Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

Открытие этой выставки я ждала с предвкушением… Догадывалась, что будет невероятно интересно и ошеломляюще красиво… Ведь Российский императорский двор считался одним из самых великолепных в Европе, причем впечатление царственной роскоши во многом достигалось благодаря нарядам монархов и придворных.

И вот свершилось: Государственный Эрмитаж в честь грядущего юбилея Исторического музея впервые представил в Москве столь масштабную экспозицию из своей коллекции — около 50 комплектов костюмов и более 60 аксессуаров, принадлежавших членам императорской фамилии, представителям аристократии, придворным дамам, кавалерам и служителям.

При входе первым делом видишь фотографии Александра III c семьей и парадный портрет его супруги Марии Федоровны работы Франсуа Фламенга (1894 г.) в великолепном алом платье, отделанном мехом. Что вполне логично, т. к. именно Мария Федоровна была законодательницей мод среди дам высшего света во временной период, отраженный на выставке. Императрица обладала отменным вкусом, одеваться любила и умела.

15
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

К тому же, родив шестерых детей, Мария Федоровна до преклонных лет сохранила отличную фигуру с талией в 65 сантиметров.

В чем, кстати, можно убедиться уже в первом зале, посвященном венчанию последнего российского императора: талии платьев невесты Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны один в один!

8
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

Венчание состоялось 14 ноября 1894 года, в день рождения Марии Федоровны: совсем недавно скончался Александр III, и этот день был единственным, когда православная церковь дозволяла ослабление траура. Платье императрицы из белого крепа, отделка минимальная… Правда, шлейф куда длиннее, чем у невесты, так как невеста на тот момент была лишь великой княгиней.

8
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

Платье Александры Федоровны — серебряное. Оказывается традиционно подвенечный наряд невесты дома Романовых, как символ ее невинности и чистоты, выполнялся из серебряной парчи, украшался перьями птиц и лилиями, вышитыми серебряными нитями.

1 из 3

Одевали невесту в Малахитовой комнате Зимнего дворца перед знаменитым золотым туалетным набором Анны Иоанновны, в зеркало которого смотрелись все невесты из императорской фамилии. По понятным причинам, несмотря на роскошь, свадебная церемония была совсем не радостной.

10
Лауриц Регнер Туксен. Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны 14 ноября 1894 года. Состоявшееся в Большой церкви Зимнего дворца.
Лауриц Регнер Туксен. Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны 14 ноября 1894 года. Состоявшееся в Большой церкви Зимнего дворца.

Александра Федоровна даже назвала процессию «продолжением похорон».

А Мария Федоровна в этот день официально получила статус вдовствующей императрицы, впрочем, ее положение почти не изменилось: она по-прежнему была первой во время придворных церемоний, сохраняла свои резиденции и двор, назначала статс-дам и фрейлин, как и прежде удивительно добрым и светлым было отношение к ней старшего сына. Но — она больше не царствовала. С чем так и не смогла смириться…

Обязаны были стать (и стали) куда более сдержанными туалеты Марии Федоровны. На смену ярким цветам пришли черные, различных оттенков серые тона, белый с кремовым, лиловый и фиолетовый. При этом наряды оставались невероятно элегантными, отставая впрочем (особенно это касалось шляп) на пару лет от последних французских веяний. Причем, в то время такое вот «запаздывание» считалось неписанным правилом хорошего тона не только для вдов, но и вообще для дам элегантного возраста. Из этого периода запомнилось мне черное, в золотистую крапинку платье, показавшееся поначалу мрачноватым… Но, оказалось, что кокетка спинки этого наряда прямо-таки сияет изысканной золотой вышивкой! Жаль, сфотографировать вид сзади было нереально — витрина бликовала вовсю…

Конечно, на выставке представлены и мужские костюмы, но разве их сравнить с женскими! Нет, золотое шитье, галуны и т. п. в них присутствует, но все эти мундиры больше удивляют, чем восхищают.

