Афиша выставки «Записки ювелира. Бриллиантовая история» появилась на фасаде Исторического музея достаточно давно, но, удивительное дело, никак я не могла на нее собраться. Хотя название, казалось бы, «зовущее» до невозможности. Подозреваю, несколько отпугивало упоминание «иммерсивных арт-инсталляций» в выставочном пространстве. Опасалась, что накрутили там нечто в духе новомодных тенденций, когда не сразу сообразишь, где верх, где низ и о чем это вообще))). Но, любопытство и боязнь проморгать интересное, все же победили. Рискнула пойти!
И удивилась прямо с «порога». Причем вовсе даже не иммерсивностью))) А категорически наоборот — классическими витринами с … книгами! А бриллианты где?! Нет, книги с иллюстрациями Билибина, изданные в конце 19-го — начале 20-го веков, да еще большого (сантиметров так 60 в высоту!) формата и изумительной сохранности, разумеется, достойны внимания и почитания, но я вроде как не в библиотеку шла…
Впрочем, в конце книжного коридора стоял старинный «кабинет» на столике которого что-то поблескивало. О! Не иначе все же что-то ювелирное! Полетев, аки сорока, на блестящее, напрочь забыла прочитать на стенде, с чего вдруг Билибин. Потом, правда, дошло, что связь все же есть))). Вернусь к этому в свое время.
Вблизи блескучая штучка, оказавшаяся записной книжкой в золотой обложке (времен Елизаветы Петровны насколько помню), огорчила: даже и рассмотреть ее было проблематично, не то, что сфотографировать… И стекло мешало, и свет был установлен так, что на фото исключительно замечательно получалось моё собственное отражение в этом стекле, но никак не желанный «предмет». А вдруг и дальше так?..
Однако, в следующем зале первым делом увидела стену вовсе лишенную стекол))). Стена эта была «выстроена» из невероятного количества разнообразных сундуков и сундучков.
12
Тоже, конечно, совсем не бриллианты-изумруды-сапфиры, но тут хотя бы ясно: в сундучках оные вполне могли храниться. Особенно заинтересовали те, что поменьше размером, с затейливым декором. Вот, например, красавчик какой, скорей даже ларец, а не сундучок.
11
А иные явно дамам принадлежали — в цветочках.
10
Ну и — наконец! — напротив столь необычной стены обнаружилось нечто вроде «ротонды», с диванчиками по периметру, в центре которой возвышался столбик-витрина с чем-то сверкающим…
Буквально притягивала взгляд «коробочка» богатого синего цвета: табакерка с удивительным (по нынешним антиникотиновым временам) названием «Полезное». Впрочем, в конце 18-го века коробочки эти не всегда использовались по прямому назначению. Табакерки были популярными подарками при дворе, и ежели таковая была получена сановником из собственных ручек, например, императрицы, да еще с ее портретом на крышке, ценилась она больше, чем пожалованные деревни.
Автор этой золотой, покрытой темно-синей эмалью по гильошированному (про технику эту узнала в прошлом году здесь же в ГИМе) фону табакерки Иоганн Готлиб Шарф, родившийся в Москве, в семье переселенцев из Германии. Шарф прославился своими работами с использованием мелких алмазов и бриллиантов. Здесь, например, по краям крышки, дну и бортам коробочки их 350. Но самая прелесть — медальон в крышке: под пластиной из горного хрусталя композиция из улья, пчел и куста роз, выполненная из 133 мелких алмазов.
Табакерка — один из интереснейших образцов ювелирной коллекции Екатерины Великой. Екатерина была страстной нюхательницей табака, потому неудивительно, что именно на годы ее правления приходится расцвет «табакерочной» моды. Тем более, что носить табакерки с собой императрица не любила — они должны были стоять на всех столах и окнах в ее комнатах, а ежели куда-то выходила, рядом предпочитала иметь кавалера, угощавшего ее табаком. Причем употребляла только тот, что специально для нее сеяли в Царском Селе. Брала же табак исключительно левой рукой, т. к. правую давала целовать подданным. (А как же насчет поцелуев не ручки, стесняюсь спросить?..)))
И вот еще одна «коробочка» времен Екатерины. В центре ее крышки расположен чеканный медальон с изображением амуров.
16
Табакерка с чеканным медальоном. Россия, 1775 - 1778. Золото, серебро, бриллианты; чеканка, гравировка, пунцирование. Государственный Эрмитаж.
