Отзыв о выставке "Сокровища полковых музеев" (часть 1, начало)

Несколько дней назад я побывал на интересной выставке «Сокровища полковых музеев», проводимой сейчас Государственным историческим музеем в Москве в стенах Музея войны 1812 года. На входе в музей вывешен плакат выставки, сообщающий о том, что она проходит с 22 февраля по 8 июля 2024 года.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

В шести залах представлены экспонаты из фондов Государственного исторического музея, до революции принадлежавшие музеям, созданным в полках русской армии.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Тематически они объединены в разделы под следующими названиями:

  • Герои и награды;
  • Офицерское собрание;
  • Под высочайшим шефством;
  • Музей лейб-гвардии Преображенского полка;
  • Юбилеи полков;
  • Полковые святыни.

Ещё с середины XVIII века во многих подразделениях российской армии стихийно формировались небольшие коллекции значимых для воинских частей предметов, среди которых были старые знамёна, трофеи, награды, оружие. Особо ценные реликвии часто хранились в полковых храмах. Подобные собрания позднее стали основой коллекции полковых музеев.

Ввиду большого количества публикуемых фотографий, рассказ о посещении выставки я разбил на две части. В данной публикации представлен рассказ о первых трёх тематических разделах выставки.

Открывает экспозицию раздел «Герои и награды».

В 1690 году из существовавших с 1683 года потешных войск цесаревича Петра Алексеевича был сформирован старейший полк российской гвардии — Преображенский. С этого времени до 1917 года российская армия приняла участие в 44 вооружённых конфликтах. Каждая военная кампания становилась для воинской части значимым событием, а память о боевых заслугах и героях бережно сохранялась.

В полковых музеях существовал отдел, часто называемый Заповедным, в котором находились наиболее значимые награды воинской части. Среди них можно выделить Серебряные трубы, почитавшиеся в российской армии одним из высших символов коллективной доблести и геройства и являющиеся полковыми регалиями. Многие из них украшены Георгиевскими лентами с кистями, которые означают, что полку было присвоено звание Георгиевского.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Традиция награждать отличившиеся в боях воинские подразделения серебряными трубами появилась в России в XVIII веке. С 1805 года в российской наградной системе появились также Георгиевские серебряные трубы, ставшие более высоким знаком отличия по сравнению с простыми серебряными трубами. Их особенностью было выгравированное или накладное изображение Георгиевского креста и Георгиевская лента с серебряными кистями. Войсковое подразделение, получившее эту награду, причисляло её к своим важнейшим регалиям и наряду со знамёнами и другими святынями хранило в «Заповедном» отделе музея.

С 1909 года к полковым знакам отличия были причислены горжеты — офицерские нагрудные знаки с записями о заслугах. В начале ХХ века существовало уже около двухсот разновидностей таких надписей, которые могут рассматриваться как подробная летопись служения Отечеству. Один из таких знаков показан на следующей фотографии:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Горжет, как знак отличия, появившийся в 1909 году, заменил собой знак отличия, носившийся на головных уборах. Это было связано с изменением обмундирования после реформы 1907 — 1909 годов.

Наряду с коллективными наградами в полках хранились также и личные — ордена, медали, наградное золотое оружие «За храбрость».

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)
Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Свидетелями подвига, представленными на выставке, являются два мундира — генерал-майора Василия Николаевича Лаврова и генерал-лейтенанта Фёдора Эдуардовича Келлера, в которых они пали в бою.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Этот китель был на генерал-майоре Василии Николаевиче Лаврове в день штурма лейб-гвардии Финляндским полком, командиром которого он был, болгарского села Горный Дубняк 12 октября 1877 года. Эта битва была одной из самых кровопролитных и одной из решающих в сражении за Плевну. Лично ведя в атаку на турецкий редут своих солдат под яростным огнём неприятеля, генерал Лавров получил смертельное ранение.