Например, решительно не понимаю, как в таком вот костюме можно было быстро передвигаться,

9
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

а однако же это «костюм парадный скорохода Высочайшего двора»! Из-под жилета еще и юбка выглядывает…

Хотя, бегать скороходам приходилось лишь внутри дворца. Вот пример того, какие обязанности приходилось исполнять скороходам (события происходят во время церемонии бракосочетания Александра II): «На хорах публика была в самых богатых туалетах; случилось однако, что у одной дамы была надета черная кружевная накидка: тотчас является скороход, отыскивает даму и просит от имени гофмаршала Олсуфьева снять черную накидку. Дама, конечно, моментально исполняет желание гофмаршала, сбрасывает накидку и держит ее на руках; вторично появляется скороход, прося унести или так спрятать, чтобы вовсе не было видно ничего черного».

А это парадная форма камер-казака при комнатах императрицы Марии Федоровны:

7
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

В их обязанности входила круглосуточная охрана императрицы, сопровождение ее во время пеших прогулок, вояжей и выездов. Все камер-казаки должны были пройти службу в гвардейских казачьих частях и назначались на должность по выбору императора. Синий цвет костюма указывает на то, что камер-казак служит именно вдовствующей императрице. У состоящего при императрице царствующей цвет «прикладного» сукна красный.

Парадный костюм камергера императорского двора с камергерским ключом ничем бы меня не заинтересовал, если бы не собственно ключ… Этот самый золоченый ключ с двуглавым орлом на голубой муаровой ленте полагалось носить прикрепленным к мундиру… сзади! В области, ну, скажем так, поясницы)))

1 из 2

Один из залов выставки демонстрирует домашнюю одежду и разные мелочи.

6
Гостиная императрицы Марии Федоровны в Гатчине
Гостиная императрицы Марии Федоровны в Гатчине

Даже чулочки можно было посмотреть, выдвинув ящики «комода». Больше всего посетителей впечатлили чулки ярко-красного цвета, над ними склонилось столько голов, что пришлось обойтись без фото))) Тем более, что вышитые, с объемными крохотными цветочками даже интереснее. Ну, и вышит, конечно, только низ, то, что может мелькнуть из-под длинной юбки)))

8
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

Туфли удивляли не столько размером, хотя он «Золушкин» — 35-й, сколь узостью. Совершенно не представляю себе такую ножку. Все представленные туфельки принадлежали Марии Федоровне.

1 из 3

Шляпки — каждая произведение искусства! И хотя не Филипп Трейси, но тоже затейливы весьма. Особенно та, что с анюточками понравилась…

1 из 2

Невозможно не восхититься тонкостью кружева и вышивки носовых платков.

1 из 2

И порядком озадачило то, что и платок императора, причем такого мощного мужчины, как Александр III, тоже обшит кружевом! Даже и сфотать его забыла, трубки как-то понятнее))):

5
Курительные трубки Александра III (предположительно). Янтарь
Курительные трубки Александра III (предположительно). Янтарь

Парадный туалетный прибор. Состоит из 42 двух серебряных предметов разного назначения: зеркала, ларцы, пудреницы, щеточки, колокольчики на подставках, помадницы и т. д. и т. п.! Туалет знатной дамы тех времен длился иногда несколько часов с перерывом на кофе или чай.

11
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

Кроме домашнего платья, капота и пеньюара Марии Федоровны

1 из 2
Домашнее платье императрицы Марии Федоровны. В итальянском стиле времен эпохи Возрождения

1 из 2
Нарядный капот фасона "ампир", с завышенной талией, выполнен из кремового шелка с прошивками из тюлевого кружева, имитирующего кружево алансонское. Париж, модный дом Мезон Лаферьер.

1 из 2
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны. Батист, кружево валансьен, шелковые ленты, вышивка. Россия. 1867-1868

в этом зале можно увидеть церемониальный ночной комплект Александра III (вернее, на тот момент великого князя Александра Александровича), который был надет на нем в первую брачную ночь: халат из серебряного глазета, ночная сорочка, туфли, отороченные лебяжьм пухом. (Как не вспомнить серебряную парчу и украшение птичьими перьями платья невесты?..)

