Окончание отзыва о посещении выставки «Сокровища полковых музеев», проводимой в Москве в Государственном историческом музее, я начну с рассказа о четвёртом тематическом разделе, который называется «Музей лейб-гвардии Преображенского полка».
Открывает экспозицию этого раздела скульптурный портрет императора Петра I с его фразой: «Потом трудов моих создал я вас!«:
1
Бюст Петра I находился в зале офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице в Санкт-Петербурге. А приведенные слова являются частью приветствия императора к своим войскам после Полтавского сражения: «Здравствуйте, сыны Отечества, чада мои возлюбленные! Потом трудов моих создал я вас; без вас государству, как телу без души, жить невозможно…».
Одним из старейших музеев, созданных при воинских частях русской армии, являлся Арсенал-музей лейб-гвардии Преображенского полка.
В конце XVIII века около Таврического дворца в Санкт-Петербурге был возведен комплекс кирпичных зданий с прилегающей территорией для лейб-гвардии Преображенского полка. Центральным строением стало здание госпиталя этого полка на Кирочной улице, в котором впоследствии разместились арсенал, библиотека, учрежденная еще в 1811 году, и офицерское собрание. С организацией офицерских собраний в русской императорской армии и гвардии памятные и ценные предметы стали концентрироваться там. Офицерские собрания лейб-гвардии Преображенского полка располагались в Таврических казармах на Кирочной улице, в казармах на Миллионной улице, в Красносельском лагере.
В 1886 году вышел каталог собрания лейб-гвардии Преображенского полка: «Описание достопримечательных вещей, хранящихся в Библиотеке, Арсенале и Офицерском собрании». В каталог входило более 1100 вещей: образа, серебро, скульптуры, картины, гравюры, мундиры, медали, оружие, знамена, музыкальные инструменты, документы и другие реликвии. В последующие годы коллекция достопримечательных вещей неоднократно пополнялась.
В конце 1917 года была прекращена деятельность офицерских организаций, в том числе и офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка. На базе национализированных материалов войсковых музеев русской армии в 1923 году в Москве был создан Военно-исторический музей, просуществовавший около трёх лет. После его закрытия часть фондов попала в Государственный исторический музей. Так в его собрании оказалось большое количество памятников из полковых музеев, учётная документация которых во время реорганизаций и переездов была частично утрачена.
Полковая принадлежность и история поступивших в ГИМ предметов выявляется научными сотрудниками музея. Среди выявленных памятников большая часть относится к коллекции лейб-гвардии Преображенского полка. Часть этой коллекции представлена на выставке «Сокровища полковых музеев.
В этой части выставочной экспозиции рядом помещены три портрета — императора Александра II и его сыновей цесаревича Николая Александровича и цесаревича Александра Александровича. Все три портрета были написаны художником И. А. Тюриным в середине 1860-х годов и находились в офицерском собрании лейб-гвардии Преображенского полка.
2
Император Александр II изображен в генеральском мундире лейб-гвардии Преображенского полка со знаками отличия генерал-адъютанта (аксельбантом), лентой и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1818), звездой ордена Святого Владимира I степени (1846), знаком ордена Святого Георгия IV степени (1850), крестом «За службу на Кавказе» (1864), знаком отличия «за 20 лет беспорочной службы» (1854).
Посмертный портрет цесаревича Николая Александровича написан после его кончины в Ницце 12 апреля 1865 года. Образ создан художником на основании фотографии 1864 года. Николай Александрович изображен со знаками отличия генерал-майора свиты, с лентой и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
Цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, изображен в общевойсковом мундире, со знаками отличия генерал-майора свиты, звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1845) и знаком ордена Святого Владимира IV степени (1864).
