Почти полтора столетия Красную площадь Москвы украшает величественное здание Исторического музея, построенное в 1875—1883 гг. специально для размещения национальной сокровищницы России.
Почти полтора столетия Красную площадь Москвы украшает величественное здание Исторического музея, построенное в 1875—1883 гг. специально для размещения национальной сокровищницы России.
Своим появлением один из старейших московских музеев обязан грандиозной Всероссийской Политехнической выставке.
Инициаторами создания выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя во время Крымской войны, а также исследованиям древнего Херсонеса.
9 февраля 1872 года было получено «высочайшее соизволение» императора Александра II на устройство в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Дата считается днем основания музея.
Московская городская дума отдала под строительство музея участок земли на Красной площади, изначально планировавшийся для размещения собственного здания.
В августе 1875 года император Александр II лично заложил камень в основание будущего музея.
За прошедшие годы здание стало не только хранителем истории, но и её участником. Первый бой между красными и белыми в октябре 1917 г. состоялся на Красной площади. Через неделю Кремль обстреливали из пушек, отчего музею тоже досталось.
Здание оказалось в центре волнений, ежедневно вокруг собирались толпы, а в помещениях «солдаты тыкали штыками по всем тёмным углам». Только личные указы наркома просвещения Анатолия Луначарского и Владимира Ленина предотвратили уничтожение музея.
Ноябрьский парад красноармейцев 1941 года, уходивших на фронт, бомбардировки Москвы, демонстрации трудящихся — Государственный исторический музей помнит многое!
Внутренние интерьеры оформлены в псевдорусском стиле, что помогает настроиться на прошлое.
Парадные сени — первое помещение, куда входят посетители. На потолке генеалогическое древо императорской семьи. В композицию входят 68 ростовых портретов российских государей.
Перемещаясь по залам, невольно представляешь, как под этими сводами проводились экскурсии для российских царей, генсеков, высокопоставленных гостей и иностранных делегаций.
Государственный исторический музей можно смело назвать визитной карточкой тысячелетней России.
Думаю, читатель понимает, рассказать про все экспонаты попросту невозможно.
Подобной цели я даже не ставлю.
Рассказ будет выборочным.
В фойе посетителя встречают и провожают половецкие бабы.
Первый зал посвящён древним людям. Времена раннего и среднего палеолита принято называть доисторическими. Письменных свидетельств происходившего нет.
Мы видим предметы быта, орудия охоты, бивни мамонтов, кости животных, инсталляцию захоронений.
В Каменном веке изделия людей стали более совершенными и осмысленными.
Человек научился обрабатывать камень, узнал секрет глины.
Посреди зала под стеклом большой чёлн, почерневший от времени и выставленный на обозрение. Экскурсоводы с удовольствием повествуют о столь объёмном артефакте.
Мезолит. Эпоха позднепервобытной общины. Неолит — здесь начинается экспозиция памятников металлического периода и бронзы. В оформлении использованы космогонические символы и орнаменты различных культур.
Глиняная посуда становится более совершенной. В некоторых случаях от изделий современных древние горшки, чашки и плошки малоотличимы.
Про отдельные экспонаты можно не только прочитать, но и посмотреть ролик.
Прямо по центру экспозиции дольмен, собранный из плит. На плазменной панели крутят фильм, где, как и когда был найден дольмен и как проходила сборка.
Распад первобытной общины. Энеолит Юга. Бронзовый век — артефактам данных периодов посвящён следующий зал.
Часто прошлое попадает в настоящее случайно.
При проведении земляных работ обнаруживаются клады, либо могильные захоронения.
Плазменная панель рассказывает о нескольких находках.
Так при строительстве Военно-Грузинской дороги был вскрыт могильник с металлическими фигурками. Судя по одежде, древние мастера изобразили знатных воинов. К сожалению, по целому ряду местных поверий, достоянием общественности сделалось не всё, а лишь малая часть найденного.
В музее можно заказать экскурсию.
Единственное, их проводят не по всей экспозиции, а по отдельным залам.
Мне повезло подслушать историю греческого саркофага, что был найден на Кубани перед Первой мировой. Судя по форме и оформлению усыпальницы, усопший принадлежал к знати. На территории России подобные находки встречаются крайне редко.
Как мы все знаем, после 1914 г. страну закружила целая череда событий, и саркофаг так и остался возле церкви.
Когда Кубань оккупировали немцы, греческий артефакт они сразу оценили. При отступлении его переправили в Крым, но увезти в Германию не успели. Погребальная камера пережила воздушный налёт. Её верхняя мраморная крышка раскололась на множество осколков.
