«Дом на на́бережной» (официальное наименование — «Дом прави́тельства». Правильнее назвать здание — Первый Дом Советов, или Дом ЦИК и СНК СССР) — комплекс сооружений на Берсе́невской набережной Москвы-реки на Болотном острове.
«Дом на на́бережной» (официальное наименование — «Дом прави́тельства». Правильнее назвать здание — Первый Дом Советов, или Дом ЦИК и СНК СССР) — комплекс сооружений на Берсе́невской набережной Москвы-реки на Болотном острове.
В 1976 г. вышла книга Юрия Трифинова — «Дом на набережной». Какое-то время писатель жил в этом доме. В романе он описал своё детство и юность. С тех пор за домом по адресу ул. Серафимовича д. 2 так и закрепилось название — Дом на набережной.
В честь писателя на доме установлена табличка.
Впрочем, таковых на фасаде много.
Здесь проживало большое количество знаменитых людей.
Дом настолько уникален, что имеет свой музей, посвящённый его строительству и его истории. В своё время 12-этажный с 505 квартирами (24 подъезда) он был одним из самых крупных в Европе.
Музей расположился на первом этаже в бывшей дворницкой (изначально дворник там жил).
У входа на вешалке можно видеть генеральские фуражки и мундиры. Кажется, что их хозяева разделись и куда-то отошли…
Датой своего рождения музей считает 12 ноября 1989 года. Весной 1989 г. группа энтузиастов под руководством и по инициативе одной из старейших жительниц дома, Тамары Андреевны Тер-Егиазарян, начала собирать материалы, связанные с историей дома. Ее начинание не встретило поддержки ни парткома, ни домкома. Поддержала общественность. Первая встреча, проведенная музеем 12 ноября, была посвящена истории местности и строительству дома. Эта дата и считается днем рождения общественного музея.
Теперь же, когда музей как объект культурно-исторический состоялся, на его стенах можно видеть множество различных грамот. Первый стенд — макет дома и фотографии, рассказывающие о строительстве.
Во время переноса в 1918 году столицы РСФСР из Петрограда в Москву было переведено большое количество госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах Советов (гостиницы «Националь», «Метрополь», «Лоскутная», прочие здания), однако жилой площади постоянно не хватало.
В связи с тем, что в центре Москвы образовалась нехватка гостиничных мест, в 1927 году создали комиссию по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров под председательством главы правительства Алексея Рыкова.
Комиссия, в которую входили секретарь ЦИК Авель Енукидзе, архитектор Борис Иофан и глава ОГПУ Генрих Ягода, решила, что квартиры в доме будут предоставлять членам ЦК ВКП(б), Комиссии партийного контроля, наркомам и их заместителям. Впоследствии в дом стали заселять военачальников, писателей и артистов, Героев Советского Союза, старых большевиков и пр.
24 июня 1927 года было принято решение о начале строительства дома для ответственных работников, которое продлилось до 1931 года.
Жильцами дома стали главным образом представители формировавшейся советской элиты: учёные, партийные деятели, герои Гражданской войны, Герои Социалистического Труда и Советского Союза, старые большевики, выдающиеся писатели, служащие Коминтерна, герои войны в Испании.
Одним словом, здесь жила советская элита и высокопоставленные чиновники.
Дом на набережной был построен по проекту Б. М. Иофана в стиле позднего конструктивизма на месте, где до этого находились винно-соляные склады, что нашло отражение в архитектуре его внутренних дворов. За ходом строительства следил лично А. И. Рыков.
Борис Михайлович Иофа́н (1891–1976) — один из ведущих представителей сталинской архитектуры, автор неосуществлённого проекта дворца Советов. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
В музее можно познакомиться с творчеством архитектора. Старые фотографии рассказывают о его жизни.
В первом зале представлен список участников войны, проживавших в доме.
Здесь же рядом за колючей проволокой фотографии тех, кто подвергся репрессиям.
Один из стендов знакомит посетителя с жизнью Юрия Трифонова.
Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов (1888–1938). Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904–1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).
В 1937–1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Трифоновой) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879–1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны.
Отец арестован 21 июня 1937 г. Обвинялся в троцкизме. Приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР 15 марта 1938 г. к высшей мере наказания; расстрелян в тот же день. Определением ВК ВС СССР от 26 ноября 1955 г. реабилитирован.
Любопытно, что дело Трифонова вёл молодой лейтенант госбезопасности, будущий министр госбезопасности В.Абакумов.
Рядом фотографии и личные вещи Лёвы Федотова.
Имя Льва Федотова стало известным благодаря его дневникам, которые были обнаружены уже после войны. Дневники состояли из 15 общих пронумерованных тетрадей, в которых Лев Федотов записывал дворовые и школьные события, а также свои мысли и соображения. Дневник велся с 1935 года (тетрадь I) по 23 июля 1941 года (тетрадь XV).