На следующей фотографии собраны предметы, имеющие отношение к императору Николаю I и наследнику Александру Николаевичу — будущему императору Александру II. Оформлены они в виде рабочего кабинета. Здесь показаны:
копия мраморного бюста императора Николая I с оригинала, созданного скульптором Х. Д. Раухом, 1830-е годы;
письменный стол Александра II, начало XIX века;
картина художника А. И. Ладюрнера «Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года». В день переприсяги новому императору Николаю Павловичу «преображенцы» были первыми, кто военным строем прикрыл Зимний дворец по получении известий о мятеже на Сенатской площади, позже названном «восстание декабристов»;
рескрипт Николая I лейб-гвардии Преображенскому полку (в золотистой рамке на столе);
формулярный список о службе наследника цесаревича Александра Николаевича, числящегося в лейб-гвардии Преображенском полку (лежит в центре стола);
ларец, в который был вложен формулярный список о службе цесаревича Александра Николаевича (стоит на столе);
памятная витрина с фотографией императрицы Марии Александровны в траурном платье, сделанной в 1878 году, и принадлежавшими ей нарукавниками с шитьем лейб-гвардии Преображенского полка. Надпись на витрине гласит: «нарукавники в Бозе почившей императрицы государыни Марии Александровны». Памятные витрины создавались специально для полковых музеев:
1
Ещё один портрет — это портрет князя Николая Николаевича Оболенского, написанный художником И. А. Тюриным в 1887 году:
1
Князь Н. Н. Оболенский командовал лейб-гвардии Преображенским полком с 1 ноября 1876 по 26 февраля 1887 года. На основании рукописной описи собрания Преображенского полка 1913 года удалось установить, что портрет был заказан самим князем и подарен полку в 1887 году. На выставке «Сокровища полковых музеев этот портрет экспонируется впервые.
И этот портрет экспонируется на выставке впервые. Это портрет принца Александра Петровича Ольденбургского, командовавшего лейб-гвардии Преображенским полком с 1870 по 1876 год.
1
В каталоге библиотеки лейб-гвардии Преображенского полка, изданном в 1886 году, портрет обозначен как «подаренный полку его Высочеством». В рукописном каталоге собрания 1913 года указано, что портрет подарен принцем в 1883 году.
На выставке показано также несколько картин с изображениями офицеров и низших чинов лейб-гвардии Преображенского полка конца 1820-х — 1830-х годов. В результате исследования удалось установить, что серия принадлежала великому князю Михаилу Павловичу и была им завещана генерал-адъютанту Н. А. Исленьеву, командовавшему Преображенским полком с 1822 по 1833 год. После кончины последнего в 1851 году картины были переданы в Преображенский полк.
На картине А. И. Зауэрвейда, написанной в конце 1820-х годов, показаны офицеры, нижние чины и горнист лейб-гвардии Преображенского полка.
1
На картине изображены: полковник Викентий Иванович де Бан-Скоротецкий, штабс-капитан Назимов, унтер-офицер Яков Константинов, гренадер Василий Котов, стрелок Яков Поротов, горнист Григорий Демидов.
А вот эта картина была пожалована Преображенскому полку императором Александром II. Написал её художник А. И. Гебенс в 1848 году. Называется она «Квартирьеры лейб-гвардии Преображенского полка»:
1
Работа входит в серию картин, запечатлевших будни разных полков. На выставке «Сокровища полковых музеев» она демонстрируется впервые.
Квартирьер — это военный, занимающийся подготовкой мест расположения и размещением воинских частей при их передвижении, а также изучением санитарного состояния района, отношения к армии местного населения, сбором сведений об источниках воды и топлива, наличии и состоянии дорог.
Картина создана художником по заказу Собственного кабинета Его Императорского Величества и принадлежала императору Николаю I. В 1861 году она находилась в Александровском дворце Царского Села. Картина была пожалована полку императором Александром II 19 февраля 1880 года «в память 25-летней годовщины назначения его шефом полка».
Ещё одна картина А. И. Гебенса «Преображенцы пляшут под балалайку» была подарена полку императором Александром II по тому же случаю, что и предыдущая:
1
А на этой картине художника П. А. Суходольского показаны преображенцы в бою при деревне Ташкисен:
1
Сражение русско-турецкой кампании, состоявшееся 19 (31) декабря 1877 года, завершило тяжелейший переход через Балканы западного отряда русской армии под командованием генерал-адъютанта Иосифа Владимировича Гурко и открыло дорогу на Софию. В приказе И. В. Гурко отмечалось, что Ташкисенский бой был «достойной наградою первому отряду, перевалившему зимние Балканы, и старейшему полку нашей армии — Преображенскому — шедшему во главе авангарда».