Известны последние слова, которые выкрикнул генерал Лавров, поднимая своих солдат в атаку: «Братцы! Когда я подниму саблю и крикну „Ура!“, так все за мной». Впоследствии они были выгравированы на мемориальной табличке, которая так же, как портрет и мундир со следами крови генерала, хранилась в музее лейб-гвардии Финляндского полка.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Ещё один мундир, представленный на выставке — это окровавленный летний китель генерал-лейтенанта Генерального штаба графа Фёдора Эдуардовича Келлера. Китель был на генерале в день его гибели в ходе боя на Янзелинском перевале 18 июля 1904 года.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

В ходе русско-японской войны 1904 — 1905 годов 18 июля 1904 года между армией генерала Тамэмото Куроки и Восточным отрядом генерал-лейтенанта графа Фёдора Эдуардовича Келлера произошёл бой за обладание Янзелинским горным перевалом. Во время этого боя генерал Келлер был смертельно ранен. Современник записал тогда: «В него попала шрапнель, причём он был ранен тридцатью шестью пулями, в грудь, в живот, в обе руки и в обе ноги, а дистанционная трубка снаряда врезалась ему в левую сторону груди».

Бой на Янзелинском перевале был отмечен наградами. На выставке можно увидеть наградную серебряную трубу «За бой 18 июля 1904 года на Янзеленском перевале».

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Трофеи, взятые на поле битвы, были напоминанием о славных победах и поэтому бережно сохранялись в офицерских собраниях и полковых храмах.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Интерес здесь представляют щит с трофейными ключами от крепости Варна и замки от той же крепости. Понятие «ключ от города» появилось в эпоху Средневековья, когда стены, окружавшие город, были реальной защитой от неприятеля, а городские ворота запирались на ключ. Со временем ключ стал не только утилитарным предметом, но и символом города. Во время военных действий ключи от городских ворот как знак покорности торжественно предавали победителю.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Длинный ряд нагрудных полковых знаков, экспонируемых на выставке, представляет лишь часть полков российской армии на начало ХХ века, составлявших гордость и славу Отечества. Нагрудные знаки являлись не только отличительными элементами, но также способом демонстрации сведений о самом полке — дате его формирования, вензеле шефа, гербе губернии или города, связанного с историей полка, символике полковых наград.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Следующий раздел на выставке «Сокровища полковых музеев» называется «Офицерское собрание».

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Мощным стимулом к организационному оформлению полковых музеев стало появление института офицерских собраний, которые стали появляться в воинских частях российской армии в XVIII веке. Это была форма организации досуга в воинских частях. Сначала это было единичным явлением, но постепенно, особенно после военных реформ 1860-х — 1870-х годов, офицерские собрания получили очень широкое распространение и стали важной частью армейской корпоративной культуры. Служба, совместный досуг, преемственность традиций, дружеская атмосфера собрания сплачивали офицеров и формировали полковое братство.

Офицер лейб-гвардии Её Величества полка Кирасирского Владимир Сергеевич Трубецкой называл собрание своего полка «центром жизни холостых офицеров»: «Здесь между служебными занятиями в казармах и на манежах мы питались, отдыхали, читали, играли на бильярде, в карты, а любители пианисты на рояле, беседовали».

Именно в офицерских собраниях проводились полковые праздники, на которые, как правило, приглашалось много гостей — приезжали бывшие командиры и сослуживцы, шефы, члены императорской фамилии.

В гвардейских частях гостей принимали с размахом. Столы ломились от яств. Для украшения стола широко использовалось так называемое «полковое серебро», в обычное время хранившееся в больших шкафах-витринах столовой комнаты. Командир лейб-гвардии Гусарского полка Владимир Николаевич Воейков вспоминал: «Середина стола во всю его длину украшалась полковым серебром, состоящим из жбанов, ковшей, стопок, ваз и других предметов, полученных в виде призов за езду и стрельбу, а частью из подарков других частей или покинувших полк офицеров». На многих из этих предметов была выгравирована памятная или дарственная надпись.

Вот несколько образцов полкового серебра, полученного в качестве подарков.

Такую изящную серебряную с позолотой вазу для цветов подарили своим мужьям, служившим в 3-м гренадерском Перновском Короля Фридриха-Вильгельма IV полку, их жёны к 200-летию полка в 1910 году (28 июня).