Лёва родился 10 января 1923 года, погиб в боях под Тулой — 25 июня 1943 года. Будучи подростком, Лёва дружил с Юрием Трифоновым. Удивительно, но в своих дневниках, будучи мальчиком, Лёва предсказал начало войны и её ход!
Под стеклом разложены личные вещи жильцов дома, детская одежда и обувь, игрушки, талоны, письма и заявления, протоколы и справки, удостоверения и акты.
Во второй комнате представлен быт жильцов.
Здесь всё разложено, развешано и расставлено довольно естественно, и посему кажется, что здесь живёт какая-то бабушка.
Пусть она и расположена на первом этаже, зато из окон видна Боровицкая башня.
Мебель, которой были обставлены все квартиры, делалась по эскизам архитектора Иофана. Изготовляли её здесь же — в подвалах дома была организована столярная мастерская.
Вся мебель была снабжена железными бирками с инвентарными номерами.
Помимо мебели в пользование жильцам предоставлялась посуда.
Меня особенно поразил акт, где управдом, придя к кому-то из жильцов, проводил сверку мебели вплоть до дверных ручек, состояние газовой плиты, порядок в ванной и в туалете.
Казалось бы, управдом пришёл в квартиру к какому-то высокопоставленному чиновнику?!
Ан нет — управдом был главнее всех. За несоблюдение порядка он мог и выселить! Кстати, те жильцы, кто подвергся репрессиям, из квартир выселялись.
В настоящем, когда вокруг Сталина и его эпохи существует множество фейков.
Мой хороший товарищ ходил на экскурсию, где гид рассказывал какие-то небылицы, что, дескать, стены этого дома толстые, так как в них есть специальные проходы. Чекисты ходили по ним, подслушивая разговоры жильцов.
Чушь полная! Сотрудники музея подобную лабуду категорически опровергли. Более того, мой друг риэлтор, продавал около 5–7 квартир в этом доме. В трёх он делал ремонт. Стены они долбили и даже ломали — никаких секретных ходов там нет! Впрочем, о ремонте поговорим чуть позже…
По словам сотрудниц музея, телефонный аппарат хоть и старый, но абсолютно исправный.
В очередной раз убеждаюсь, что вся техника, все постройки и все вещи сталинской эпохи — отличаются особой надёжностью и качеством.
Каждый экспонат имеет номер, по которому в каталоге можно посмотреть, что это за вещь и кому она принадлежала.
В музее есть краткое описание фасадных табличек.
Ну, а так как жили здесь люди по-большей части известные, о каждом можно что-то прочитать. Отдельным каталогом заведены проживавшие здесь женщины.
Когда я звонил в музей, я договорился о проведении экскурсии. Однако, когда я сюда пришёл, в музее проходила детская олимпиада. Сотрудники музея извинились, сказав, что экскурсия в данный момент невозможна. Впрочем, все экспонаты подписаны. Обо всё можно прочитать самостоятельно. Меня же в этой ситуации интерес школьников к своей истории очень даже обрадовал!
Любопытно, что смотрительницами работают женщины в этом самом доме проживающие. Думаю, что посетитель типа меня своими вопросами может даже и утомить. В любом случае, спасибо женщинам за предоставленную информацию!
Выхожу из музея и отправляюсь во дворы дома на прогулку.
Полукругом выходит во двор знаменитый театр Эстрады.
Жить в этом доме престижно. Бизнесмены всех мастей стараются купить здесь квартиру. Но тут есть свои сложности. В настоящем в центре Москвы отсутствуют продуктовые магазины. Дабы что-то купить, люди вынуждены ездить на окраину города. А вот чтобы ездить и отовариваться — нужна машина. И здесь уже возникают сложности с парковкой.
Всем также хорошо известно, что гулять с детьми в центре особо негде, и потому детская площадка во дворе дома выглядит как настоящее чудо.
В своё время мне довелось побывать в трёх квартирах. Повторюсь, мой друг продавал здесь недвижимость. И пока у него были ключи, дабы удовлетворить своё любопытство, я приходил сюда на экскурсии. На любом этаже только две квартиры. Однокомнатных и двухкомнатных нет — только трёх, четырёх и пятикомнатные. Потолки высокие, комнаты просторные. Кухни, туалеты и ванные — маленькие. Зато мусоропровод обустроен не в подъезде, а прямо на кухне.
Помню трёхкомнатную квартиру, где проживали родственники Щорса. Из зала был виден Кремль. Ещё одна комната выходила на ул. Серафимовича. Из третьей просматривался огромный Пётр — шедевральное З.Церетели. Столь шикарная квартира пере продалась очень быстро.
