В смутные наши времена, когда обычного туриста из России не желают видеть ни в Италии, ни во Франции, кратким свиданием с Сиеной и Парижем можно себя порадовать в Пушкинском музее. До 3-го октября на Волхонке открыты две выставки: «Сиена на заре Ренессанса» (главное здание) и «Музы Монпарнаса» (галерея).
Выставки небольшие и вполне вероятно посетить их одним днем, но я бы не советовала. Слишком уж разная тематика. Впечатлили меня обе, потому и решила об этих своих «походах» рассказать, разумеется, никоим образом не претендуя ни на какой серьезный обзор — это всего лишь заметки не равнодушного к прекрасному дилетанта, написанный с использованием информации, на выставках же полученной. И еще — упоминаю здесь только то, что действительно зацепило, цели сфотать «от и до» у меня никогда нет.
В анонсе к «Сиене» говорилось, что впервые в Москву привезли таволетты Биккерны, причем никогда еще Италию не покидали сразу десять таволетт. По всему судя, событие значительное, а таволетты это что-то уникальное? А я до сих пор о них слыхом не слыхивала…
Оказалось, таволетты (дощечки) Биккерны это расписные деревянные таблички, служившие обложками … книг учета. Биккерна же — старейший финансовый орган Сиенской коммуны, отвечавший за сбор налогов. (Да уж… интересоваться фискальной системой средневековой Сиены мне бы и в голову никогда не пришло! Потому, видимо, и не попадалось до сих пор упоминание этих самых таволетт).
Служащими Биккерны были представители богатейших семейств купцов и банкиров. Они руководили огромными денежными потоками: в середине 13-го века Сиена вошла в число пятнадцати крупнейших городов Европы, а благодаря масштабной торговле и деятельности банкиров, стала центром развития экономики. В Биккерне использовались новейшие методы ведения бухгалтерии и эффективную курьерскую службу. Биккерна была коллегиальным органом, ее сотрудники занимали свои должности в течение полугода, затем — во избежание коррупционных соблазнов — весь состав служащих меняли (представителей-то элиты!). Руководил работой Биккерны камерленго — казначей, который вел учет поступлений в казну. Его выбирали из членов монашеских орденов. Камерленго не должен был иметь связей с влиятельными сиенскими семействами.
Служащие Биккерны отмечали в трех разных книгах экономические операции, а в конце полугодия (перед своей отставкой) обобщали результаты и записывали их в двух других книгах, которые передавали Совету двадцати четырех (народное правительство, стоявшее во главе Сиенской коммуны) для проверки. Затем пергаментные (позже бумажные) листы помещали в «обложку» из двух досок, соединенных кожаными ремешками с застежкой. На верхней доске указывалось содержание тома, и делались рисунки, которые не только выполняли декоративную функцию, но и позволяли опознать том.
6
Диетисальви ди Спеме. Ильдибрандино Пальярези, камерленго. Дерево, темпера, золото. 1264
Биккерны расписывали со Средних веков и до конца 17-го века, привлекая к этому лучших художников Сиены, начиная с Дуччо ди Буонинсенья и Симоне Мартини. Ныне они составляют уникальную коллекцию, насчитывающую порядка сотни предметов, хранящуюся в Государственном архиве Сиены.
8
Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления в Сиене. 1344
Оформление таволетт постепенно превратилось в жанр светской живописи. Изображенная на таволетте сценка сопровождалась пояснениями — указывалось предназначение книги, имена чиновников, срок их нахождения в должности. Постепенно практика расписывать книги учета была принята и в других учреждениях Сиены. Но традиция эта так и осталась исключительно сиенской.
10
Сано ди Пьетро. Бракосочетание знатных господ. 1473
Вот здесь удивило то, что наряды действующих лиц выписаны детально, тогда как лица у всех совершенно одинаковые. И думаю эта таволетта как раз уже не из Биккерны, а вполне вероятно из некоего органа, отвечающего за «записи актов гражданского состояния»)))
Добросовестно посмотрела все десять таволетт, подивившись столь тщательному оформлению всего лишь гроссбухов, но это скорее была «зарядка для ума», а вот для души на этой выставке ждало другое: так называемые «золотые фоны Сиены».
