Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

2
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Фламандский натюрморт XVII века по праву принадлежит к числу выдающихся достижений мировой художественной культуры. В России хранятся первоклассные образцы творчества мастеров этого жанра во главе с Франсом Снейдерсом. Впервые собранные вместе в едином экспозиционном пространстве, они позволяют оценить неповторимые живописные решения фламандцев, эволюцию представителей этой школы и композиционно-типологическую вариативность ее произведений, многозначность их смыслов.

3
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

В основе проекта — «знаковые» работы Снейдерса, его предше-ственников, современников и последователей, начиная с прославленных (Яна Брейгеля Бархатного, Яна Фейта, Даниеля Сегерса, Яна Давидса де Хема) и заканчивая менее известными (Николасом Каве, Петером ван ден Бемденом, Яном Баптистом ван Муркерке), от наследия которых сохранились лишь единичные произведения искусства.

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Помимо экспонатов из коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, важной частью выставки являются картины, любезно предоставленные российскими региональными музеями и московскими коллекционерами. Они мало известны зрительской аудитории, хотя убедительно свидетельствуют о преемственности поколений в трехсотлетней истории коллек-ционирования фламандской живописи в России. Многие работы, специально извлеченные из запасников, были внимательно изучены и отреставрированы, получили новые атрибуции и датировки.

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Необходимо помнить, что сам термин «натюрморт» появился во франции эпохи Просвещения, тогда как во фландрии в предыдущем столетии не имели понятия о жанровой принадлежности такого рода изображе-ний. В старинных инвентарях коллекций и аукционов речь обычно шла, например, просто о «вазе с цветами» (een blompot), «завтраке» (ontbitje), «фруктах» (fruitje), «охотничьих трофеях» (jachtje) или об «атрибутах мирской суеты» (vanitas vanitatum). Кроме того, в пределах каждого из «микрожанров» встречаются разные обозначения, по сути, однотипных картин. Шумная многоголосица фламандских натюрмортов была во многом обусловлена эмблематической многозначностью художественных образов, допускавших различные уровни интерпретации. Зрителю предлагалась здесь интеллектуальная игра, предполагавшая постижение назида-тельного контекста произведения через смысловые ассоциации — как очевидные, так и тонко завуалированные.

3
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Лучшие черты искусства Снейдерса проявились в изображениях лавок, кухонь и богато накрытых праздничных столов. В середине 1610-х цветовая гамма его произведений стала ярче, в них появилось больше живо-писной свободы, пластической активности открытого мазка («Рыбная лавка»).

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Введение в композицию крупноформатных полотен человеческих фигур и жанровых сценок на втором плане было продиктовано не только желанием мастера позабавить зрителя. С их помощью искусно маскировалась тщательно продуманная геометрическая основа построения картины, словно помогая зрителю сразу охватить взглядом всю глубину ее пространства.

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века


Но главными для Снейдерса всегда оставались элементы натюрморта — апофеоз живой природы, ее щедрости и неувядаемой красоты. Насыщенным образным языком он создавал картину изобилия, благоденствия, процве-тания — воплощение дорогой сердцам его соотечественников мечты о «золотом веке».

1
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

По сложившейся традиции многие картины на выставке были анимированы в дополненной реальности, что здорово разнообразило выставку не по самому популярному жанру.

3
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Возникнув как важный элемент в образно-пластической структуре произведений ранней нидерландской живописи, натюрморт как автономный жанр окончательно сложился в искусстве мастеров Южных Нидерландов в конце XVI века и стремительно достиг расцвета на протяжении следующего столетия, поистине «золотого» для фламандского искусства.

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века
4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века


Первые картины-натюрморты с тематической дифференциацией появились в 1600-х годах в творчестве антверпенцев: Осиаса Берта Старшего, Клары Петерс и мастеров из их ближайшего окружения (Николаса Каве, Якоба ван Эса). Кроме того, жанр получил распространение в гессенском Ханау и во Франкентале (в работах Изака Соро, Петера Бинуа). Художники представляли предметы с близкой точки зрения, что позволяло зрителям получить удовольствие от разглядывания мельчайших деталей.

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века


Достаточно быстро в типологии «накрытых столов». наметилось разделение на парадные изображения и камерные — так называемые завтраки. Из этой традиции вышли ранние произведения Франса Снейдерса, а также созданные им в зрелые годы «кабинетные». натюрморты. В центре его внимания оказались уже не внешние свойства плодов, не текстура их поверх-ностей, а «внутренние» качества — свежесть и сочность.