Мой друг в одной из квартир перекладывал паркет. Казалось бы, дело вполне обычное. Ан нет — старый дубовый паркет один из рабочих забрал себе, почистил и выложил его ёлочкой у себя на даче.
Одним словом, Дом на набережной является местом достаточно престижным. Он часто упоминается в литературе и даже в кинематографе. Рекомендую посмотреть фильм «Упасть вверх» с Евгенией Крюковой.
И всё-таки рассказ о нём был бы не совсем полным, если не упомянуть скандал, который разгорелся вокруг квартиры патриарха Кирилла.
Внимание прессы и общественности привлекли факты того, что предстоятелю Русской православной церкви] на правах собственности принадлежит элитное жильё в центре Москвы (5-комнатная квартира площадью 144,8 м²), проживание и регистрация в этом жилье гражданки Лидии Михайловны Леоновой, которая, не будучи собственником квартиры и не имея доверенности от собственника, выиграла иск на сумму около 20 млн руб. у Юрия Шевченко.
Насколько я понимаю, патриарх является монахом. И тут возникает вопрос — а может ли он иметь собственность?
Как сообщил в конце марта 2012 года Патриарх Кирилл журналисту Владимиру Соловьёву, это жильё ему в 1994 году предоставил заместитель мэра Москвы Лужкова Владимир Ресин.
Одним словом, смысл конфликта был в следующем. Под квартирой патриарха находилась квартира Юрия Шевченко. Рабочие делали у него ремонт и ломали стены. От их действий образовалась пыль, которая поднялась через дымоход в квартиру патриарха. Непонятно на каком основании проживавшая там сестра патриарха подала в суд и выиграла дело.
Иск включал в себя следующие пункты: перевозка предметов из квартиры Гундяева и обратно — 376 тыс. рублей, ремонт квартиры — 7,3 млн рублей, аренда аналогичной жилплощади на время ремонта — 2,1 млн рублей, испорченная мебель и предметы интерьера — 2,6 млн рублей, спецочистка 970 книг — 6,3 млн рублей, уборка имущества — 151 тыс. рублей. Замоскворецкий суд удовлетворил иск Леоновой в полном объеме, взыскав 19,7 млн руб. Позже с таким решением согласился Мосгорсуд.
После этого Ю.Шевченко подал уже другой иск.
13 стульев, два дивана, кресло и три ковра, как предметы, за порчу которых выплачена полная стоимость. Рассматривая иск сестры патриарха, Замоскворецкий суд признал: эти вещи так сильно испачканы, что необходимо заменить их на новые. За их порчу семья экс-министра уже заплатила и теперь обвиняет патриарха в том, что он захотел взять и деньги, и мебель. Все иски были оставлены без рассмотрения.
Всё это описано в Википедии в статье «Скандал вокруг квартиры патриарха Кирилла».
Скандал о «божественной пыли» совпал по времени с делом Pussy Riot. Либеральная пресса кипела возмущением, представив Юрия Шевченко скромным врачом кардиологом — но это несколько не так.
Юрий Леонидович Шевченко (род. 7 апреля 1947, Якутск) — российский врач, хирург и кардиохирург. Доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, начальник Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, Министр здравоохранения Российской Федерации (5 июля 1999 года — 2004 год). Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный врач Российской Федерации, генерал-полковник медицинской службы. Священник Украинской православной церкви Московского патриархата.
Последний факт наиболее интересен.
Благословения Патриарха Кирилла на священнослужение в Москве Георгий Шевченко не испрашивал и не имеет. Как священнослужитель никогда не назначался в штат Московской епархии. Удостоверение клирика Московской епархии у него отсутствует.
Как сообщает директор Православного правозащитного центра «Территория Церкви» А. В. Щипков, Юрий Шевченко окончил экстерном (всего за 2 года) Ташкентскую духовную семинарию, во священники рукоположён на Украине, то есть является клириком Украинской православной церкви Московского патриархата, но проживает в Москве, где и служит в устроенном им самим храме святителя Николая при Национальном медико-хирургическом центре им. Пирогова.
Это в корне противоречит нормам церковного канонического права и при рассмотрении обстоятельств дела церковным судом может повлечь за собой канонические прещения вплоть до извержения из сана.
В настоящее время в РПЦ возбуждена проверка и начаты процедуры по лишению Шевченко священного сана.
Если кто-то что-то понимает, то я запутался. Человек был министром, а стал священником?! Мне почему-то подумалось, а что если кто-то из режиссёров на основании этого скандала поставит театральную пьесу? В этом случае её можно будет посмотреть здесь же прямо в театре Эстрады.
Одним словом, друзья, следите за театральной афишей.