Причем, в одном из залов были представлены работы, привезенные из Национальной пинакотеки Сиены и других музеев Тосканы, а в другом — произведения той же поры (большей частью треченто), но из собрания ГМИИ им. Пушкина. Конечно, и в «итальянском» зале экспонировались признанные шедевры, как например Мадонна Смирения Джованни ди Паоло (Лена (miss Elena), все-таки его работа была, уточнила уже после вашего вопроса),
8
Джованни ди Паоло. Мадонна Смирения. ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
но меня куда больше впечатлили «наши», из пушкинского музея. Вполне вероятно, что благодаря лучшей сохранности в том числе.
К тому же в зале, отведенном «гостям», было как-то темновато, и категорически запрещалось фотографировать. (Вот интересно, в самой пинакотеке можно?..) Поначалу расстроилась, но сравнив — разумеется, исключительно на уровне «нравится-не нравится» — совершенно успокоилась: «на память» как раз московские и хотелось иметь.
Между прочим, именно с этих произведений раннеитальянской живописи, так называемых примитивов, началась история картинной галереи Пушкинского музея. Еще в 1909-м году, задолго до открытия, музей получил в дар от дипломата М. С. Щекина, приобретенные им в Италии работы художников 14-15-го веков.
Конечно, сразу же удивило в этих работах нечто «родное», с нашими иконами перекликающееся. Оказалось, для сиенской школы было характерно — присущее только ей — смешение византийских, готических и ренессансных элементов. А распространение византийской манеры было основано на мнении, что византийские иконы наиболее достоверно передают лик Христа и других евангельских персонажей и обладают чудодейственной силой. Интересно, что ровно на тот же период — 13-й — 15-й века — когда сиенская школа в Тоскане считалась сильнее флорентийской, пришелся расцвет древнерусской иконописи, почитающей именно византийскую традицию.
7
Пьетро ди Джованни, прозванный Лоренцо Монако. Мадонна Смирение с Младенцем и ангелами. 1406.
6
Симоне Мартини. Мария Магдалина. 1320.
5
Джованни ди Бартоломео Кристиани. Мадонна с младенцем на троне с предстоящими ангелами. Около 1370.
Очень тронуло то, что Младенец держит Мадонну за палец, а она его — за ножку…
6
Вот от этой Мадонны особенно долго не могла отойти
6
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной и Христофором. 1490-е.
— все казалось необычным: удлиненный разрез глаз, курносый Младенец, взгляды всех действующих лиц (особенно Екатерины!).
5
6
А до чего хорош собственно «золотой фон»!
4
Франческо д’Антонио да Анкона. Фрагмент полиптиха.
Весьма необычный святой! Вот если бы увидела его изображение «вне контекста» точно бы подумала, что это кто-то из противоположного «лагеря»…
2
Стефано ди Джованни, прозванный Сассетта. Святой Лаврентий, Святой Стефан.
Одним из последних художников, в творчестве которых еще просматривается связь с традицией сиенской школы был Бернардино Фунгаи.
4
Бернардино Фунгаи. Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса. 1512- 1516.
Это же надо было изобразить суровых воинов в облике невозможно изящных юношей в роскошных одеяниях! Особенно умилили наколенники в виде львиных морд, да еще с оборочкой (хотя, наверное, это что-то защитное, но выглядит именно оборочкой))).
6
И шатры совсем не кажутся походными, скорее ярмарочными.
3
Да и у корабликов вид совершенно легкомысленный. Контраст, конечно, с предыдущими Мадоннами и святыми…
Билет на выставку разрешал доступ и к основной экспозиции музея. А т. к. я сюда вечно попадаю как раз «по случаю» и именно основную экспозицию миллион лет не видела, решила немного пройтись… И, конечно, не могла не остановиться возле трогательного Гвидо Рени — агнец-то какой безмятежный внизу!
9
И великолепного букета «Приношение Флоре» вовсе мне до того неведомого Жана Франсуа ван Даля.
13
Между прочим, еще одного Сципиона Африканского увидела я через неделю на второй выставке. Правда, изображен там был вовсе не римский военачальник и политический деятель)))
«Музы Монпарнаса» — это собственно о женщинах-художниках конца 19-го начала 20-го веков, а также тех дамах, кто художников-мужчин вдохновлял.