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

На вазе выгравированы надпись: «Родному Полку от Перновских Дам», а также подписи этих самых Дам.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)
Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

А вот такой подарок был сделан в 1912 году тому же 3-му гренадерскому Перновскому полку бывшим его командиром Фёдором Петровичем Рербергом. На нём сделана такая надпись: «Дорогие друзья и товарищи! Прощаясь с вами и покидая ряды родного до конца дней моих Перновского полка, от души благодарю вас всех за то единение и за ту дружбу, которые в течение без малого трёх лет вы проявляли по отношению ко мне. Спасибо вам великое. Сохрани Господи родной полк, освяти его знамя славою великою, вам и семьям вашим пошли Господь полного здравия на многие лета».

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Эти серебряные канделябры были преподнесены в подарок 148-му пехотному Каспийскому полку от лейб-гвардии Драгунского полка:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Ещё одна серебряная ваза. Это подарок 291-го пехотного Трубчевского полка своему командиру полковнику Александру Алексеевичу Балтийскому:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

А вот так выглядит кувшин и набор из шести чарок 6-го гренадерского Таврического Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича полка:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

И ещё один предмет из показанных на выставке. Это серебряная братина, подаренная 7-му гренадерскому Самогитскому генерал-адъютанта графа Тотлебена полку лейб-гвардии Измайловским полком в память о пребывании в Москве по случаю коронации Николая II в. мае 1896 года. На ней по периметру горлышка нанесена надпись: «Братина, что море Соловецкое, пьют из неё за здоровье молодецкое».

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Все предметы полкового серебра показать в публикации невозможно. Но и представленные здесь позволяют судить о высоком эстетическом уровне всех показанных предметов.

Кроме серебряной и позолоченной посуды на выставке показаны и другие предметы, в частности часы из мрамора, инкрустированные серебряными скульптурными вставками. Они также преподносились в качестве подарков.

Вот эти часы были преподнесены в подарок полковнику князю Николаю Николаевичу Одоевскому-Маслову офицерами лейб-гвардии Конного полка. И оформление было заказано соответствующее:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

А вот такие часы были подарены полковнику Борису Михайловичу Петрово-Соловову офицерами лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Здесь тоже оформление подарка не даёт повода сомневаться, кем он преподнесён:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

В конце XIX века существовало множество спортивных обществ: состязательной стрельбы, фехтовальное, гимнастическое, общество любителей лаун-тенниса, конного спорта. Дух соперничества между воинскими частями делал спортивные состязания крайне популярными. Победители получали призы: кубки, чарки, братины, часы, призовые знаки и жетоны, грамоты. Подобные призы, пусть даже и за личные достижения, чаще всего передавались на хранение в офицерские собрания и полковые музеи.

Вот один из таких призов — «За отличную стрельбу». Он был вручён 6-й роте лейб-гвардии Финляндского полка 12 июля 1913 года:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

В центре призового щита помещена увеличенная копия нагрудного знака «За отличную стрельбу из винтовки», утверждённого императором Александром II «в поощрение отличных стрелков всех частей пехоты и кавалерии и для наружного их отличия».

Одним из любимых мест провождения досуга у офицеров была библиотека собрания. Среди книг, наполнявших библиотечные шкафы, почётное место занимали полковые истории.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

В библиотеке работали, учились, слушали лекции, читали, устраивали военно-тактические игры, играли в шахматы, домино, лото, карты (разрешались только коммерческие карточные игры (преферанс, вист, бридж), причём исключительно на наличные деньги). Будущий академик и конструктор стрелкового оружия Владимир Григорьевич Фёдоров вспоминал: «Библиотека наша всегда была переполнена. Здесь, в мягких креслах вокруг большого стола происходили наши оживлённые беседы и споры по самым разнообразным вопросам и главным образом по военному делу».

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Экспозиция третьего раздела, примыкающего к «Офицерскому собранию», на выставке «Сокровища полковых музеев» носит название «Под высочайшим шефством».

Первоначально институт полкового шефства возник в западной Европе одновременно с появлением наёмных армий Нового времени. Шефом полка был вельможа, выделявший ресурсы на его создание и содержание, а также нанимавший на службу полкового командира и офицеров. Некоторые элементы такого подхода стали заимствоваться и в России ещё в XVII веке.

Позднее, во время реформ Петра I, наиболее выдающиеся и влиятельные его сподвижники фактически играли роль полковых шефов, осуществляя управление хозяйственной жизнью подведомственных полков. Однако полноценная система шефства сложилась позже.