В рукописной описи собрания Преображенского полка 1913 года указано, что работа Суходольского «Бой под Ташкисеном» была приобретена полком на «аукционе Гр. Татищева». Вероятно, картина происходит из собрания героя русско-турецкой войны генерала от инфантерии графа Николая Дмитриевича Татищева (1829–1907). Другой вариант картины на этот сюжет находился в Зимнем дворце.
На выставке показаны также две картины художника И. П. Прянишникова, написанные в конце 1880-х годов, которые были подарены Преображенскому полку наследниками великого князя Сергея Александровича: великой княгиней Елизаветой Фёдоровной и великой княгиней Марией Павловной. Эти «два портрета нижних чинов в рамах» были «жалованы офицерскому собранию… на память о Великом Князе Сергее Александровиче, бывшем командире Преображенцев, так горячо и постоянно любившем этот полк».
1
На выставке представлена целая галерея портретов военнослужащих лейб-гвардии Преображенского полка:
1
На следующей фотографии показаны образцы парадного оружия и мундиров Преображенского полка (слева направо):
шашка драгунская офицерская образца 1881/1909 годов со словами марша лейб-гвардии Преображенского полка на клинке;
палаш морской матросский образца 1856 года;
сабля гренадерская образца 1786 года с биркой музея лейб-гвардии Преображенского полка;
детский мундир унтер-офицера лейб-гвардии Преображенского полка, 1855 год. Принадлежал великому князю Алексею Александровичу;
мундир офицера лейб-гвардии Преображенского полка, 1909 — 1917. Принадлежал главнокомандующему войсками гвардии великому князю Владимиру Александровичу. Подарен полку великой княгиней Марией Павловной.
1
А это образцы головных уборов преображенцев:
1
Вверху головные уборы времени правления императора Павла I:
слева — шапка гренадерская нижних чинов 2-го гренадерского батальона лейб-гвардии Преображенского полка образца 1797 — 1798 годов;
справа — шапка гренадерская нижних чинов лейб-батальона лейб-гвардии Преображенского полка образца 1799 — 1801 годов.
Интерес также представляют музыкальные инструменты, которые использовались в Преображенском полку.
Очень необычно выглядят трубы рогового оркестра, изготовленные во второй половине XVIII века:
1
Роговой оркестр — яркое явление в русской музыкальной культуре середины XVIII века. Идея соединить звуки охотничьих рожков принадлежала камер-музыканту придворного оркестра Елизаветы Петровны Яну-Антуану Марешу. К первой четверти XIX века мода на роговые оркестры начала спадать. Они сохранялись только в лейб-гвардии Конном и лейб-гвардии Конно-гренадерском полках. В конце 1830-х годов инструменты полковых роговых оркестров были переданы на хранение в арсенал лейб-гвардии Преображенского полка. Существует фотография труб в хранилище арсенала Преображенского полка:
1
И ещё один необычный духовой музыкальный инструмент военного оркестра, который называется серпент, можно увидеть на выставке:
1
Он был подарен лейб-гвардии Преображенскому полку его бывшим командиром Александром Васильевичем Жерковым, о чем свидетельствует надпись: «Труба пожертвована командиром 1. Бригады 1. гвард. пехот. дивизии генер. лейтен. Алекс. Василь. Жерковым и бывшего команд. л.-г. Преобр. полка 11 мая 1848 года».
Эти два кларнета, показанные на выставке, изготовленные во второй половине XIX века, тоже принадлежали лейб-гвардии Преображенскому полку:
1
Перейду теперь к следующему тематическому разделу выставки «Сокровища полковых музеев». Он называется «Юбилеи полков».
Важным элементом в воспитании полкового корпоративного патриотизма являлось создание чувства взаимосвязи со славными деяниями предшественников, на которые новые поколения воинов должны равняться. Осознание особенности своего полка воспитывалось через коллективные ритуалы и популяризацию сведений о полковой истории.
