На рубеже, когда Красного Петуха сменяет Жёлтая Собака, в Государственном музее Востока открылась очень тематическая выставка.
На рубеже, когда Красного Петуха сменяет Жёлтая Собака, в Государственном музее Востока открылась очень тематическая выставка.
Собаки. Разные. Совсем древние и поближе. Китайские фигурки, японские нецке, миниатюра из индийской рукописи, резьба по кости чукч и якутов. В приуроченной к празднику экспозиции — скульптурные, живописные и графические изображения друга человека. Символ года представлен в серьёзном историко-этнографическом контексте.
Вот китайская «собака Будды». Или «собаколев». Или «шицзы». Защитник храмов и домашних алтарей. Со временем же этих собакольвов стали размещать у входа в любое соружение. А в Японии их стали звать «карасиси» (то есть «китайский лев») и «комаину» («корейская собака»). По легенде, Будду в его странствиях сопровождала маленькая собачка. Когда Будда хотел отдохнуть, собачка превращалась в большого льва — и мудрец спал на его спине. Собачьи фигурки не только охраняли жилища японцев от злых духов, краж и иных напастей, но и помогали в деторождении.
Устроители выставки отмечают, что собака не только хорошо строжит и оберегает, но может быть и не такой уж милашкой. В китайской мифологии есть, например, небесная собака Тяньгоу. Этот персонаж славится не самым миролюбивым характером — иногда кусает то солнце, то луну, после чего случаются затмения.
Картина из Азербайджана.
Наши северные мотивы.
Китайская терракотовая фигурка собаки эпохи Хань (III век до нашей эры — III век нашей эры).
А это же ближе к нам — японская игрушка в виде бойцовой собаки тоса ину (1998 год).
Посетителям нравится.
Выставка будет работать до 25 февраля.
Михаил ГУРЕВИЧ