По новым воинским уставам от 29 ноября 1796 года, утверждённым императором Павлом I, шеф считался главным в полку начальником как по строевой службе, так и по военному хозяйству. Реорганизация армии, проведенная в начале XIX века, привела к тому, что шефов полков стали назначать по совместительству на другие генеральские должности. Постоянное присутствие шефа в полку стало необязательным, и всё чаще его обязанности исполнял командир полка. Видя дальнейшую нецелесообразность в разделении должностей шефа и командира полка, император Александр I упразднил институт шефства.

Позднее шефы в полках появились снова, но уже не в виде должности, а в качестве почётного звания, присваиваемого членам российского императорского дома, иностранным монархам и принцам, а также заслуженным генералам российской армии. В то же время для самого полка назначение шефа являлось одной из разновидностей коллективных наград, что объясняет распространившуюся к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года практику присвоения полкам имён наиболее отличившихся в ходе неё генералов.

На выставке «Сокровища полковых музеев» представлены предметы, связанные с высочайшими шефами полков русской императорской армии и гвардии, под коими понимаются члены российского императорского дома. По сложившемуся порядку сами императоры и их дети автоматически становились шефами лейб-гвардии Преображенского полка. По факту рождения их сразу же приписывали к этому полку. Но они могли шефствовать и над другими полками.

На выставке представлены портреты:

  • императора Александра I — шефа лейб-гвардии Преображенского полка в парадном мундире этого полка. Портрет написан неизвестным художником до 1826 года и подарен полку великим князем Михаилом Николаевичем;

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

  • императора Николая I — шефа лейб-гвардии Преображенского полка с цесаревичем Александром Николаевичем. Портрет написан художником А. П. Швабе около 1843 года и находился в офицерском собрании Преображенского полка;

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

  • великого князя Михаила Николаевича — шефа лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. Портрет написан художником М. Г. Соколовым в 1907 году и находился в офицерском собрании этого полка;

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

  • императора Николая II — шефа 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка. Портрет написан художником Г. М. Манизером в 1905 году и находился в офицерском собрании этого полка;

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

  • великого князя Константина Константиновича — шефа лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет написан неизвестным художником в 1900-х годах и находился в офицерском собрании Преображенского полка;

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

  • великого князя Сергея Александровича — шефа лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет написан в 1891 году графиней М. Э. Клейнмихель и был пожалован полку художницей. Сергей Александрович командовал полком с 1887 по 1891 год;

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

  • великой княгини Ольги Александровны — шефа 12-го гусарского Ахтырского генерала Дениса Давыдова полка, позднее ставшего полком Её Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны. Портрет написан художником П. Д. Шиповым в 1912 году, в собрание ГИМ поступил из Артиллерийского музея.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Из других предметов, показанных в этом зале, интерес привлекают внимание те, которые имеют отношение к известным историческим личностям:

  • подушка со знаками различия Кексгольмского гренадерского Императора Австрийского полка, вышитая дочерью полка Машей Кексгольмской в 1890 году в честь 40-летия шефства императора Франца Иосифа I.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Примечательна история Маши Кемсгольской. Эта турецкая девочка по имени Айше во время Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов была найдена и подобрана русским солдатом Михаилом Дмитриевичем Саенко возле дороги рядом с убитой матерью. В дальнейшем она была удочерена Кексгольмским гренадерским полком, крещена под именем Мария в честь императрицы Марии Александровны, получив отчество Константиновна по имени крёстного отца поручика Константина Николаевича Коновалова и фамилию Кексгольмская по именованию полка. В дальнейшем она училась в Варшавском Александро-Мариинском институте благородных девиц, вышла замуж за корнета 33-го драгунского Изюмского полка, также дислоцировавшегося в Варшаве, который предварительно испросил у офицеров Кексгольмского полка «руки их дочери». Во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия. Умерла в Ялте в 1920 году от туберкулёза.

  • Комплект униформы офицера лейб-гвардии Преображенского полка, 1707 — 1709 годы, принадлежал императору Петру I. Поступил в собрание ГИМ из бывшего Военно-исторического музея:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

  • Кафтан подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка Александра Федоровича Талызина со звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного и орденской лентой:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Кафтан примечателен тем, что в него была одета императрица Екатерина II в день дворцового переворота 28 июня 1762 года.

