатель.
Восемь лет русской художественной литературы (1917–1925). Библиографический справочник, 1926 г. В справочнике, помимо ряда произведений Булгакова, было указано, что автобиографией писателя является повесть «Записки на манжетах».
Первая московская публикация Булгакова «Рабочая жизнь». Газета «Правда», 04 февраля 1922 года.
Иван Панов. Государственный театр им. Вс. Мейерхольда. 1930-е гг.
Михаил Булгаков о постановке Мейерхольда в рассказе «Столица в блокноте»: В общипанном, ободранном, сквозняковом театре вместо сцены - дыра (занавеса, конечно, нету и следа). В глубине - голая кирпичная стена с двумя гробовыми окнами. А перед стеной сооружение. По сравнению с ним проект Татлина может считаться образцом ясности и простоты. Какие-то клетки, наклонные плоскости, палки, дверки и колеса. И на колесах буквы кверху ногами «с ч» и «т е». Театральные плотники, как дома, ходят взад и вперед, и долго нельзя понять, началось уже действие или еще нет.»
Реклама столовой Моссельпрома на крыше дома Норнзее в Гнездниковском переулке. 26 июня 1925 года. Крышу дома, «… где в центре города предоставляется возможность дышать горным воздухом…» можно рассмотреть на следующей фотографии.
«Дальше приютился славный фруктовый бывш. Калинкин, ныне первый завод фруктовых вод. В карбонизаторе при 5 атмосферах углекислого насыщает воду. Фильтры Chamberland’a. Разлив пива. Машина брызжет, моет бутылки, мелькают изумительного проворства руки работниц в тяжелых перчатках. Вертится барабан разливной машины, и пенистое золотистое пиво Моссельпрома лезет в бутылки.» М. Булгаков. Золотистый город.
Аркадий Шайхет. Тверской бульвар. 1928 г.
«На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка - верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков.» М. Булгаков. Рассказ «Сорок сороков».
Государственный универсальный магазин. 1930-е гг.
«В бесконечных продолговатых стеклянных крышах торговых рядов - бледный весенний свет. На балконе над фонтаном медный оркестр играет <…> Но то и дело проходящие фигуры начинают бормотать: - Куплю доллары, продам доллары. — Куплю займ, банкноты куплю. И чаще всего таинственнее, настороженнее: - Куплю золото.» М. Булгаков. Очерк «Под стеклянным небом».
Схема автобусных и трамвайных маршрутов, 1933 г.
Извозчики. 1920–1930-е.
«Вот они, извозчики. На Садовую запросили 80 миллионов. Сторговался за полтинник. Поехали. Москва. Москва. Из парков уже идут трамваи. Люди уже куда-то спешат. Что-то здесь за месяц новенького? Извозчик повернулся, сел боком, повел туманные, двоедушные речи. С одной стороны, правительство ему нравится, но с другой - шины полтора миллиарда!» М. Булгаков. Бенефис лорда Керзона.
Пачка папирос, купюра, коробка «Моссельпром», и конечно — примус.
Фельетон Михаила Булгакова «Ряд изумительных проектов» в газете «Гудок», 21 марта 1925 года.
Вид от Сухаревской площади в сторону 1-й Мещанской улицы (Проспект Мира). 1930-е г.
«Я доборолся до самого ноября и собирался бороться дальше, как он появился неожиданно. На плечах еще висела вытертая дрянь (бывшее студенческое пальто), но из-под нее выглядывали новенькие брюки. По одной складке, аристократически заглаженной, я безошибочно определил: куплены на Сухаревке за 75 миллионов. Он вынул футляр от шприца и угостил меня „Ирой“ рассыпной.» М. Булгаков. Столица в блокноте.
Улица Неглинная после ливня. 29 июня 1923 года.
«Лето 1923 года в Москве исключительно(е). Дня не проходит без того, чтобы не лил дождь, и иногда по нескольку раз. В июне было два знаменитых ливня, когда на Неглинном провалилась мостовая и заливало мостовые. Сегодня было нечто подобное — ливень с крупным градом». М. Булгаков. Дневниковая запись от 25 июля 1923 года.
Репортаж Михаила Булгакова «Часы жизни и смерти (с натуры)» в газете «Гудок». 27 января 1924 года.
Л. Я. Выгодский. Автобус. 1925 г.
«9-го августа. Суббота. По Москве пошли автобусы. Маршрут: Тверская — Центр — Каланчевская. Пока их только несколько штук. Очень хороши. Массивны и в то же время изящны. Окраска коричневая, а рамы (они застеклены) желтые. Одноэтажные, но огромные.» Из дневниковой записи Булгакова, 09 августа 1924 года.
Выставка продлится до 4 августа.
Время работы: вторник — воскресенье с 11:00 до 21:00, понедельник — выходной
Адрес Центра Гиляровского: Столешников пер., дом 9, стр. 5
Цена билета для посещения выставки «Москва глазами Булгакова-журналиста» — 300 рублей (взрослые), 0–150 рублей (льготный).