В позапрошлом веке считалось, что женщина и серьезное художественное образование вещи несовместные. В том числе и потому, что девушкам пришлось бы долгие часы смотреть на обнаженную натуру. Париж в последние десятилетия 19-го века стал чуть ли не единственным местом, где женщины такое образование все же могли получить, пусть только в частных школах, а не в государственных.
Обучали там не только живописи, но и основам скульптурного мастерства. В академиях Филиппо Коларосси и-Де ла Гранд-Шомьер занимались в том числе Камилла Клодель, Анна Голубкина, Вера Мухина. Один из залов выставки как раз скульптуре и посвящен.
6
Вера Мухина. Сидящая девушка. 1914.
2
Надежда Крандиевская. Элегия. 1910-е.
Меня здесь особенно заинтересовали работы Ханы Орловой. Младшая дочь в многодетной еврейской семье, бежавшей от погромов на Украине в Палестину, она в 1910-м году отправляется в Париж, мечтая стать модисткой. Скульптуру Хана открыла для себя во время визита в мастерскую знакомого, давшего ей в руки глину. В Париже ее взяли портнихой в модный дом Жанны Пакен, а вечерами она занимается в Русской академии Марии Васильевой и в Академии Коларосси.
Закончив черед три года Высшую национальную школу декоративного искусства, в 1913-м она уже будет участвовать в Осеннем салоне в Гран-Пале со своими работами!
«Я хочу, чтобы мои произведения были такими же жизненными, как сама жизнь», — скажет она, уже будучи зрелым, признанным скульптором. И ведь в самом деле — работы невероятно выразительные, и мне кажется, вне времени. Не верится, что это начало прошлого века.
1
Хана Орлова. Портрет художника Александра Яковлева. 1921.
3
Хана Орлова. Мой сын в матроске. 1927.
1
Хана Орлова. Две танцовщицы. 1914.
В следующем зале мне особенно понравились картины Жаклин Марваль. И больше всего «Кокетки». Полагаю не только мне, т. к. именно «Кокетки» стали символом выставки, помещены на баннерах и обложке каталога. Поразительно, но после смерти (1932) Жаклин была совершенно забыта. И только в 1987 году в музее Эбера (Париж) состоялась ретроспективная выставка ее работ и имя Марваль возвратилось любителям живописи.
2
Жаклин Марваль. Три грации. 1905
3
Жаклин Марваль. Танцовщица. Эскиз панно для театра Елисейских полей.1910-1913
6
Жаклин Марваль. Кокетки. 1903.
А вот от этой «Весны» стало не по себе…
6
Ромен Брукс. Женщина с цветами. «Весна». 1912
Оказалось, не просто так. Видимо, уже в момент написания картины некий надлом в душе автора был, а это всегда чувствуется. Ромен Брукс, французская художница американского происхождения в последние годы жизни не выходила из состоянии депрессии, жила в затемненной квартире, страдала от паранойи и почти не виделась с людьми. Есть версия, что на картине изображена Ида Рубинштей, с которой Ромен Брукс связывали близкие отношения. Кстати Брукс одной из первых ввела среди женщин моду на мужские костюмы.
Зато уж следующий зал посвящен женщине, «чей хрупкий облик и небольшой рост с лихвой восполнялись живостью характера, хлебосольностью и изобретательностью». В начале 1910-х на рю дю Мэн обосновалась Мари Васильефф (Мария Васильева), превратив свою мастерскую в Русскую академию, ставшую скорее местом вольного общения нежели строгого обучения.
Энергии этой маленькой женщины хватало не только на творчество. С началом первой мировой войны, решив поддержать бедствующих соседей (кому во время войны нужны картины?), она открыла столовую для художников. На свои собственные деньги, которые получала в том числе за изготовление кукол.
2
Куклы эти в свое время были нарасхват, и украсили многие модные гостиные Парижа, куда Васильева вошла по протекции модельера Поля Пуаре. Куклы эти назывались «компаньонками», и конечно, не предназначались для детей.
2
2
Сейчас кажутся страшноватенькими, но ценились однако!
