Да-да, до 14-го февраля следующего года в Историческом музее можно встретиться со знаменитыми «Смолянками» Левицкого.
Узнав об этом, конечно же, загорелась и при первой возможности «нанесла визит» столь неожиданным гостьям. Дело в том, что никогда еще «Смолянки» все вместе не покидали стены Русского музея. Даже и по отдельности они крайне редко оставляют свой «дом».
Первая наша встреча была страшно сказать, как давно… Еще в школьные мои годы… Но, удивительное дело, помню, кажется, даже расположение портретов в их «родном» зале. (Хотя не знаю, может с тех пор зал и менялся?..) То, что истинно прекрасно, не может не тронуть душу даже самого неискушенного человека… А «Смолянки» относятся к числу общепризнанных шедевров мирового значения. И считаются самым ярким произведением первого русского портретиста европейского уровня Дмитрия Григорьевича Левицкого. Оказывается, его даже называли «русским Гейнсборо».
Портреты являются гордостью собрания Русского музея. Выставка «Смолянок» в Москве — знак особого отношения Русского музея к юбилею музея Исторического.
Рассказывается на выставке в том числе и об истории Смольного монастыря. Т. к. для нового закрытого дворянского учебного заведения первоначально было решено приспособить помещения Смольного Воскресенского Новодевичьего монастыря. Представлены даже фрагменты иконостаса домовой церкви Смольного института.
Императорское воспитательное общество благородных девиц в Санкт-Петербурге было учреждено по высочайшему указу императрицы Екатерины II 5 мая 1764г. Основание института имело целью «дать государству образованных женщин, хороших матерей полезных членов семьи и общества». Осуществление своих идей императрица Екатерина II возложила на И. И. Бецкого, для которого создание воспитательных и образовательных учреждений нового типа стало главным делом жизни.
11
Д.Г.Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II. 1782
Название Смольный, перешедшее к монастырю, а затем к институту сохранилось от находившегося здесь при Петре I Смольного двора, где хранили смолу и варили деготь для Адмиралтейской верфи. Место это было особенно памятным для императрицы Елизаветы Петровны. При Смольном дворе специально для нее Петром был выстроен небольшой Девичий дворец, в котором она провела свои детские и юные годы, а затем получила его в наследство. (Интересно! Девичий дворец — девичий институт!)
Смольный институт положил начало женскому образовании в России и стал первым в Европе государственным учреждением для обучения девочек. Одновременно в нем предполагалось содержать двести воспитанниц разных возрастов. Согласно Уставу, Смольный институт был воспитательным учреждением закрытого типа. В него принимали детей не старше шести лет, обучение продолжалось двенадцать лет, при этом родители обязывались не забирать ребенка раньше срока, а их общение ограничивалось редкими встречами в стенах института.
Жесткие условия, однако… Во-первых, по мне так ужас-ужасный шестилетнюю малышку лишать семейного тепла, отдавая в казенный дом… Во-вторых, как же совсем без родных? Без встречи с семьей даже на каникулах?.. Объяснение, конечно, было — мол, многие семьи, пусть и дворянские, отнюдь не являли собой образец для подражания, и такое вот раннее отлучение от неподобающего окружения позволяло с младых ногтей привить ребенку правильные ценности. Но все же, все же… Причем запрет уезжать из института даже на каникулах существовал очень долго, до реформ К. Д. Ушинского, который был назначен инспектором классов Смольного в 1859 году.
Дабы в некоторой мере воссоздать атмосферу былых времен, экспозиция дополнена некоторыми бытовыми предметами: предствлены два платья, одно из них — самой Екатерины (я не впечатлилась), старинная арфа и несколько вееров — вот они хороши!
11
Веер «Музицирование в парке» около 1780. Франция или Германия. Экран: шелк, гуашь, золотая краска, блестки, золотая нить, вышивка тамбурным швом. Остов – слоновая кость, резьба, гравировка, фольга мельхиор, стекло гранение. ГИМ.
Воспитанницы разделялись на четыре «возраста», каждому из которых соответствовал определенный цвет платья: первому, самому младшему — кофейный или коричневый, второму — голубой, третьему — серый, четвертому — белый. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
Девочек обучали Закону Божьему, грамоте, арифметике, иностранных языкам, географии, истории, музыке, пению, рисованию, рукоделию, кулинарному искусству. Особое внимание обращалось на нравственное воспитание. Жизнь воспитанниц была подчинена строгой дисциплине. В коридорах и дортуарах царила тишина — громкие разговоры и — боже упаси! — бег категорически запрещались. Ходить следовало плавно, бесшумно, грациозно.
