Выставка «Драгоценные часы и табакерки»

Нежданно-негаданно первая половина марта этого года получилась у меня озаренной блеском драгоценностей!

Сначала побывала в ГИМе на выставке «Рукотворная связь времен», где экспонировались фантастические работы современных мастеров-ювелиров, а на днях зашла в тот же Исторический музей, но уже в главное здание (первая выставка проходит в Новом выставочном зале, который расположен перед Воскресенскими воротами), чтобы посмотреть на часы и табакерки XVIII — XIX веков.

Среди множества разнообразных коллекций, которые хранятся в Историческом музее, есть и значительное собрание драгоценных часов, табакерок и коробочек, формировавшееся на протяжении 150 лет. Основная его часть — это предметы из собрания Петра Ивановича Щукина, одного из крупнейших московских коллекционеров конца XIX — начала ХХ века.

16
Футляр для настольных часов, декорированный пятью пластинами живописной эмали со сценами из мифологии. Австрия, вторая половина 19 века. Серебро, эмаль,стекло, литье.
Футляр для настольных часов, декорированный пятью пластинами живописной эмали со сценами из мифологии. Австрия, вторая половина 19 века. Серебро, эмаль,стекло, литье.

Отдельный билет на эту выставку не нужен, покупается обычный входной в ГИМ и можно потом гулять хоть по всему музею, но у меня на это вечно нет времени.

Выставка совсем небольшая, расположена в одном из залов второго этажа, но предметов на ней представлено немало. Зал, кстати, очень красив:

12
Интерьеры Исторического хороши, конечно! Потолок зала, где проходит выставка.
Интерьеры Исторического хороши, конечно! Потолок зала, где проходит выставка.

Есть еще, правда, что-то вроде «аванзала», где рассказывается об истории возникновения переносных механических часов, а в одной из витрин демонстрируются самые ранние часы музейной коллекции — массивные дилижансные, изготовленные французским мастером Бержье в начале XVII века.

Впечатляют они не красотой, а размером — под 20 сантиметров в диаметре и 7–9 толщиной. Передать это на фото, когда рядом нет ничего для масштаба, сложно, потому их и не запечатлела. Кабы подобные часы не были в ту пору ого как дороги, вполне можно было бы использовать их, в случае чего, в качестве средства самообороны)))

10
Часы настенные. Германия, Аугсбург, вторая половина 17-го века, серебро, медь, чеканка, литье.
Часы настенные. Германия, Аугсбург, вторая половина 17-го века, серебро, медь, чеканка, литье.

Первые упоминания о переносных часах, которые в ту пору нужны были главным образом путешественникам («дома» большинство людей время определяли по бою башенных часов соборов и церквей) датируются 1451 годом, когда парижский мастер Жан Либур изготовил дорожные часы с пружинным заводом, оснащенные устройством боя, что было необходимо для определения времени в темное время суток (как же сложно жили люди когда-то!..); источником звукового сигнала служил колокольчик. Внешне они напоминали известные нам по более поздним временам карманные. Дорожные часы мало того стоили немало, но нуждались в защите от грязи, потому помещались даже не в один, а в два или три защитных корпуса. Очень ценились корпуса из черепашьих панцирей, орнаментированных серебром, а также из акульей кожи.

Принято считать, что компактные переносные механические часы удалось создать около 1510 года слесарю-часовщику Петеру Хенляйну из Нюрнберга. В то время слесари были немногими из мастеров, обладающими навыками и инструментами, позволяющими применить новые технологии в производстве часов. Хенляйн получил известность как производитель небольших портативных декоративных пружинных часов, которые могли идти без подзавода почти 40 часов. Эти часы были редкими и очень дорогими, обладали ими, разумеется, представители высших сословий. Правда, часы, созданные Хенляйном показывали лишь приблизительное время — стрелка была одна, часовая. Стекло, защищающее циферблат, отсутствовало, а над каждой цифрой располагался бугорок — еще один способ определять время в темное время суток!