Вот как раз в зале Васильевой можно увидеть еще одного Сципиона.
Не похож))) Ни на древнеримского, ни на образ, созданный Фунгаи в Сиене. Собственно, не удивительно, т. к. в данном случае Сципион лишь прозвище темнокожего натурщика. Экзотические натурщики были в то время редкостью, в мастерские художников они попадали большей частью из становившимися модными джаз-бандов. Вот одного такого красавца и изобразила Васильева на своей картине. Удивительно, но в кои веки «геометричность» меня не отталкивает.
4
Мария Васильева. Сципион Африканец. 1916.
А вот эта ее работа на первый взгляд кажется коллажем.
3
Мария Васильева. Ребенок с игрушками. 1920-е.
И в технике коллажа художница в самом деле работала. На выставке представлен портрет Жана Кокто — утонченного эстета — из… подручных материалов, в том числе кусочков газеты. И ведь есть сходство!
5
Мария Васильева. Портрет Жана Кокто. 1930.
Следующий зал я хотела было проскочить по-быстрому))) Потому как целая стена образцов тканей Сони Делоне меня совершенно не вдохновила. Не люблю я такие дико-активные расцветочки.
2
Но — мне повезло совпасть аж с двумя экскурсиями на выставке. Причем с совершенно разной подачей. Вот еще бы поменять их местами! Дело в том, что первая группа из пяти человек явно принадлежала к числу людей сведущих, и гид с ними вот именно разговаривал, а не вещал хорошо поставленным голосом. Я голову сломала, где видела двух дам из этой компании и самого сопровождающего. Его, пожалуй, точно на канале «Культура», ну и дам, наверняка тоже в телеке.
А вот вторая экскурсия была именно экскурсией. Для тех, кто вроде меня — с улицы. Слушать было интересно и там, и там. Но понятно, что лучше бы сначала ликбез, а потом тонкости.
В общем, послушав две истории Сони Делоне, я этими полосато-клетчатыми-вырви-глаз фрагментами заинтересовалась. И про саму Соню узнать было нелишне. Оказалось, родом она тоже из России, из Одессы. В раннем детстве малышку из небогатой еврейской семьи взял на воспитание дядя по материнской линии, процветающий петербургский адвокат Генрих Тёрк. Соня получила прекрасное образование, семья много путешествовала по Европе, и еще в детстве девочка побывала во многих крупнейших музеях. Способности к рисованию были отмечены еще в школе, и в 18 лет Соня отправляется в Художественную академию Карлсруэ, а оттуда, прочитав книгу «Мане и его круг», в Париж.
Много времени проводила она в художественных галереях. Робер Делоне стал ее вторым мужем. После рождения ребенка погрузилась в материнские заботы, благо денежных проблем, благодаря дядюшке не испытывала. Но однажды решила сделать детское одеяльце из лоскутков, с этого все и пошло.
Поначалу создание образцов тканей было лишь хобби, но после 1917-го, когда денежный поток из России прекратился, увлечение превратилось в источник дохода. Богатым дамам яркие и доселе невиданные принты понравились чрезвычайно. Одетые в платья из таких тканей они однозначно привлекали к себе внимание. А Соня Делоне вскоре стала крупнейшим мастером ар-деко её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Но больше всего меня удивило то, что, оказывается, в 1960-х были модны автомобили такой вот расцветки!
Еще один зал был посвящен дамам, которые сами не рисовали (или почти не рисовали), но облик которых запечатлен на многочисленных картинах художников Монпарнаса. И прежде всего это Кики с Монпарнаса и Юки.
4
Кики с Монпарнаса.
Алиса Эрнестина Прен отца своего не знала, и после отъезда матери в Париж на заработки, росла с бабушкой. В 12 лет отправилась в Париж, к матери, но в школе проучилась лишь год, потом вынуждена была идти работать, сначала в обувной мастерской, потом в пекарне. В 14 лет согласилась позировать обнаженной в мастерской скульптора Роншена. Став натурщицей имела множество романтических связей с известными художниками и артистами (Иваном Мозжухиныи в том числе).