3
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века


Спелые, переполненные соками фрукты в трактовке художника воспринимаются уже как плоть живой при-роды, а не просто «мертвая натура», как у его старших предшественников. И недаром: Антверпен, где мастер провел значительную часть жизни, был в ту эпоху не только художественным, но и торговым центром Фландрии. Изобилие различных заморских яств, пред-ставленных в натюрмортах живописца, было призвано демонстрировать обширные международные торговые связи города и имело явный пропагандистский под-текст- прославляло испанских властителей Фландрии, продолжавших войну с протестантской Голландией.

1
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века


В частности, в этом отношении творчество Снейдерса оказало заметное влияние на современников.

3
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века
2
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Работавший попеременно в Южных и Северных Нидерландах Ян Давидс де Хем, а также его многочисленные ученики и последователи создавали натюрморты различных типов, меняя в зависимости от творческой задачи как стилистику, так и выбор тем и мотивов. В их наследии можно встретить изящные букеты, «ученые натюрморты» с музыкальными инструментами и книгами, но наибольшую славу снискали «роскошные натюрморты» (pronkstilleven). Этот термин принято применять к нарочито изобильным композициям, наполненным предметами, демонстрировавшими статус их владельца.

1
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века
4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века



Нередко такие картины обретали форму «обмана зрения». Такие живописцы, как Петер ван дер Виллиге или Себастьян Боннекруа, намеренно создавали иллюзию связи двух пространств (художественного и зрительского)

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века


В последней четверти XVII столетия во фламандском натюрморте стали преобладать отчетливо выраженные декоративные тенденции. Сформировался велеречиво-помпезный стиль произведений, создававшихся для украшения дворцов и замков. Назначение таких работ-радовать взор зрителя, а также демонстрировать благополучие и процветание владельца: экзотические цветы, плоды, животные и птицы олицетворяли роскошь и богатство. Картины ведущих мастеров того времени (Давида де Конинка, Яна Франса ван Сона, отца и сына Вербрюггенов) отличают, с одной стороны, тяжеловесность композиционных решений и изобилие декоративных деталей, с другой — изысканность красочных сочетаний, умение передать тончайшие переходы от глубокой тени до скользящих бликов света на мокрых лепестках цветов, кожуре овощей, птичьем оперении и звериной шерсти.

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Со времен Средневековья изображения цветов привносили символический смысл в сцены Благовещения: ирисы и белые лилии говорили о непорочности Девы Марии. На протяжении XVII столетия букеты в картинах воплощали красоту и недолговечность всего зем-ного. Могли они быть и атрибутом аллегории обоняния, одного из пяти чувств, либо олицетворять периоды жизни человека: бутон — детство, распустившийся цветок — зрелость, увядающий — старость, а сбросивший лепестки — смерть.
Создание эстетически самодостаточных изображений букетов в глиняных или стеклянных вазах — творческое изобретение Яна Брейгеля Бархатного. Хотя эти его работы были исполнены в Антверпене через несколько лет после возвращения мастера из Италии, непосредственным вдохновителем их создания был его заказчик — Федерико Борромео, архиепископ Милана. В пере-писке художник объяснял кардиналу, что букет, при всей его жизненной достоверности, составлен из множества весенних, летних и осенних цветов, в живой природе никогда не цветущих одновременно: «В написанные с натуры изображения цветов… я вложил все мое искус-ство. Я не могу поверить, что такое великое множество столь редких и разнообразных цветов кто-нибудь прежде смог изобразить, к тому же со столь высокой тщатель-ностью и изяществом. Любование ими сможет доставить ни с чем не сравнимое удовольствие зимой».

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века


Практически одновременно сложилась типология «ги-лянд». эти тонко написанные картины имитировали живые цветы, которыми украшали в дни религиозных праздников мраморные или керамические рельефы с изображениями Христа, Мадонны или святых.

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века


Происхождение этого типа композиций связано со средневековой иконографией hortus conclusus («запертый сад»), отсылающей к стиху из «Песни песней». «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запеча-танный источник» (Песн. 4:12). Наибольшей виртуозно-стью отличались произведения антверпенского художника — монаха иезуитского ордена Даниеля Сегерса, ученика Брейгеля Бархатного, оказавшего заметное влияние на других мастеров цветочного натюрморта по всей Европе.

4
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века


В процессе создания таких работ наметилось четкое разделение труда живописцев: сначала натюрмортист писал гирлянду, а затем мастер «фигурного» жанра — изображения евангельских персонажей.

1
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Выставка вышла необычная, нехарактерная для ГМИИ, но тем не менее мне понравилась, хотя конечно если идти в ГМИИ — то обязательно пройдитесь по основным залам, там выполнили великолепную перестановку, разместив на первом этаже искусство средневековья и Нового времени, подняв итальянскую и французскую живопись на второй этаж.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

ул. Волхонка, 12 Подробнее об объекте