Сиена и Париж на Волхонке

В смутные наши времена, когда обычного туриста из России не желают видеть ни в Италии, ни во Франции, кратким свиданием с Сиеной и Парижем можно себя порадовать в Пушкинском музее. До 3-го октября на Волхонке открыты две выставки: «Сиена на заре Ренессанса» (главное здание) и «Музы Монпарнаса» (галерея).

Выставки небольшие и вполне вероятно посетить их одним днем, но я бы не советовала. Слишком уж разная тематика. Впечатлили меня обе, потому и решила об этих своих «походах» рассказать, разумеется, никоим образом не претендуя ни на какой серьезный обзор — это всего лишь заметки не равнодушного к прекрасному дилетанта, написанный с использованием информации, на выставках же полученной. И еще — упоминаю здесь только то, что действительно зацепило, цели сфотать «от и до» у меня никогда нет.

В анонсе к «Сиене» говорилось, что впервые в Москву привезли таволетты Биккерны, причем никогда еще Италию не покидали сразу десять таволетт. По всему судя, событие значительное, а таволетты это что-то уникальное? А я до сих пор о них слыхом не слыхивала…

Оказалось, таволетты (дощечки) Биккерны это расписные деревянные таблички, служившие обложками … книг учета. Биккерна же — старейший финансовый орган Сиенской коммуны, отвечавший за сбор налогов. (Да уж… интересоваться фискальной системой средневековой Сиены мне бы и в голову никогда не пришло! Потому, видимо, и не попадалось до сих пор упоминание этих самых таволетт).

Служащими Биккерны были представители богатейших семейств купцов и банкиров. Они руководили огромными денежными потоками: в середине 13-го века Сиена вошла в число пятнадцати крупнейших городов Европы, а благодаря масштабной торговле и деятельности банкиров, стала центром развития экономики. В Биккерне использовались новейшие методы ведения бухгалтерии и эффективную курьерскую службу. Биккерна была коллегиальным органом, ее сотрудники занимали свои должности в течение полугода, затем — во избежание коррупционных соблазнов — весь состав служащих меняли (представителей-то элиты!). Руководил работой Биккерны камерленго — казначей, который вел учет поступлений в казну. Его выбирали из членов монашеских орденов. Камерленго не должен был иметь связей с влиятельными сиенскими семействами.

Служащие Биккерны отмечали в трех разных книгах экономические операции, а в конце полугодия (перед своей отставкой) обобщали результаты и записывали их в двух других книгах, которые передавали Совету двадцати четырех (народное правительство, стоявшее во главе Сиенской коммуны) для проверки. Затем пергаментные (позже бумажные) листы помещали в «обложку» из двух досок, соединенных кожаными ремешками с застежкой. На верхней доске указывалось содержание тома, и делались рисунки, которые не только выполняли декоративную функцию, но и позволяли опознать том.

6
Диетисальви ди Спеме. Ильдибрандино Пальярези, камерленго. Дерево, темпера, золото.  1264
Диетисальви ди Спеме. Ильдибрандино Пальярези, камерленго. Дерево, темпера, золото. 1264

Биккерны расписывали со Средних веков и до конца 17-го века, привлекая к этому лучших художников Сиены, начиная с Дуччо ди Буонинсенья и Симоне Мартини. Ныне они составляют уникальную коллекцию, насчитывающую порядка сотни предметов, хранящуюся в Государственном архиве Сиены.

8
Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления  в Сиене. 1344
Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления в Сиене. 1344

Оформление таволетт постепенно превратилось в жанр светской живописи. Изображенная на таволетте сценка сопровождалась пояснениями — указывалось предназначение книги, имена чиновников, срок их нахождения в должности. Постепенно практика расписывать книги учета была принята и в других учреждениях Сиены. Но традиция эта так и осталась исключительно сиенской.