Про пунцирование услышала впервые, оказалось. что при использовании этой техники узор на золотые и серебряные предметы наносится методом перфорации: на металлической основе с изнаночной стороны при помощи острого инструмента выдавливается нужное изображение
Сюжет восходит к рисунку Франсуа Буше из детского альбома Premier lievres des enfant. Автор — Иоганн Балтазар Гасс, родом из немецкого города Суль. Прибыл в Петербург около 1760 года и вскоре был принят в иностранный цех ювелиров.
А вот эта прелесть на львиных лапках — солонка!
13
Солонка из дорожного сервиза Екатерины II. Росиия, 1760-е. Золото, эмаль, перламутр; чеканка, гравировка, полировка, роспись. Государственный Эрмитаж.
Причем из ДОРОЖНОГО сервиза Екатерины II. Императорский двор довольно часто переезжал, меняя летние и зимние резиденции. Солонка выполнена из золота с чеканкой и гравировкой, украшена эмалью глубокого синего тона. В центре крышки — шарнир, каждую из створок можно открыть отдельно. Внутри — золотая пластина, разделяющая пространство на две части, для разных сортов соли. Темные «тарелочки», на которых установлены экспонаты, отсылка к … углю. Дальнему родственнику алмазов.
Ну, и наверное, заметно, что за «коробочками» на таких же тарелочках виднеются «штучки» помельче. А все дело в том, что одна из целей экспозиции — провести параллели между искусством прошлого и нынешней ювелирной традицией. Поэтому рядом с историческими украшениями, табакерками и другими драгоценными предметами личного обихода российских императриц из собрания ГИМ, Алмазного фонда и Бриллиантовой кладовой Эрмитажа разместились произведения современных ювелирных мастеров, бренда Alrosa Diamonds. (АЛРОСА, как известно, крупнейшая в мире алмазодобывающая компания, на долю которой приходится более четверти мировой добычи алмазов).
Так, в витрине с табакерками разместились украшения коллекции «Пируэт».
7
Украшения из коллекции "Пируэт". Алроса. 2023.
Основной мотив ее — спирали и фестоны, напоминающие о развевающихся в танце пышных бальных платьях. Вся поверхность изделий в виде перекрученных лент из белого золота заполнена мозаичным паве, собранным из бриллиантов различных размеров и огранок. (Паве — особый способ крепления камней; кристаллы в основе располагаются так близко друг к другу, что сам крепеж практически не виден.
6
Украшения из коллекции "Пируэт". Алроса. 2023.
Дополнительно в оправе для каждого камушка делаются углубления-«гнезда». Сверкающая композиция из камней, сочетающих классическую огранку «круг» с фантазийными «маркиз» и «груша», создает эффект игры света, характерный для времен, когда в бальных залах горели свечи и драгоценности танцующих дам мягко сияли и переливались.
8
Украшения из коллекции "Пируэт". Алроса. 2023.
В следующей витрине явно были представлены украшения исторические, но — никаких пояснений рядом не наблюдалось. Хорошо, что вскоре появилась группа из пяти человек в сопровождении экскурсовода. Оказалось, что витрину эту оформили буквально накануне. И да — здесь предметы времен Елизаветы Петровны и Екатерины II. Собственно, по кольцам с камеями это и так было ясно — профиль узнаваем.
7
Уж не знаю, носила ли сама императрица перстни со своим изображением, но камеи любила. Гид обратила внимание слушателей на серьги с изображением орлов, в них камни еще почти без огранки, а головки птиц смотрят в противоположные стороны.
11
Это кольцо времен Елизаветы Петровны:
11
Также поведала она о том, что в прежние времена для придания цвета камням, под них подкладывали цветную фольгу. Потому центральный бриллиант вот в этом массивном украшении выглядит желтоватым.
14
Носилось это колье на манер нынешнего «чокера», верхний лепесток цветка чуть загнут внутрь и помещался аккурат в ямочку между ключицами.
Объяснила экскурсовод, вынув из бархатного мешочка «бриллиант» размером сантиметров в семь (в его роли выступал фианит), нюансы огранки. Верхняя часть камня называется «корона», а нижняя «павильон». Оказывается, в старину было принято делать корону более выпуклой, в итоге свет не полностью проникал вглубь павильона, и сияние получалось не столь ярким, как у нынешних камней. Однако и плоская корона не гарантия его усиления: свет может «потеряться» в глубине павильона, не отразиться наверх. Идеальное же соотношение между высотой короны и павильона рассчитали лишь в начале 20-го века.
Самым эффектным украшением в этой витрине был, как мне кажется, вот этот букет с «изумрудным» цветком в «главной партии».