1
Эмиль Годиссар. Обнаженная Кики.1927
Но поистине мировую известность Кики получила, став подругой и моделью одного из самых известных фотографов 20-го века Ман Рэя. Интересно, что с 14 лет позируя обнаженной для художников и скульпторов, Кики долгое время отказывалась сделать то же самое для фотографа, почему-то именно это казалось ей неприличным. Ман Рэй с трудом убедил все же попробовать, и «Срипка Энгра» стала общепризнанным шедевром.
Кики вообще-то была девушкой очень бойкой, в 28 лет написала мемуары (тоооненькая книжица, с крупным шрифтом), и один из экземпляров подарила … Сергею Эйзенштейну. С надписью: «Господину Эйзенштейну, который мне симпатичен, потому что я тоже люблю большие корабли и моряков». Более того, уговорила режиссера ей позировать и написала его портрет, который также представлен на выставке.
А мне куда больше понравилась вот эта «Шотландская семья» авторства Кики. Особенно лошадка, которая не пожелала позировать «как надо», а смотрит куда-то вдаль, отвернувшись от «общества»)))
4
Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса). Шотландская семья. Около 1930.
Но самым-самым в этом зале, да и настоящим открытием вообще стали для меня работы Цугухару ФужитА (который вообще-то Фудзита, но т. к. мы вроде как в Париже, то и произносят его фамилию здесь на французский манер). Собственно, и имя его французские друзья, для которых «Цугухира» было весьма труднопроизносимым почти сразу переиначили в Леонара. И ему это даже льстило, т. к. кумиром художника был великий Леонардо (это чувствуется!), в конце жизни, приняв католичество, он и в крещении взял себе имя Леонар.
На выставке представлены четыре работы Фудзиты. Я «утонула» в первой же, это был автопортрет (один из многочисленных, художник имел обыкновение дарить автопортреты вместо цветов, а вручая их, говорил: «Вот вам моя голова. Уж она-то, по крайней мере, не вянет!»
6
Цугухару Фужита. Автопортрет. 1926
Все здесь такое прозрачное, с минимумом цвета, и в то же время столько деталей! В том числе эскиз с изображением Юки, парижской музы художника на заднем плане.
На самом деле звали ее Люси Баду. Но, когда в финале (!) затянувшегося на три дня первого свидания в гостинице Цугухару поинтересовался именем девушки, оно показалось ему столь тривиальным, что он тут же подарил подруге новое имя — Юки, что в переводе с японского означает «снег», настолько белой показалась ему ее кожа.
И еще один персонаж почти всегда присутствует на автопортретах Цугухары — кот! Художник считал, что бог дал мужчинам кошек для лучшего понимания таинственной женской сути. Коты стали для Фудзиты чем-то вроде талисмана. А полосатый хвост конкретно этого позволяет предположить, что изображен здесь котик, который увязался однажды за художником по дороге в мастерскую, обзаведясь таким образом домом и именем Мике (полосатый).
Союз с Юки длился десять лет, после чего она увлеклась другим и пара распалась.
А вот здесь художник изображен уже с новой его спутницей — Мадлен Лекё. И снова котик! А девушки — один типаж…
5
Цугухару Фужита. Фужита и Мадлен. 1933
В Европе Фудзите многое было совершенно в новинку — в Японии не писали маслом. И глядя вот на эту картину («Сидящая обнаженная»), не верится, что это масло!
Так и кажется, что видишь рисунок тушью или что-то в этом роде. Кстати, начинал юный Цугухира рисовать всего лишь пальцем на мокром песке пляжа…
В итоге он изобрел собственную технику: создав фон краской, наносил поверх изящный рисунок тушью в традиционной японской рисовальной манере. А секрет мягко сияющего жемчужного тона лиц и тел Фудзита держал в большом секрете. Поговаривали, что в состав таинственной глазури входил и настоящий толченый перламутр.
Вообще-то после этого зала был еще один, посвященный сюрреализму. Но это уже совершенно не моя тема, да и после волшебного мира Фудзиты уже больше ничего не хотелось.
Пушкинскому музею большое спасибо за два чудесных вечера… Еще раз: побывать на этих двух выставках можно до третьего октября. Билеты он-лайн, по сеансам. В августе было свободно, но в сентябре, наверное, стоит позаботиться о них заранее. Все же народ возвращается из отпусков, да и погода портится…