10
Сано ди Пьетро. Бракосочетание знатных господ. 1473
Сано ди Пьетро. Бракосочетание знатных господ. 1473

Вот здесь удивило то, что наряды действующих лиц выписаны детально, тогда как лица у всех совершенно одинаковые. И думаю эта таволетта как раз уже не из Биккерны, а вполне вероятно из некоего органа, отвечающего за «записи актов гражданского состояния»)))

Добросовестно посмотрела все десять таволетт, подивившись столь тщательному оформлению всего лишь гроссбухов, но это скорее была «зарядка для ума», а вот для души на этой выставке ждало другое: так называемые «золотые фоны Сиены».

Причем, в одном из залов были представлены работы, привезенные из Национальной пинакотеки Сиены и других музеев Тосканы, а в другом — произведения той же поры (большей частью треченто), но из собрания ГМИИ им. Пушкина. Конечно, и в «итальянском» зале экспонировались признанные шедевры, как например Мадонна Смирения Джованни ди Паоло (Лена (miss Elena), все-таки его работа была, уточнила уже после вашего вопроса),

8
Джованни ди Паоло. Мадонна Смирения. ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
Джованни ди Паоло. Мадонна Смирения. ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА

но меня куда больше впечатлили «наши», из пушкинского музея. Вполне вероятно, что благодаря лучшей сохранности в том числе.

К тому же в зале, отведенном «гостям», было как-то темновато, и категорически запрещалось фотографировать. (Вот интересно, в самой пинакотеке можно?..) Поначалу расстроилась, но сравнив — разумеется, исключительно на уровне «нравится-не нравится» — совершенно успокоилась: «на память» как раз московские и хотелось иметь.

Между прочим, именно с этих произведений раннеитальянской живописи, так называемых примитивов, началась история картинной галереи Пушкинского музея. Еще в 1909-м году, задолго до открытия, музей получил в дар от дипломата М. С. Щекина, приобретенные им в Италии работы художников 14-15-го веков.

Конечно, сразу же удивило в этих работах нечто «родное», с нашими иконами перекликающееся. Оказалось, для сиенской школы было характерно — присущее только ей — смешение византийских, готических и ренессансных элементов. А распространение византийской манеры было основано на мнении, что византийские иконы наиболее достоверно передают лик Христа и других евангельских персонажей и обладают чудодейственной силой. Интересно, что ровно на тот же период — 13-й — 15-й века — когда сиенская школа в Тоскане считалась сильнее флорентийской, пришелся расцвет древнерусской иконописи, почитающей именно византийскую традицию.

7
Пьетро ди Джованни, прозванный Лоренцо Монако. Мадонна Смирение с Младенцем и ангелами. 1406.
Пьетро ди Джованни, прозванный Лоренцо Монако. Мадонна Смирение с Младенцем и ангелами. 1406.
6
Симоне Мартини.  Мария Магдалина. 1320.
Симоне Мартини. Мария Магдалина. 1320.
5
Джованни ди Бартоломео Кристиани. Мадонна с младенцем на троне с предстоящими ангелами. Около 1370.
Джованни ди Бартоломео Кристиани. Мадонна с младенцем на троне с предстоящими ангелами. Около 1370.

Очень тронуло то, что Младенец держит Мадонну за палец, а она его — за ножку…

6
Сиена и Париж на Волхонке

Вот от этой Мадонны особенно долго не могла отойти

6
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной и Христофором. 1490-е.
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной и Христофором. 1490-е.

— все казалось необычным: удлиненный разрез глаз, курносый Младенец, взгляды всех действующих лиц (особенно Екатерины!).

5
Сиена и Париж на Волхонке
6
Сиена и Париж на Волхонке

А до чего хорош собственно «золотой фон»!

4
Франческо д’Антонио да Анкона. Фрагмент полиптиха.
Франческо д’Антонио да Анкона. Фрагмент полиптиха.