14
Причем, цветочек этот с «секретом» — прикреплен на пружинке, отчего при движении рассыпает вокруг сонмы искр. Накануне особенность сия чуть не стала причиной сердечного приступа у сотрудника, оформлявшего витрину: в какой-то момент цветочек «кивнул» головкой, а бедный работник решил, что повредил ненароком бесценную вещицу!
Внизу всех табличек с описанием предметов, представленных Alrosa Diamonds, значилось Posié/АЛРОСА. А дело все в том, что Posié — название масштабного социально-культурного проекта компании АЛРОСА, направленного на изучение российского ювелирного наследия, возрождение лучших традиций отечественной гранильной и ювелирной школы.
Проект не случайно получил название Posié. Оно созвучно имени знаменитого придворного ювелира Иеремии Позье, но, однако, не повторяет его буквально (должно было бы быть Pauzie). И, разумеется, это не случайно: получается некий намек на то, что к прошлому — с уважением, но, беря оттуда все лучшее, ищем новое, своё, являя миру драгоценные произведения, которые могли бы стать достойным продолжением традиций.
И прежде всего проект этот напоминает о том, что и до Карла Фаберже ювелирное искусство в России было на высоте. На минуточку Жереми Позье, швейцарец, попавший в Россию еще ребенком (по легенде отправился из родных мест пешком вместе с отцом в поисках лучшей жизни), придумывал и изготовлял драгоценности для трех императриц: Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. И именно он создал в 1762 году для коронации Екатерины свое главное творение — Большую императорскую корону.
Реплику главной коронационной регалии Российской империи в 2012 году по заказу ГОХРАНА России изготовили мастера компании АЛРОСА. Вроде бы она какое-то время тоже была одним из экспонатов выставки, но я увидела лишь изображение короны на экране, в очень красивом клипе, где все ее детали сверкали и переливались прямо-таки сказочно. А "живьём" можно было полюбоваться предметами из коллекции АЛРОСА «Коронация», на создание которых ювелиров компании вдохновили элементы короны. Изящно!
И очень эффектный ролик показывают на экране в этом уголке зала. Корона будто рассыпается на множество бриллиантов, которые затем «выстраиваются» в новом, однако напоминающем орнамент лавровых ветвей оригинала порядке.
Коллекция «Коронация»
В витрине по соседству — образ некой дамы в белом с единственным украшением: букетиком цветов.
8
Предположительно принадлежал он Екатерине II. В конце 18-го столетия на смену крупным ярким камням, характерным для времен Елизаветы Петровны, пришли более мелкие в стиле классицизма. В 1782 году Екатерина даже издала указ об упрощении туалета придворных «с целью ввести большую простоту и умеренность для сбережения собственного их достатка на лучшее и полезнейшее». Веточка, впрочем, лишь на первый взгляд «скромная».
8
Брошь "Цветочная ветка". Россия, 1770-1780-е. Серебро, бриллианты в огранке "роза", горный хрусталь, фольга; чеканка, полировка. Государственный Эрмитаж.
Состоит она более чем из 200 бриллиантов и 600 алмазов. Под некоторые подложена цветная фольга. Веточка также могла быть использована и для украшения прически.
Вообще все пространство «исторической» части выставки оформлено черным, причем, зал разделен на несколько зон, между которыми перемещаешься по темным, лишь слегка освещенным коридорам. Излишне чувствительные посетители «дамы в белом», наверное, и испугаться могут.
Но, если учесть, что автором концепции оформления выставки является режиссер театра и кино Василий Бархатов, все вокруг на редкость спокойно и логично))) Ибо, как мне кажется, Бархатов — тот еще оригинал и «хулиган». Тетушка моя, с его «Летучей мыши» в Большом предпочла уйти, заявив, что так издеваться над Штраусом нельзя.
Логичным оказалось и «явление» веера в одной из витрин.
13
Веер складной с росписью "Апофеоз Екатерины Великой". Франция, 1770-е. Перламутр, пергамент, бумага, стекло, гуашь; резьба, позолота, роспись. Коллекция POSIÉ "Опера". АЛРОСА. 2023. Белое золото, бриллианты.
Резные перламутровые пластины образуют герб Российской империи.
10
Веер «выступал» прообразом следующей коллекции Alrosa Diamonds. Как не трудно догадаться, называется она «Веера». Основной мотив изделий коллекции — вытянутый «веерный» лепесток.
Перемещаясь из одной «черной комнаты» в другую, полагаю, большинство из посетителей гадали, что за монотонные, несколько «потусторонние» звуки откуда-то доносятся. Оказалось, издает их механическое пианино на пюпитре которого разместилась коллекция «Опера».