Со времен императора Николая I значимым признаком достоинства полка стало его старшинство, то есть узаконенная дата создания воинской части, которая могла не совпадать с фактической датой формирования полка, так как старшинство и часть регалий и знаков отличия могли перейти от другой воинской части.
В конце XIX — начале XX века большая группа полков российской императорской армии отмечала 100-летние и 200-летние юбилеи. Также значимыми для культурной жизни страны стали празднования в начале XX века 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия дома Романовых, в которых также самое активное участие принимали полки российской армии.
Одной из важнейших составляющих юбилейных торжеств были пышные праздничные застолья, на которые помимо официальных лиц приглашались представители полков-сослуживцев по воинским соединениям и полков-побратимов по истории создания. Мероприятия сопровождались выпуском сувенирной продукции, обменом драгоценными и памятными подарками, созданием альбомов фотографий и выпуском полковых историй, для написания которых порой привлекались маститые историки и выдающиеся иллюстраторы.
Покажу только некоторые предметы, которые мне удалось сфотографировать на выставке.
1
1
1
Надпись на дощечке, прикреплённой к витрине, гласит: «Кексгольмцы — Перновцам в память равночтимого отца их предков 1710 — 1806 — 1910».
С 1710 года получено старшинство 3-го гренадерского Перновского Короля Фридриха Вильгельма IV полка и лейб-гвардии Кексгольмского Императора Австрийского полка. 1806 год — год формирования из трёх рот Кексгольмского мушкетерского полка мушкетерского Перновского полка, то есть из части Кексгольмского полка был образован Перновский полк, но старшинство обоих отсчитывается с 1710 года.
Поэтому в 1910 году отмечался 200-летний юбилей и 3-го гренадерского Перновского Короля Фридриха Вильгельма IV полка, и лейб-гвардии Кексгольмского Императора Австрийского полка. Вот такая интересная метаморфоза.
А это подарок офицеров Московского полка своему полку на 100-летний юбилей:
1
Надпись на плакетке: «Родному полку старые московцы».
На барельефах изображены славные эпизоды участия Московского полка в Бородинской битве 26 августа 1812 года и в сражении при Араб-Конаке 21 ноября 1877 года.
В Бородинском сражении лейб-гвардии Литовский полк (будущий Московский) держал оборону южнее деревни Семёновской, подвергался жестокому артиллерийскому обстрелу и неоднократно отражал атаки кавалерии противника. На барельефе изображен момент героической гибели командира батальона подполковника Алексея Ефимовича Шварца, который возглавил контратаку, будучи смертельно раненым.
В сражении при Араб-Конаке (русско-турецкая война 1877 — 1878 годов) московцы героически отражали атаки превосходящих сил противника. На барельефе изображен момент решительной контратаки, возглавленной командующим полком Оскаром-Фердинандом Гриппенбергом, в которой приняли участие даже полковые музыканты.
Следующая памятная пластина изготовлена в память 200-летия 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка.
1
На серебряной пластине в форме свитка размещены вензеля императоров Петра I, Александра III и Николая II, капитанский погон Астраханского гренадерского полка, полковой знак. В центре — полковое знамя. Над знаменем надпись: «12 гренадерский Астраханский Императора Александра III полк». С правой стороны процитирован рескрипт: «Поздравляю молодцов астраханцев с исполнившимся 200-летием их доблестного служения Престолу и Отечеству. В воспоминание этого дня принимаю на Себя звание Шефа полка с сохранением полку дорогого ему Имени покойного Государя. Николай». Внизу свитка — дата «1902 год».
И ещё одна памятная пластина, изготовленная в память 200-летия 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка:
1
На пластине в форме свитка изображены знамена и вензеля императоров Петра I, Александра III и Николая II под императорскими коронами, граната с пламенем и вензелем Петра I. Надпись: «12 гренадерский Астраханский Императора Александра III полк».
По обеим сторонам знамен нанесены восемь наименований полка, изменявшиеся по годам с 1700 по 1894 год, и названия шестнадцати битв, в которых он участвовал с 1700 по 1877 год.