Весьма необычный святой! Вот если бы увидела его изображение «вне контекста» точно бы подумала, что это кто-то из противоположного «лагеря»…

2
Стефано ди Джованни, прозванный Сассетта. Святой Лаврентий, Святой Стефан.
Стефано ди Джованни, прозванный Сассетта. Святой Лаврентий, Святой Стефан.

Одним из последних художников, в творчестве которых еще просматривается связь с традицией сиенской школы был Бернардино Фунгаи.

4
Бернардино Фунгаи. Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса. 1512- 1516.
Бернардино Фунгаи. Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса. 1512- 1516.

Это же надо было изобразить суровых воинов в облике невозможно изящных юношей в роскошных одеяниях! Особенно умилили наколенники в виде львиных морд, да еще с оборочкой (хотя, наверное, это что-то защитное, но выглядит именно оборочкой))).

6
Сиена и Париж на Волхонке

И шатры совсем не кажутся походными, скорее ярмарочными.

3
Сиена и Париж на Волхонке

Да и у корабликов вид совершенно легкомысленный. Контраст, конечно, с предыдущими Мадоннами и святыми…

Билет на выставку разрешал доступ и к основной экспозиции музея. А т. к. я сюда вечно попадаю как раз «по случаю» и именно основную экспозицию миллион лет не видела, решила немного пройтись… И, конечно, не могла не остановиться возле трогательного Гвидо Рени — агнец-то какой безмятежный внизу!

9
Сиена и Париж на Волхонке

И великолепного букета «Приношение Флоре» вовсе мне до того неведомого Жана Франсуа ван Даля.

13
Сиена и Париж на Волхонке

Между прочим, еще одного Сципиона Африканского увидела я через неделю на второй выставке. Правда, изображен там был вовсе не римский военачальник и политический деятель)))

«Музы Монпарнаса» — это собственно о женщинах-художниках конца 19-го начала 20-го веков, а также тех дамах, кто художников-мужчин вдохновлял.

В позапрошлом веке считалось, что женщина и серьезное художественное образование вещи несовместные. В том числе и потому, что девушкам пришлось бы долгие часы смотреть на обнаженную натуру. Париж в последние десятилетия 19-го века стал чуть ли не единственным местом, где женщины такое образование все же могли получить, пусть только в частных школах, а не в государственных.

Обучали там не только живописи, но и основам скульптурного мастерства. В академиях Филиппо Коларосси и-Де ла Гранд-Шомьер занимались в том числе Камилла Клодель, Анна Голубкина, Вера Мухина. Один из залов выставки как раз скульптуре и посвящен.

6
Вера Мухина. Сидящая девушка. 1914.
Вера Мухина. Сидящая девушка. 1914.
2
Надежда Крандиевская. Элегия. 1910-е.
Надежда Крандиевская. Элегия. 1910-е.

Меня здесь особенно заинтересовали работы Ханы Орловой. Младшая дочь в многодетной еврейской семье, бежавшей от погромов на Украине в Палестину, она в 1910-м году отправляется в Париж, мечтая стать модисткой. Скульптуру Хана открыла для себя во время визита в мастерскую знакомого, давшего ей в руки глину. В Париже ее взяли портнихой в модный дом Жанны Пакен, а вечерами она занимается в Русской академии Марии Васильевой и в Академии Коларосси.

Закончив черед три года Высшую национальную школу декоративного искусства, в 1913-м она уже будет участвовать в Осеннем салоне в Гран-Пале со своими работами!

«Я хочу, чтобы мои произведения были такими же жизненными, как сама жизнь», — скажет она, уже будучи зрелым, признанным скульптором. И ведь в самом деле — работы невероятно выразительные, и мне кажется, вне времени. Не верится, что это начало прошлого века.

1
Хана Орлова. Портрет художника Александра Яковлева. 1921.
Хана Орлова. Портрет художника Александра Яковлева. 1921.
3
Хана Орлова. Мой сын в матроске. 1927.
Хана Орлова. Мой сын в матроске. 1927.
1
Хана Орлова. Две танцовщицы. 1914.
Хана Орлова. Две танцовщицы. 1914.