На самом деле в инструменте этом заложено немало мелодий куда более приятных, но мы же помним, кто автор концепции))) Одна из присутствующих дам, обнаружив источник звука, даже принялась громко возмущаться — мол, с ума можно сойти от такой «музыки».
Я, как ни странно, признаков надвигающегося безумия не испытывала. Скорее, странное это сопровождение способствовало ощущению некой тайны.
Перед пианино стояла скамья, и «Оперу» можно было рассматривать, сидя за инструментом. Коллекция невероятно эффектная.
Они очень созвучны друг другу: в центре камушек круглой огранки, а вокруг него россыпь «маркизов». Коллекция эта — обращение к модным в 18-м веке цветочным букетам, которые никогда не завянут и не потеряют своей блистательной красоты.
Завершали «парад» исторических украшений двое часов на шатлене.
8
Часы на шатлене. (Помним, что шатлен прежде был вместо сумочки? Крепился на пояс платья, а к нему - всякая всячина).
После изысков «Оперы» они показались слишком яркими и слишком крупными.
1 из 2
7
Часы на шатлене. Франция, середина 18-го века. Агат, золото, серебро, бриллианты "розы", эмаль, шпинель, гранаты, стекло, металлические сплавы; чеканка, роспись, резьба, полировка. Государственный Эрмитаж.
Но — это же времена Елизаветы Петровны, когда пышность нарядов была невероятной. Часы более изящного дизайна просто затерялись бы в складках многослойных юбок.
На контрасте с часами, последней коллекцией АЛРОСА в этом зале были «скромные» штучки, объединенные названием «Пике». Маленькая точка (пике) — это и короткое, отточенное движение в балете, и рельефная ткань с орнаментом из многократно повторяющихся пятнышек.
Дизайнеры Alrosa Diamonds постарались перенести идею этого популярного в 18-м веке рисунка в небольшие украшения простой формы. (Не считая того, что форма эта сплошь из бриллиантов)))
А дальше из «темной-темной комнаты» вдруг попадаешь в солнечный день начала лета, когда вокруг — целое море маков!
6
Не сразу и замечаешь одинокую стеклянную колбу на высокой ножке.
6
Маковое поле. В колбе - кольца "Маковая росинка"
Но самое-самое, конечно, в ней! Два кольца «Маковая росинка», будто скрученные из травинок, на поверхности которых сверкают капельки «росы». Травинка зеленая — анодированный титан, вторая — белого золота.
9
Капельки же росы — открытие ювелиров АЛРОСА. Для создания этих колец они изобрели совершено новый вид огранки бриллиантов, который так и назвали «роса». Визуально поверхность камня кажется гладкой, действительно похожей на каплю воды, но внутри — миллионы «солнечных» искорок. Это потрясающе красиво и необычно, вот только фотография никоим образом эффект не передает…
А оказались мы теперь в пространстве high jewellery коллекции Posié «Волшебные сказки». Оказывается, помимо высокой подиумной моды, существует и высокая ювелирная. И в следующих залах представлены восемь единственных в своем роде драгоценных творений на тему фольклора и русских сказок — Вооот! Вот почему Билибин! — созданных независимым ювелирным дизайнером Михаилом Барышниковым (похоже, сочетание этих имени и фамилии неким образом влияет на талантливость носителей?..).
В своих работах Барышников шел от истоков — от русских сказок, знакомых всем с детства. Из каждой он взял объект, наделенный волшебной силой, и превратил его в ювелирное украшение. В каждом зале здесь — всего одно творение ювелира, и это, пожалуй, правильно.
Расставшись с маковым полем, заходишь под купол огромного яйца, где в черной форме (самой обычной, картонной из магазина!) лежат черные матовые яйца, а на них — «скорлупки» яичка «не простого, а золотого». Скорлупки украшены 524 бриллиантами различных оттенков желтого от fancy yellow до intense yellow.
5
Но помимо «драгоценности» невероятно интересен и сам дизайн: из «осколков» можно сложить целое яйцо, а можно превратить их в сотуар или в чокер и два отдельных браслета.
7
Кольцо «Живая вода» не менее удивительное: внутри герметичной капсулы из белого золота чистейшая вода из глубин Байкала.
7
Будто две просочившиеся капельки обрамляют капсулу 2 бриллианта: «груша» весом 1,58 карата и пятикаратный «кушон».
Еще одну совершенно новую огранку можно увидеть в браслете «Стрела царевны». Честно говоря, войдя в зал, стены которого будто опутаны красной паутиной на черном фоне, где, судя по звукам, все время что-то падало, а в витрине по центру свалены были какие-то копья и дротики, не сразу поняла, куда же надо смотреть.