6
Часы карманные дамские. Западная Европа, 19 век, золото, серебро, медь, стекло, резьба
Часы карманные дамские. Западная Европа, 19 век, золото, серебро, медь, стекло, резьба
10
Часы карманные с изображением императора Николая I, Швейцария, середина 19 века,фирма Moser&C-e, золото, эмаль,стекло, недрагоценный металл, гравировка, живопись
Часы карманные с изображением императора Николая I, Швейцария, середина 19 века,фирма "Moser&C-e", золото, эмаль,стекло, недрагоценный металл, гравировка, живопись

Примерно в 30-40-е годы XIX века благодаря целому ряду усовершенствований часы приобрели уже более плоскую форму и небольшой вес, и модники стали их носить в кармане жилета с использованием цепочки из драгоценных металлов.

10
Часы карманные с печаткой. Франция, последняя четверть 18 века, золото, эмаль, медь.
Часы карманные с печаткой. Франция, последняя четверть 18 века, золото, эмаль, медь.
8
Все   - часы карманные. Швейцария, конец 19 начало 20 века.
Все - часы карманные. Швейцария, конец 19 начало 20 века.

Дамы носили часы прикрепленными к поясу, а в середине XIX века в моду вошли браслеты со вставленными в центре часами вместо драгоценного камня и броши с часиками, подвешенными на тонкой цепочке.

7
Портрет неизвестной. Очень уж шляпка хороша, а вот часы толком и не разглядеть, блики!
Портрет неизвестной. Очень уж шляпка хороша, а вот часы толком и не разглядеть, блики!

Нередко часы крепились к шатлену. Спасибо музею Александровской слободы — слово «шатлен» в подписи к одному из экспонатов в ступор меня не ввело))). Потому как здесь просто было указано «часы с шатленом», а что такое «шатлен» не объяснялось.

7
Слева - часы открытые с шатленом, конец 18 - начало 19 века. Золото, серебро, эмаль, стекло, золочение, живопись..
Справа - часы, подвешенные к броши. Франция, Париж, последняя четверть 18 века, платина, золото ,серебро, эмаль, стекло, золочение, резьба, живопись.
Слева - часы открытые с шатленом, конец 18 - начало 19 века. Золото, серебро, эмаль, стекло, золочение, живопись.. Справа - часы, подвешенные к броши. Франция, Париж, последняя четверть 18 века, платина, золото ,серебро, эмаль, стекло, золочение, резьба, живопись.
8
Часы карманные. Фарнция, Париж, последняя четверть 18 века. Золото, алмазы, эмаль, металл, резьба.
Часы карманные. Фарнция, Париж, последняя четверть 18 века. Золото, алмазы, эмаль, металл, резьба.

Над созданием этих шедевров трудились мастера разных специальностей: часовщики, чеканщики, граверы, эмальеры, воплощая практически любые фантазии заказчиков.

8
Платье вечернее женское из трех предметов. Конец 19 века.
Платье вечернее женское из трех предметов. Конец 19 века.
7
Часы карманные. Швейцария. Превая оловина 19 века, серебро, эмаль,медь, резьба, живопись.
Часы карманные. Швейцария. Превая оловина 19 века, серебро, эмаль,медь, резьба, живопись.
10
Часы карманные. Западная Европа, конец 18-го века, золото, жемчуг, эмаль, медь, резьба, живопись, гильошировка.
Часы карманные. Западная Европа, конец 18-го века, золото, жемчуг, эмаль, медь, резьба, живопись, гильошировка.

И, конечно же, большинство таких «штучек» существовали в единственном экземпляре:

10
Часы карманные. Великобритания, Лондон, вторая половина 18 века, Г. Гудмэн, золото, алмазы, изумруды,рубины, жемчуг, эмаль медь, стекло, резьба
Часы карманные. Великобритания, Лондон, вторая половина 18 века, Г. Гудмэн, золото, алмазы, изумруды,рубины, жемчуг, эмаль медь, стекло, резьба
10
Часы карманные. Великобритания, Лондон, Первая половина 19 века, Мастерская Bovet, серебро,жемчуг, эмаль, резьба, живопись
Часы карманные. Великобритания, Лондон, Первая половина 19 века, Мастерская Bovet, серебро,жемчуг, эмаль, резьба, живопись
9
Часы карманные. Великобритания, Лондон, конец 18-начало 19 века, золото, жемчуг, эмаль, золочение, резьба.
Часы карманные. Великобритания, Лондон, конец 18-начало 19 века, золото, жемчуг, эмаль, золочение, резьба.