В следующем зале мне особенно понравились картины Жаклин Марваль. И больше всего «Кокетки». Полагаю не только мне, т. к. именно «Кокетки» стали символом выставки, помещены на баннерах и обложке каталога. Поразительно, но после смерти (1932) Жаклин была совершенно забыта. И только в 1987 году в музее Эбера (Париж) состоялась ретроспективная выставка ее работ и имя Марваль возвратилось любителям живописи.

2
Жаклин Марваль. Три грации. 1905
Жаклин Марваль. Три грации. 1905
3
Жаклин Марваль. Танцовщица. Эскиз панно для театра Елисейских полей.1910-1913
Жаклин Марваль. Танцовщица. Эскиз панно для театра Елисейских полей.1910-1913
6
Жаклин Марваль. Кокетки. 1903.
Жаклин Марваль. Кокетки. 1903.

А вот от этой «Весны» стало не по себе…

6
Ромен Брукс. Женщина с цветами. «Весна». 1912
Ромен Брукс. Женщина с цветами. «Весна». 1912

Оказалось, не просто так. Видимо, уже в момент написания картины некий надлом в душе автора был, а это всегда чувствуется. Ромен Брукс, французская художница американского происхождения в последние годы жизни не выходила из состоянии депрессии, жила в затемненной квартире, страдала от паранойи и почти не виделась с людьми. Есть версия, что на картине изображена Ида Рубинштей, с которой Ромен Брукс связывали близкие отношения. Кстати Брукс одной из первых ввела среди женщин моду на мужские костюмы.

Зато уж следующий зал посвящен женщине, «чей хрупкий облик и небольшой рост с лихвой восполнялись живостью характера, хлебосольностью и изобретательностью». В начале 1910-х на рю дю Мэн обосновалась Мари Васильефф (Мария Васильева), превратив свою мастерскую в Русскую академию, ставшую скорее местом вольного общения нежели строгого обучения.

Энергии этой маленькой женщины хватало не только на творчество. С началом первой мировой войны, решив поддержать бедствующих соседей (кому во время войны нужны картины?), она открыла столовую для художников. На свои собственные деньги, которые получала в том числе за изготовление кукол.

2
Сиена и Париж на Волхонке

Куклы эти в свое время были нарасхват, и украсили многие модные гостиные Парижа, куда Васильева вошла по протекции модельера Поля Пуаре. Куклы эти назывались «компаньонками», и конечно, не предназначались для детей.

2
Сиена и Париж на Волхонке
2
Сиена и Париж на Волхонке

Сейчас кажутся страшноватенькими, но ценились однако!

Вот как раз в зале Васильевой можно увидеть еще одного Сципиона.

Не похож))) Ни на древнеримского, ни на образ, созданный Фунгаи в Сиене. Собственно, не удивительно, т. к. в данном случае Сципион лишь прозвище темнокожего натурщика. Экзотические натурщики были в то время редкостью, в мастерские художников они попадали большей частью из становившимися модными джаз-бандов. Вот одного такого красавца и изобразила Васильева на своей картине. Удивительно, но в кои веки «геометричность» меня не отталкивает.

4
Мария Васильева. Сципион Африканец. 1916.
Мария Васильева. Сципион Африканец. 1916.

А вот эта ее работа на первый взгляд кажется коллажем.

3
Мария Васильева. Ребенок с игрушками. 1920-е.
Мария Васильева. Ребенок с игрушками. 1920-е.

И в технике коллажа художница в самом деле работала. На выставке представлен портрет Жана Кокто — утонченного эстета — из… подручных материалов, в том числе кусочков газеты. И ведь есть сходство!

5
Мария Васильева. Портрет Жана Кокто. 1930.
Мария Васильева. Портрет Жана Кокто. 1930.

Следующий зал я хотела было проскочить по-быстрому))) Потому как целая стена образцов тканей Сони Делоне меня совершенно не вдохновила. Не люблю я такие дико-активные расцветочки.