А вот такой интересный пластрон с вышитыми подписями действующих офицеров был изготовлен в 1910 году в память 200-летия 3-го гренадерского Перновского короля Фридриха Вильгельма IV полка:
1
Пластрон — это использовавшийся в торжественных случаях накладной (пристегивающийся) декоративный элемент униформы, имитировавший цветные лацканы на мундире.
И, наконец, последний раздел выставочной экспозиции. Он называется «Полковые святыни».
Традиция участия священнослужителей в военных походах сложилась на Руси вскоре после утверждения христианства, но становление института военного духовенства связано с реформами Петра I, когда правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности были юридически закреплены. Полковые и флотские священники обязаны были отправлять богослужения, совершать требы, помогать врачам, а также «смотреть прилежно» за поведением войска. Посещение богослужений являлось обязательным для всего личного состава православного исповедания, что подкреплялось специальными распоряжениями командиров воинских частей.
Храмы военного духовенства разделялись на постоянные и походные. Первые возводились при воинских частях, гарнизонах, крепостях, военно-учебных заведениях, госпиталях, тюрьмах, военных кладбищах. Среди походных церквей выделялись сухопутные и судовые. Походные церкви, как правило, представляли собой вместительные палатки с престолом, антиминсом, складным иконостасом и иконой — покровительницей части. Во время военных действий богослужение нередко совершалось под открытым небом.
В 1913 году насчитывалось 603 военных храма, по морскому ведомству — 30 береговых церквей и 43 судовых. Большая часть воинских частей и каждое военно-учебное заведение имели свой храмовый праздник и небесного покровителя. Храм был местом, где хранилось собрание реликвий и святынь, связанных с историей полка, в том числе и знамя.
Знамя было центром множества важнейших ритуалов. Приносящий военную присягу, начиная с 1797 года, должен был держаться рукой за знамя, а с конца XIX века, кроме Евангелия и креста, целовать также полотнище знамени. При этом для иноверцев предусматривались обряды с привлечением священнослужителей их конфессий.
Символически продемонстрировать единство всех военнослужащих от генерала до рядового был призван обряд прибивки полотнища вновь пожалованного знамени к древку. Старший в чине из присутствующих (как правило, командующий военным округом или корпусом, а нередко и сам император или кто-либо из членов императорской фамилии) доколачивал верхний из наживлённых гвоздей. Затем молоток передавался следующему по старшинству, последний же гвоздь забивал нижний чин. Особый сакральный статус знамени демонстрирует тот факт, что даже на починку древка, если она влекла за собой перебивку полотнища, с 1883 года требовалось испросить разрешение императора.
Часть полковых святынь показана на выставке «Сокровища полковых музеев». Некоторые из них я сфотографировал и показываю в этой публикации.
1
Дарохранительница — это богослужебный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения вне храма больных и умирающих.
Эта дарохранительница выполнена по образу собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Сам собор, возведенный в 1828 — 1835 годах по проекту архитектора В. П. Стасова, являлся одним из самых больших храмов Российской империи.
1
Складень трехстворчатый 1-й роты 2-го гренадерского Ростовского полка «Чудо святого Георгия о змие». Знаки отличия Военного ордена Святого Георгия (солдатские георгиевские кресты), прикрепленные к киоту, принадлежали рядовому и унтер-офицерам 1-й роты 2-го гренадерского Ростовского полка. Все они были получены ростовцами за отличия на Кавказском театре военных действий в 1877 году. К окладу средника прикреплена мемориальная табличка с надписью: «Убитые в сражениях с турками в 1877 году» и перечислены имена погибших, а также и умерших от тифа в 1877 — 1878 годах.
1
Соборование (Елеосвящение) заключается в помазании тела освящённым елеем. Это одно из семи церковных Таинств. По православной традиции совершается во время Великого поста.
1
На ковчег нанесены надписи: «Здесь хранится земля, привезенная с места, в коей покоится прах генерал-майора и разных орденов кавалера Николая Дмитриевича Дурново, убитого в сражении при Гаджи-Гассан-Лар 18-го сентября 1828-го года», «Родился 1792 года ноября 16-го дня. Жизни его было 35 лет 10 месяцев и 10 дней», «Незабвенному племяннику и другу от неутешного дяди».