4
Ну не на птичье же перо на какой-то спирали?!
6
Оказалось — как раз туда! Уж не знаю, как летела бы стрела Ивана Царевича, будь она закручена подобным образом, но наконечник из бриллианта весом в 4,05 карата, наверное, достижению цели каким-либо образом поспособствовал бы))).
5
А такая огранка камня отныне будет называться «стрела».
Обе новые огранки запатентованы компанией АЛРОСА.
Тропинка с другой стороны «макового поля» ведет в черно-белый лес… Зима?..
3
Лес поначалу кажется вообще пустым. До тех пор, пока случайно не пересечешься с лучом света, который выхватит сияющую «звезду» где-то в перспективе.
В простой кубической витрине красуется тиара «Шапка-невидимка». «Шапка», а вернее исполненный в виде лишь абриса кокошник поначалу и правда почти не заметен. Титановый силуэт традиционного русского головного убора Барышников покрыл специальной черной краской, используемой в аэрокосмической промышленности: она максимально поглощает свет, не дает бликов и создает эффект полного растворения в пространстве. Поначалу видишь лишь сияние бриллианта огранки «маркиза» весом 6,11 карата. И только потом будто материализуется из ничего «кокошник».
4
Но сущей невидимкой он умудряется остаться для жаждущих сфотографировать. Как ни старайся!
Я тут снова пересеклась с давешней группой, экскурсовод с ухмылочкой наблюдала за суетой вокруг витрины: «Ну как? Получается?.. Даже и не пытайтесь!» Правда, подсказала одну забавную фишку: если встать за витриной и попробовать «уместить» бриллиант на своем лбу, можно заиметь фото на манер «царевны Лебедь». Но кокошник при этом все равно не будет виден)))
Читала, что «шапку-неведимку» считают венцом коллекции «Волшебные сказки», но я бы все же не ей дала первое место…
Очень хорош «Аленький цветочек» — обитающий в некоем космическом пространстве со звездным небом над головой. Небосвод этот еще и вращается, отчего и так уже переполненная чудесами голова окончательно «едет»))).
В аннотации к «цветочку» написано, что он символизирует двери между мирами: миром людей и миром волшебных сил, позволяя обладателю сего артефакта перемещаться во времени и пространстве. И в самом деле — чувствуешь себя, находясь поблизости, где-то между явью и грёзой… К тому же колдовской сей аксессуар вел себя не лучше «шапки», с какой стороны не подойди, блики убийственные, что угодно в камере видишь, только не цветок! Хорошо, что удалось все же отыскать достойное фото в Сети. На память…
7
Фото из Сети.
Самым же сказочным из всех восьми чудес показалось мне кольцо «Яблочко на тарелочке». «Тарелочка» исполнена в виде паве из 297 бриллиантов, часть из которых закреплена шипом вверх. В отличие от гладкой зеркальной глади обычного паве, сложная фактура «острого» паве создает эффект затягивающего в свою глубину камня.
6
А в роли «яблочка» выступает уральский демантоид из Полдневского месторождения весом 7,77 карата. Демантоиды — уникальные камни группы прозрачного зеленого граната с бриллиантовой игрой, за которую они особенно ценятся. Только у уральских демантоидов есть этот удивительный цвет свежей травы с характерной «кислинкой». Обнаруженные в 19-м веке демантоиды быстро стали одними из любимых камней у представителей императорских фамилий. А у Карла Фаберже была почти полная монополия на их использование. «Яблочко» естественным образом катится по ободу вокруг «тарелочки» при движении руки, и это, конечно же, его главная особенность.
Но, есть и еще одна, тайная: «тарелочка» раскрывается на две части, обнаруживая «блюдце» с хохломскими узорами. Увы, посетителям выставки фокус этот не демонстрируют, но в качестве образца рядом представлено красивейшее серебряное с золочением блюдо конца 18-го века.
9
Выставка стала настоящим откровением… Тем более, что никак этого не ожидала — уж сколько их было, различных ювелирных!
А закончить этот длиннющий «отчет» хочется словами автора «восьми сказочных чудес» Михаила Барышникова: «Это потрясающая возможность — поработать с наследием такой глубины. Мало кто знает, что до Карла Фаберже в России уже был создан огромный пласт ювелирной истории. История Позье и других ювелиров, создавших драгоценную славу Российской империи, старше, чем история многих французских ювелирных домов, которые нам известны сегодня. И для меня как для дизайнера создать коллекцию, которая сквозь века соприкасается с такой красивой частью истории страны — это очень ценно»