В некоторых экспонатах часы и не признаешь! Как, например, в этих «музыкальных инструментах» — лире и лютне:

10
Часы карманные. Франция, вторая половина 18 - начало 19 веков.
Часы карманные. Франция, вторая половина 18 - начало 19 веков.
11
Часы карманные в виде лютни. Франция, Париж, середина 18 века, золото, серебро. эмаль, медь, стекло, гравировка, живопись на эмали.
Часы карманные в виде лютни. Франция, Париж, середина 18 века, золото, серебро. эмаль, медь, стекло, гравировка, живопись на эмали.

Часы подчеркивали стиль, чувство вкуса и социальное положение своего владельца. Собственно, в определенных кругах и теперь всё точно так же.

3
Выставка «Драгоценные часы и табакерки»

Удивительно, но отражение люстры портрету вроде бы и не вредит? Вполне гармонично получилось)) Но вообще глаза в выставочном зале здорово уставали — мало того блики от стекол и собственно злата-серебра-камней, так еще и задняя стенка многих витрин была зеркальной. Конечно, это помогало рассмотреть экспонаты со всех сторон, но и блики удваивались и усиливались.

Одна из самых больших витрин выставки отведена часам всемирно известной французской марки «Бреге» (Breguet), о которая, полагаю, известна абсолютно всем.

Абрахам Луи Бреге — гениальный мастер, известный важными открытиями в области механики и физики, своими инновационными концепциями намного опередивший время. Одним из самых значимых его изобретений является турбийон — механизм, компенсирующий влияние гравитации на точность хода часов. Я в этом ничегошеньки не понимаю, но уразумела: важность турбийона такова, что имя Бреге было бы прославлено на века, если бы он за всю жизнь изобрел одно только это устройство.

Согласно архивным данным обладателями часов фирмы «Бреге» были императоры Александр I, Николай I и Николай II, также клиентами фирмы были многие представители русских аристократических семей. Россия оставалась одним из ведущих рынков сбыта для фирмы «Бреге» до 1917 г.

6
А вот тут все скромно-благородно, без декоративных излишеств, но зато все эти часы - Breguet.
А вот тут все скромно-благородно, без декоративных излишеств, но зато все эти часы - Breguet.

Изысканное благородство, разумеется, не ценить невозможно, но вот эта затейливая прелесть с упитанным амурчиком мне тоже очень нравится:

13
Часы настольные. Австрия, Вена, конец 19 века, серебро, эмаль, стекло, литье.
Часы настольные. Австрия, Вена, конец 19 века, серебро, эмаль, стекло, литье.

Между прочим, на выставку я шла главным образом ради табакерок, а в итоге часы меня впечатлили ничуть не меньше. Никак не ожидала от них такого декоративного разнообразия!

Но и табакерки, конечно, здесь представлены изумительные! Есть и просто туалетные коробочки для хранения всяких мелочей:

10
Коробочка. Россия, Санкт-Петербург, середина 19 века, золото, Мозика, стекло, недрагоценный металл, гильошировка, чеканка.  Совсем крошка эта коробочка, сантиметра 4,5 длиной.
Коробочка. Россия, Санкт-Петербург, середина 19 века, золото, Мозика, стекло, недрагоценный металл, гильошировка, чеканка. Совсем крошка эта коробочка, сантиметра 4,5 длиной.

Табак в Европе появился в конце XV века в качестве медицинского средства. Считалось, что он помогает при нефрите, коликах, дизентерии, истерии, зубной и головной боли и даже при онкологии. Поначалу заморское зелье продавалось в виде трубочек из туго свернутых листьев, и купивший должен был самостоятельно измельчить их перед употреблением. Подозреваю, что с помощью подобных терок в том числе:

9
Терка. Франция, Дьепп, 18 век, слоновая кость, металл, рельефная резьба
Терка. Франция, Дьепп, 18 век, слоновая кость, металл, рельефная резьба

Вполне вероятно, что именно столь широкое применение табака в качестве лекарства «от всего» и привело в итоге к повальнмоу увлечению им. Табак жевали, курили и нюхали. Первые два способа долгое время оставались популярными лишь у простолюдинов, а вот нюхание табака распространилось к концу XVIII века во всех сословиях, захватив самые рафинированные слои общества. Причем нюхали табак и мужчины, и женщины, и даже девушки.

7
Часы  настольные, табакерки. Западная Европа, конец 18 - начало 19 века.
Часы настольные, табакерки. Западная Европа, конец 18 - начало 19 века.