Иван Дмитриевич Дурново с 1826 по 1828 год был управляющим канцелярией начальника Главного штаба. В 1828 году был произведен в генерал-майоры, а через полгода погиб при штурме крепости Варна. А «неутешный дядя» — это, скорее всего, генерал-майор Иван Николаевич Дурново, который решил таким образом увековечить память своего родственника.
1
Икона была подарена генералом от инфантерии Евгением Васильевичем Богдановичем полковому музею лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка. На обороте иконы надпись: «В царствование Государя Императора Николая Александровича лето 1912 октября 6-го дар полковому музею старейшего императорского стрелка генерала от инфантерии Е. В. Богдановича в заведывание музеем штабс-капитана Л. И. Кульнера».
А на следующей фотографии показаны две подарочные ленты в экспозиции выставки «Сокровища полковых музеев»:
1
Слева показана «Лента юбилейная на Георгиевские знамена лейб-гвардии Кексгольмского полка». Она была пожалована всем батальонам полка императором Францем Иосифом I в. честь 40-летия шефства.
Справа — «Лента юбилейная на юбилейную серебряную трубу 4-й Конно-артиллерийской батареи». Юбилейная серебряная труба с надписями «1807–1907», «За усмирение Венгрии в 1849 году», с бантом из орденской Александровской ленты была пожалована в 1907 году.
Надписи на банте: «1807 г. Конная рота полковника Раля Московской резервной артиллерийской бригады», «1849 г. За усмирение Венгров в 1849 году», «1907 г. 4я Конно-артиллерийская батарея».
Далее на фотографиях показаны три знамени.
Первое знамя — это «Знамя лейб-компании» 1741 года:
1
Опираясь на гвардейцев, Елизавета Петровна, дочь Петра I, 25 ноября 1741 года совершила государственный переворот, лично возглавив захват Зимнего дворца. Главной военной силой, которая поддерживала её, стала гренадерская рота лейб-гвардии Преображенского полка. 31 декабря Елизавета Петровна подписала указ об учреждении из гренадерской роты особой воинской части — Лейб-компании, в которой императрица закрепила за собой должность капитана. По сути, была создана личная гвардия императрицы, которая с этого момента подчинялась только ей.
Второе знамя — это «Георгиевское знамя Гвардейского экипажа» 1910 — 1917 годов:
1
На этом знамени хорошо видны следы, оставленные гвоздями, которыми полотнище прибивалось к древку. Выше в этой публикации было упомянуто об обряде совместной прибивки полотнища вновь пожалованного знамени к древку, который символизировал единство всех военнослужащих части от генерала до рядового. На показанном знамени, как раз, продемонстрированы последствия этого обряда.
Третье знамя — это «Георгиевский штандарт 9-го драгунского Казанского полка» 1901 — 1917 годов:
1
Штандарт формирования Российской императорской армии являлся священным символом военной силы, победы, доблести и чести, проявленными личным составом. В Российской империи штандарты вручались полкам кавалерии и казаков. Впервые штандарты были выданы кирасирам в 1731 году.
В заключение можно отметить, что история полковых музеев в России в их первоначальном виде была недолгой. С расформированием полков русской императорской армии после революционных событий 1917 года музеи прекратили своё существование, их имущество было национализировано. В 1919 году фонды бывших войсковых музеев, сильно поредевшие в условиях революции и Гражданской войны, перешли в ведение Наркомпроса. Была создана Особая комиссия по учёту и охране бывших военно-исторических музеев с целью разыскания и вывоза их коллекций в центральное хранилище Национального музейного фонда. На базе значительной части национализированных материалов в 1923 году в Москве был создан Военно-исторический музей, который расположился в бывшем дворце Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке и некоторое время был открыт для публики. Однако в конце 1926 года коллегия Главнауки Наркомпроса приняла решение о его закрытии и соединении с Государственным историческим музеем. Сокровища этой коллекции, впервые собранные вместе, наряду с другими памятниками из бывших полковых музеев, разными путями попавшими в Государственный исторический музей в первой половине ХХ века, представлены на проводимой сейчас выставке «Сокровища полковых музеев».
Цикл материалов "Интересные достопримечательности в Москве"