11
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

Зять Александра III, великий князь Александр Михайлович, женившийся на его дочери Ксении, писал: «Этот забавный обычай фигурировал в перечне правил церемониала нашего венчания (…) Мне не оставалось ничего другого, как вздыхать и подчиняться. Дом Романовых не собирался отступать от выработанных веками традиций. (…) Проходя в спальную к жене, я увидел в зеркале отражение моей фигуры, задрапированной в серебряную парчу. И мой смешной вид заставил меня снова расхохотаться. Я был похож на оперного султана в последнем акте»…

Разумеется строго регламентировался «дресс-код» официальных мероприятий. Рисунок золотого шитья на фалдах, обшлагах и воротниках мундиров должен был соответствовать установленному образцу. Покрой, цвет, рисунок шитья на платьях придворных дам — также. По цвету платья и вышивки на нем можно было безошибочно определить, в чьей свите состоит фрейлина. Статс-дамы и камер-фрейлины надевали платья из зеленого бархата, фрейлины императрицы — из алого бархата с золотым шитьем, фрейлинам великих княжон полагались туалеты светло-синего цвета, гофмейстеринам — малинового. Фрейлины великих княгинь носили платья алого бархата, но с серебряным шитьем. Официальный дамский костюм дополнял головной убор с вуалью: для замужних дам — кокошник, для девушек повязка.

Отойти от строгостей протокола позволялось лишь на балах-маскарадах. Вот уж там фантазия разыгрывалась вовсю. Тематика могла быть самой разнообразной. От русской старины до эпохи Возрождения.

Вот в таких платьях блистали на балу в стиле Ренессанс, устроенном Великой княгиней Екатериной Михайловной в Михайловском дворце 10 апреля 1890 года, графиня Софья Петровна Гендрикова и княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Дополняло наряд княгини опахало из страусовых перьев на коралловой ручке.

1 из 2
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»
12

1 из 3

Ну и конечно непременным атрибутом бального (да и не только) платья был веер. Не знаю, считал ли кто-нибудь веера Марии Федоровны, полагаю, было их очень много! Несколько представленных на выставке поражают разнообразием — от «скромного» в ландышах, до кружевного великолепия с изображением герба Российской империи.

1 из 3
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»
11

1 из 4
Веер складной с изображением герба Российской империи. Перламутр, батист, шелковая нить, медь, вышивка.

Нарядами императрицы и светских дам можно полюбоваться и на портретах,

1 из 4
Иван Крамской. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1880-е

среди которых для меня самый-самый — портрет княгини Юсуповой кисти того же Франсуа Фламенга, что и портрет императрицы при входе. Княгиня изображена в роскошном туалете — шелка, меха, кружево; на жемчужной нити, перекинутой через плечо, красуется редкостное сокровище: жемчужина Перегрина, по преданию принадлежавшая самой Клеопатре.

14
Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894.
Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894.

Платья бальные, платья вечерние, платья визитные… Каких только нет, и каждое — произведение искусства.

1 из 2
Бальное платье императрицы Марии Федоровны.Париж, модный дом Морин-Блосье. 1892-1893

1 из 2
Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом Чарльза Ворта. В ту пору писали, что парижане открыли секрет соединения наиболее бунтующих цветов. Розовый с зеленым долгое время считались "врагами")))

Многие туалеты Марии Федоровны были изготовлены знаменитым Чарльзом Вортом, который создал первый в Европе Дом мод, именно Ворт впервые для демонстрации моделей одежды привлек манекенщиц.

Мария Федоровна пользовалась услугами Ворта более 30 лет и настолько доверяла его вкусу, что делала заказы по телеграфу.

Вот это платье от Ворта хотелось рассмотреть во всех деталях — очень уж необычна отделка, столько всего! Даже крохотные помпончики!

11
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

Стиль этот назывался Tapissier (обивочный), потому как шили такие платья и костюмы из тяжелых тканей, использовавшихся при обивке мебели, богато декорировали бахромой, кружевом, вышивкой.