В XVIII веке в Европе впервые появился в продаже табак, полностью готовый к употрелению. А табакерка стала не просто емкостью для табака, а модной вещицей, символом принадлежности к определенным слоям общества.

9
Вверху - табакерка. Швейцария, первая половина 19 века, золото, эмаль, резьба, живопись.
Внизу - табакерка. Западная Европа, первая половина 19 века, золото, эмаль, резьба, живопись.
Вверху - табакерка. Швейцария, первая половина 19 века, золото, эмаль, резьба, живопись. Внизу - табакерка. Западная Европа, первая половина 19 века, золото, эмаль, резьба, живопись.

Нюхание табка становится даже частью придворного этикета, требовавшего к каждому выходу новое платье, к нему соответствующие обувь, парик и… табакерку. Для великосветских модников табакерки изготавливали из традиционных для изящных поделок материалов — золота и серебра, слоновой кости, драгоценных и редких камней. В отделке использовались фарфор и эмаль. Табакерки страстно коллекционировали, стремились получить в дар или в качестве пожалования за какие-либо заслуги.

8
Табакерки. Западная Европа, конец 18 - начало 19 века.
Табакерки. Западная Европа, конец 18 - начало 19 века.

В описаниях экспонатов заинтересовал меня то и дело попадавшийся термин «гильошировка», никогда и слова-то такого не слышала. Оказалось, что «гильош» — это орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой.

6
Табакерка. Россия, первая четверть 19 века, золото, эмаль, гильошировка, живопись.
Табакерка. Россия, первая четверть 19 века, золото, эмаль, гильошировка, живопись.

Гильоширование зародилось в Средние века. Именно тогда мастера с помощью гравировального станка стали наносить на вращающуюся или плоскую заготовку узоры из волнообразных линий, расположенных в определенной геометрической последовательности. Медленно, линия за линией, создавались тончайшие кружевные переплетения штрихов. Искусство гильоша достигло пика популярности в XVII–XVIII веках, когда созданием узоров на металле увлекались даже королевские особы.

8
Внизу - табакерка. Франция, начало 19 века. Золото, медь, эмаль, гильошировка, живопись.
Внизу - табакерка. Франция, начало 19 века. Золото, медь, эмаль, гильошировка, живопись.

Существует мнение, что наивысшего мастерства в гильоше достигла фирма Фаберже. Мастера гравировали золото и серебро «муаром», «лучами», «колоском» или «волной». И именно Фаберже первым придумал наносить прозрачную эмаль на гильошированный фон.

Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими, самыми простыми, цветами.

6
Табакерка. Великобритания, вторая половина 18 века, золото, серебро, алмазы, бумага, стекло, чеканка.
Табакерка. Великобритания, вторая половина 18 века, золото, серебро, алмазы, бумага, стекло, чеканка.

Табакерки были распространены в Европе в течение более двух столетий с конца XVII до конца XIX веков.

11
Выставка «Драгоценные часы и табакерки»

А XVIII век по праву заслужил имя «Века табакерки», поскольку именно тогда табакерка стала не только предметом утилитарного назначения, но и незаменимым церемониальным атрибутом, требующим от его обладателя такого же виртуозного владения, как владение языком жеста, вгляда, движением веера, языком мушек и цветов — всего того, что превращало жизнь дворянства «куртуазного» века в увлекательный театральный спектакль.

На верхнюю из этой пары я так засмотрелась, что даже забыла сфотать описание… Но, насколько помню, без бриллиантов там не обошлось.

14
Выставка «Драгоценные часы и табакерки»

Совершенно не представляю, что за радость люди находили в нюхании табака, но, однако, странная эта привычка подарила миру немалое количество ювелирных шедевров, которыми мы теперь любуемся…

9
№13 Табакерека, Великобритания, Лондон, 1818, золото, эмаль. гильошировка.
№15 Табакерка. Западная Европа, вторая половина 19 века, золото, эмаль, чеканка, гравировка.
№17 Табакерка. Западная Европа, первая половина 19 века, золото, мозаика.
№13 Табакерека, Великобритания, Лондон, 1818, золото, эмаль. гильошировка. №15 Табакерка. Западная Европа, вторая половина 19 века, золото, эмаль, чеканка, гравировка. №17 Табакерка. Западная Европа, первая половина 19 века, золото, мозаика.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Государственный исторический музей (ГИМ)

Красная пл., д. 1 Подробнее об объекте