2
Сиена и Париж на Волхонке

Но — мне повезло совпасть аж с двумя экскурсиями на выставке. Причем с совершенно разной подачей. Вот еще бы поменять их местами! Дело в том, что первая группа из пяти человек явно принадлежала к числу людей сведущих, и гид с ними вот именно разговаривал, а не вещал хорошо поставленным голосом. Я голову сломала, где видела двух дам из этой компании и самого сопровождающего. Его, пожалуй, точно на канале «Культура», ну и дам, наверняка тоже в телеке.

А вот вторая экскурсия была именно экскурсией. Для тех, кто вроде меня — с улицы. Слушать было интересно и там, и там. Но понятно, что лучше бы сначала ликбез, а потом тонкости.

В общем, послушав две истории Сони Делоне, я этими полосато-клетчатыми-вырви-глаз фрагментами заинтересовалась. И про саму Соню узнать было нелишне. Оказалось, родом она тоже из России, из Одессы. В раннем детстве малышку из небогатой еврейской семьи взял на воспитание дядя по материнской линии, процветающий петербургский адвокат Генрих Тёрк. Соня получила прекрасное образование, семья много путешествовала по Европе, и еще в детстве девочка побывала во многих крупнейших музеях. Способности к рисованию были отмечены еще в школе, и в 18 лет Соня отправляется в Художественную академию Карлсруэ, а оттуда, прочитав книгу «Мане и его круг», в Париж.

Много времени проводила она в художественных галереях. Робер Делоне стал ее вторым мужем. После рождения ребенка погрузилась в материнские заботы, благо денежных проблем, благодаря дядюшке не испытывала. Но однажды решила сделать детское одеяльце из лоскутков, с этого все и пошло.

Поначалу создание образцов тканей было лишь хобби, но после 1917-го, когда денежный поток из России прекратился, увлечение превратилось в источник дохода. Богатым дамам яркие и доселе невиданные принты понравились чрезвычайно. Одетые в платья из таких тканей они однозначно привлекали к себе внимание. А Соня Делоне вскоре стала крупнейшим мастером ар-деко её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Но больше всего меня удивило то, что, оказывается, в 1960-х были модны автомобили такой вот расцветки!

Еще один зал был посвящен дамам, которые сами не рисовали (или почти не рисовали), но облик которых запечатлен на многочисленных картинах художников Монпарнаса. И прежде всего это Кики с Монпарнаса и Юки.

4
Кики с Монпарнаса.
Кики с Монпарнаса.

Алиса Эрнестина Прен отца своего не знала, и после отъезда матери в Париж на заработки, росла с бабушкой. В 12 лет отправилась в Париж, к матери, но в школе проучилась лишь год, потом вынуждена была идти работать, сначала в обувной мастерской, потом в пекарне. В 14 лет согласилась позировать обнаженной в мастерской скульптора Роншена. Став натурщицей имела множество романтических связей с известными художниками и артистами (Иваном Мозжухиныи в том числе).

1
Эмиль Годиссар. Обнаженная Кики.1927
Эмиль Годиссар. Обнаженная Кики.1927

Но поистине мировую известность Кики получила, став подругой и моделью одного из самых известных фотографов 20-го века Ман Рэя. Интересно, что с 14 лет позируя обнаженной для художников и скульпторов, Кики долгое время отказывалась сделать то же самое для фотографа, почему-то именно это казалось ей неприличным. Ман Рэй с трудом убедил все же попробовать, и «Срипка Энгра» стала общепризнанным шедевром.

Кики вообще-то была девушкой очень бойкой, в 28 лет написала мемуары (тоооненькая книжица, с крупным шрифтом), и один из экземпляров подарила … Сергею Эйзенштейну. С надписью: «Господину Эйзенштейну, который мне симпатичен, потому что я тоже люблю большие корабли и моряков». Более того, уговорила режиссера ей позировать и написала его портрет, который также представлен на выставке.