1 из 3

Известно, что Ворт установил правило — выезжать на примерки только к супруге Наполеона III, императрице Евгении. Остальные дамы должны были сами приезжать в его ателье. Но для Марии Федоровны было сделано исключение: из Парижа в Петербург посылали рисунки и образцы тканей, а шили платья в соответствии с манекеном, сделанным по меркам императрицы. Готовые наряды тщательно упаковывали и посылали в Петербург поездом.

Интересная особенность платьев того времени — сменный лиф. Это изобретение также приписывают Чарльзу Ворту. Закрытый лиф, с длинным рукавом «за локоть» предназначался для визитов. Открытый, с большим декольте, коротким рукавом, богаче декорированный — для вечерних приемов.

1 из 2
Платье вечернее визитное. Чарльз Ворт.

1 из 3
Платье вечернее визитное. Чарльз Ворт

Платье из розового муара в крапинку, украшено кружевом, имитирующим венецианский гипюр и плиссированным шифоном.

5
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

Ткань была выбрана согласно новейшим тенденциям, по последней парижской моде 1893-го года. Журнал «Модный свет» советовал своим читательницам: «Нынче в моде будут следующие цвета: блеклорозовый, цвет увядших роз и все красивые оттенки китайской розы». В то же время автор «Вестника моды» уточнял, что «последним словом считаются все ткани шанжан, одним словом всё, что переливается и отливает другими цветами».

9
Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века»

Самые роскошные туалеты представлены в зале, оформлением своим напоминающим бальный зал дворца: французские окна, за которыми что-то вроде зимнего сада, негромко звучит музыка вальсов…

9
Платья придворные парадные императрицы Марии Федоровны и статс-дамы
Платья придворные парадные императрицы Марии Федоровны и статс-дамы

Из воспоминаний о бале в Зимнем дворце в январе 1883 года: Танцы, у которых принимали участие государыня императрица, великие княгини и прочие высочайшие особы продолжались до полуночи и закончились мазуркою. В 12 часов последовал ужин, сервированный в Гербовой, Георгиевской, Александровской и Белой залах, Военной галерее и в целом ряде комнат 1 запасной половины. К тому времени во всех апартаментах, занятых балом и ужином — кроме газового освещения и ламп — горели тридцать тысяч стеариновых свечей. Сервировка столов отличалась изяществом и великолепием. (…) Против куверта Государыни Императрицы кроме драгоценного столового сервиза, массивных ваз с редкими красивыми цветами и фруктами был раскинут столовый ковер, сделанный из живых ландышей и гиацинтов.(…) Тысячная масса придворной прислуги, одетая в парадные статс-ливреи, непрерывными линиями дефилировала за столами с кушаньями и приборами. По окончании ужина Их Величества и Их Высочества изволили возвратиться в Николаевскую залу, где снова возобновились танцы». Впечатляет, не правда ли?..

10
Платье придворное парадное фрейлины императрицы
Платье придворное парадное фрейлины императрицы
9
Платье придворное парадное статс-дамы. Непременно из зеленого бархата.
Платье придворное парадное статс-дамы. Непременно из зеленого бархата.
8
Шлейф парадного платья статс-дамы.
Шлейф парадного платья статс-дамы.
7
Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны
Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны
10
Шлейф парадного платья императрицы Марии Федоровны
Шлейф парадного платья императрицы Марии Федоровны

На прощанье сделала еще один круг по залам, останавливаясь у особенно понравившихся нарядов… Кстати, вроде бы тематика выставки исключительно дамская, но — видела и мужчин среди посетителей. Причем вовсе не в качестве «сопровождающих лиц»)))

Радует, что «Придворный костюм середины XIX — начала XX века» открывает СЕРИЮ юбилейных выставок, посвященных 150-летию Исторического музея, которое будет отмечаться в 2022 году. Похоже, нас ждет еще много-много интересного!

Полюбоваться же великолепием великосветских туалетов времен последних Романовых можно до 16 июля 2021 года.

В рассказе о выставке использованы материалы, представленные на ее стендах, а также выдержки из каталога Эрмитажа «Высочайшего двора служители».

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Государственный исторический музей (ГИМ)

Красная пл., д. 1 Подробнее об объекте