Подпоручик лейб-гвардии Семёновского полка Александр Фёдорович Талызин в ходе дворцового переворота 28 июня 1762 года активно поддерживал императрицу Екатерину II. В день переворота Талызин находился при императрице и, когда она решила лично повести войска в Петергоф, обеспечил её более подходящим моменту военным одеянием — собственным кафтаном. К нему императрица сама прикрепила шитую звезду ордена Святого апостола Андрея Первозванного и возложила на себя голубую орденскую ленту. Этим она стремилась подчеркнуть свой новый политический статус, так как, став императрицей, она автоматически стала и главой данного ордена.

  • Комплект обмундирования офицера гусарского Её Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны полка, 1845 — 1855 годы. Принадлежал великой княжне Ольге Николаевне:

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

В комплект входят:

  • Доломан — гусарский мундир особого покроя, расшитый шнурами. В XVII веке венгерские гусары распространили этот тип мундира в Европе, отчего позднее в русском языке укоренилось его альтернативное название — «венгерка»;
  • Ташка — плоская кожаная сумка. Изначально она, по всей видимости, служила для перевозки почты. Однако к середине XIX века ташки сделались лишь декоративной деталью снаряжения легкой кавалерии, помогавшей определить принадлежность к полку и различие в чине;
  • Кивер — высокий военный головной убор;
  • Пара сапог с крагами.
  •  
  • Эполеты генерала лейб-гвардии Кексгольмского Императора Австрийского полка. Принадлежали шефу полка императору Францу Иосифу I. Поступили в собрание ГИМ из бывшего Военно-исторического музея.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

  • Чайно-кофейный сервиз. Принадлежал великому князю Сергею Александровичу. Поступил в собрание ГИМ из бывшего Военно-исторического музея.

Отзыв о выставке Сокровища полковых музеев (часть 1, начало)

Сервиз состоит из самовара, кофейника, чайника, двух сухарниц, полоскательницы, сахарницы и двух подносов.

Окончание рассказа о посещении выставки «Сокровища полковых музеев» представлено во второй части публикации.

Цикл материалов "Интересные достопримечательности в Москве"

  1. Про Храм блаженной Матроны Московской в Дмитровском на улице Софьи Ковалевской в Москве
  2. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве
  3. Про Тверской путепровод возле Белорусского вокзала в Москве
  4. Несколько слов про станцию "Аэропорт" Московского метрополитена
  5. Отзыв о посещении Большого московского цирка на проспекте Вернадского в Москве
  6. О бывшем особняке купца Михаила Тарасова на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков в Москве
  7. Обитель в честь Донской иконы Божией Матери в Москве
  8. История колоколов Данилова монастыря в Москве
  9. Отзыв о посещении московского храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
  10. Отзыв о выставке "Сокровища полковых музеев" (часть 1, начало)
  11. Отзыв о выставке "Сокровища полковых музеев" (часть 2, окончание)
  12. Рассказ о московской церкви Николая Чудотворца в Старом Ваганькове
  13. Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
  14. Рассказ о посещении бывшего Симонова монастыря в Москве
  15. Отзыв о посещении Аллеи Героев космоса в Москве
  16. Посещение Мемориального Дома-музея академика Сергея Павловича Королёва в Москве
  17. Рассказ о посещении Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря в Москве
  18. Рассказ о посещении Новоспасского монастыря в Москве
  19. О единственном в Москве храме с главным престолом в честь Сорока Севастийских мучеников
  20. Отзыв о посещении московского Богоявленского собора в Елохове
  21. Впечатления от посещения Спасо-Андроникова монастыря в Москве
  22. Рассказ об истории создания и о постоянной экспозиции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
  23. Где родился Александр Сергеевич Пушкин?
  24. Рассказ о посещении основной экспозиции музея М.Ю. Лермонтова на Малой Молчановке в Москве
  25. Отзыв о памятнике Великому князю Сергею Александровичу Романову и его супруге Елизавете Фёдоровне Романовой в Москве
  26. Рассказ о посещении храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке в Москве

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Государственный исторический музей (ГИМ)

Красная пл., д. 1 Подробнее об объекте