А мне куда больше понравилась вот эта «Шотландская семья» авторства Кики. Особенно лошадка, которая не пожелала позировать «как надо», а смотрит куда-то вдаль, отвернувшись от «общества»)))

4
Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса). Шотландская семья. Около 1930.
Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса). Шотландская семья. Около 1930.

Но самым-самым в этом зале, да и настоящим открытием вообще стали для меня работы Цугухару ФужитА (который вообще-то Фудзита, но т. к. мы вроде как в Париже, то и произносят его фамилию здесь на французский манер). Собственно, и имя его французские друзья, для которых «Цугухира» было весьма труднопроизносимым почти сразу переиначили в Леонара. И ему это даже льстило, т. к. кумиром художника был великий Леонардо (это чувствуется!), в конце жизни, приняв католичество, он и в крещении взял себе имя Леонар.

На выставке представлены четыре работы Фудзиты. Я «утонула» в первой же, это был автопортрет (один из многочисленных, художник имел обыкновение дарить автопортреты вместо цветов, а вручая их, говорил: «Вот вам моя голова. Уж она-то, по крайней мере, не вянет!»

6
Цугухару Фужита. Автопортрет. 1926
Цугухару Фужита. Автопортрет. 1926

Все здесь такое прозрачное, с минимумом цвета, и в то же время столько деталей! В том числе эскиз с изображением Юки, парижской музы художника на заднем плане.

На самом деле звали ее Люси Баду. Но, когда в финале (!) затянувшегося на три дня первого свидания в гостинице Цугухару поинтересовался именем девушки, оно показалось ему столь тривиальным, что он тут же подарил подруге новое имя — Юки, что в переводе с японского означает «снег», настолько белой показалась ему ее кожа.

И еще один персонаж почти всегда присутствует на автопортретах Цугухары — кот! Художник считал, что бог дал мужчинам кошек для лучшего понимания таинственной женской сути. Коты стали для Фудзиты чем-то вроде талисмана. А полосатый хвост конкретно этого позволяет предположить, что изображен здесь котик, который увязался однажды за художником по дороге в мастерскую, обзаведясь таким образом домом и именем Мике (полосатый).

Союз с Юки длился десять лет, после чего она увлеклась другим и пара распалась.

А вот здесь художник изображен уже с новой его спутницей — Мадлен Лекё. И снова котик! А девушки — один типаж…

5
Цугухару Фужита. Фужита и Мадлен. 1933
Цугухару Фужита. Фужита и Мадлен. 1933

В Европе Фудзите многое было совершенно в новинку — в Японии не писали маслом. И глядя вот на эту картину («Сидящая обнаженная»), не верится, что это масло!

5
Цугухару Фужита. Сидящая обнаженная (Жаклин Годдар).1929
Цугухару Фужита. Сидящая обнаженная (Жаклин Годдар).1929

Так и кажется, что видишь рисунок тушью или что-то в этом роде. Кстати, начинал юный Цугухира рисовать всего лишь пальцем на мокром песке пляжа…

В итоге он изобрел собственную технику: создав фон краской, наносил поверх изящный рисунок тушью в традиционной японской рисовальной манере. А секрет мягко сияющего жемчужного тона лиц и тел Фудзита держал в большом секрете. Поговаривали, что в состав таинственной глазури входил и настоящий толченый перламутр.

Вообще-то после этого зала был еще один, посвященный сюрреализму. Но это уже совершенно не моя тема, да и после волшебного мира Фудзиты уже больше ничего не хотелось.

Пушкинскому музею большое спасибо за два чудесных вечера… Еще раз: побывать на этих двух выставках можно до третьего октября. Билеты он-лайн, по сеансам. В августе было свободно, но в сентябре, наверное, стоит позаботиться о них заранее. Все же народ возвращается из отпусков, да и погода портится…

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

ул. Волхонка, 12 Подробнее об объекте