В 1944 г. в Крым выехала женщина, представлявшая ГИМ. С большим трудом, ей удалось доставить находку в Москву. Музеи часто ведут борьбу за артефакты и произведения искусства. На саркофаг претендовал Эрмитаж.
Мраморный верх в последующем склеили, в качестве жеста доброй воли оставив один из уголков в местном музее.
Задача исторического музея — правдиво донести до обывателя жизнь той или иной эпохи. В свою очередь произведения искусства являются экспонатами музея художественного. Экспонаты ГИМ стереотип опровергают.
Трудно не восхититься оружием и предметами погребальной утвари, что найдены в сарматских и скифских курганах.
На территории Крыма достойную память о себе оставили греки.
Научные сотрудники постарались отобразить культуру самых разных государств и этносов, существовавших на территории России.
В эпоху Великого переселения народов существовала государственная система в северном Приуралье, оставило о себе память государство Енисейских кыргызов.
Мы же перейдём в следующий зал. Он посвящён формированию Древней Руси — позднему язычеству и раннему христианству.
Зал «Древнерусский город» рассказывает про Новгород, про его купцов и простых жителей.
Кто не знает, откуда берёт своё название рубль, наверняка удивится.
Зал № 10. Жизнь Древнерусского государства в период феодальной раздробленности — круглый зал угловой северо-восточной башни, изначально назывался «Владимирским» и был посвящён культуре этого древнего города. Барельефы зала являются слепками Дмитриевского собора Владимира, роспись стен и мозаика скопированы из Успенского собора.
Зал № 11. Культура Древней Руси IX — первой половины XIII века — последний зал, открытый для посещения в 1883 году, однако оформление было закончено только в 1891-м. В первые годы работы музея зал назывался «Суздальским».
Экскурсоводы, подводя к одному из стендов, просят угадать назначение предмета. Посетители думают, ломая голову, а это всего-навсего замок.
Первый этаж завершают: зал № 12 Памятники Ростова Великого и Ярославля и зал № 13 Образование единого Российского государства.
Возвращаясь к вопросу истории и искусства, повторюсь, музейные экспонаты, что здесь собраны, историческими язык назвать не поворачивается.
Всё представленное выполнено на высоком художественном уровне.
Православие сформировало культуру России.
После осмотра первого этажа посетитель поднимается на второй, где идут залы с 25-го по 36-й.
Их оформление проводилось значительно позже открытия музея и отличается от первого этажа более сдержанным видом.
В любом случае, отображён период Петра Великого и последующие эпохи вплоть до Революции.
Часто случаются споры по поводу внешности Петра Первого. В музее хранится его бюст, выполненный на основе посмертной маски. Рядом отпечаток ладони.
С момента создания музея и до революции 1917 года его фонд пополнялся преимущественно экспонатами из частных коллекций. Среди дарителей были многие знатные семьи: Романовы, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Бахрушины, Боткины.
В 1905 году Пётр Щукин подарил ГИМ более 300 тысяч предметов русской живописи, иконописи и прикладного искусства, а также целый архив исторических документов. На тот момент коллекция Щукина превышала число единиц фонда самого музея.
В годы Великой Отечественной фонд музея фактически разделился на две части — спустя неделю после объявления войны директор Анна Карпова получила приказ к концу июля подготовить к эвакуации самые ценные экспонаты.
ГИМ на Красной площади был единственным из столичных музеев, который продолжал работать даже во время осады Москвы. Его закрывали только на неделю осенью 1941-го, когда после бомбёжки в здании выбило стёкла и возникла трещина в фундаменте.
Из дневника сотрудницы музея Марии Михайловны Денисовой известно, что в тот период в подвалах музея ночевали сотрудники личной охраны Иосифа Сталина.
Когда поднимаешься на третий, на лестничном проходе нельзя не заметить позолоченную скульптуру Фама. Фигура впервые экспонируется после реставрации.
На пересечении Мясницкой и Садового кольца в прежние времена находились ворота, которые назывались Красными. Первые триумфальные ворота были построены из дерева по указу Петра Великого в 1721 году в честь победы в Северной войне.
В 1724 г. при перестройке по случаю коронации Екатерины I была изготовлена скульптура Фама. В последующем Красные ворота заменили каменными, но надвершие в виде Фама оставили. В 1928 г. при реконструкции Москвы ворота были снесены и Фама передали в музей.
Фама («молва», «сказание», «вещий голос») — греко-римская богиня молвы или сказания. В Афинах ей был посвящён алтарь, упоминается у Гомера и Гесиода.
На момент нашего визита на третьем этаже проходила выставка посвящённая императору Александру III Миротворцу.
Она рассказывала о строительстве железных дорог. Можно было увидеть портреты детей императора, иконы дома Романовых, личные вещи.
Кто не был, посетить Государственный Исторический музей настоятельно советую!