По замыслу Екатерины II приоритет при приеме отдавался девочкам из старинных дворянских, но обедневших семей. С самого начала Смольный институт был тесно связан с Двором и пользовался особым внимание императрицы, которая знала лично всех воспитанниц. Лучшие из них получали при выпуске особую награду — шифр виде золотого вензеля Екатерины II под короной, который носили на белом банте с золотыми полосками. Форма этой награды сохранялась до конца существования института.
9
Шифр фрейлины Екатерины II 1770-1780-е. Россия золото серебро бриллианты чеканка. Государственный Эрмитаж.
Шифр за окончание Смольного института. С бантом. Конец XIX – начало XX. Государственный Эрмитаж.
К числу уникумов принадлежат также хранящиеся в Русском музее «картушки» — назидательные картины, исполненные для классов института художником Алексеем Бельским, с начертанными на них на русском и французском, текстами, образно иллюстрирующими этические правила, обязательные для воспитанниц.
4
Прямо-таки "споткнулась" о слитное "не" и немыслимые в наше время переносы слов))) Видимо тогда еще не существовало правил на сей счет?..
С первых же выпусков Смольного лучшим выпускницам предоставлялась возможность поступления на придворную службу в звании фрейлины, вне зависимости от знатности достатка их семей. Открывалась перспектива жизни и для выпускниц, которые не могли вернуться к родным, чаще всего из-за их материальной необеспеченности. Таким предоставлялось право остаться жить при институте, плату за их содержание обычно вносили особы императорской фамилии.
6
После смерти Екатерины II в. 1796г. Смольный институт перешел в ведение императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, который затем передал под ее начало все воспитательные учреждения. Императрица много заботы вложила в дело управления и создания новых воспитательных учреждений, особое внимание уделяя женскому образованию. По инициативе Марии Федоровны срок обучения в Смольном был сокращён до 9 лет; императрица считала, что «дети в продолжение такого долгого времени до того отвыкают от родителей, что, по окончании курса, возвращаются домой с отвращением». В 1797 году был ликвидирован самый младший возраст; теперь воспитанницы разделялись на три: «голубой», «серый» и «белый». Виват Марии Федоровне! Все же девять это не шесть…
4
Здесь текст засветился, но катушки ниток и обилие всяческих предметов явно свидетельствуют о том, что праздность - штука вредная)))
В правление императора Александра I в. 1806—1810 г.г. рядом со Смольным монастырем специально для института было выстроено величественное здание по проекту Дж. Кваренги.
Смольный институт просуществовал в Петербурге до октября 1917г. , когда его начальнице княгине В. В. Голициной удалось вывезти воспитанниц в Новочеркасск, где в феврале 1919г. состоялся последний выпуск.
Ну-с, и вот, наконец, они!..
Конечно же, было интересно не только посмотреть на собственно портреты, но и почитать о жизни тех, кто на них изображен, отметив в том числе, что век некоторых был совсем недолог… А на картинах — ликующая юность! Вечная…
Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. 1772.
7
Н. М. Давыдова (слева) представлена в платье кофейного цвета, установлнном для младшего возраста (отсюда название «кофейная барышня). Ф. С. Ржевская — представлена в голубом платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц.
Давыдова Анастасия Михайловна, княжна (1766 — ?) дочь генерал-майора князя Михаила Михайлович Давыдова и его жены, урожденной Джахвелидзе. Происходит из старинного грузинского княжеского рода Давыдовых- Давиташвили. Окончила Смольный институт в 1782г. (III выпуск) без шифра. Дальнейшая ее жизнь не известна. За исключением того, что в 1780-е она участвовала в спектаклях любительского театра в Тамбове, где ее отец был губернатором.
Ржевская Феодосия Степановна (1760–1795), дочь генерал-поручика Степана Матвеевича Ржевского и Софии Николаевны, урожденный баронессы Строгановой. Окончила Смольный с Шифром в 1779г. (II выпуск). Вышла замуж за князя Михаила Степановича Голицына, действительного статского советника впоследствии ярославского губернатора.
Портрет Е. Н. Хрущовой (слева) и Е. Н. Хованской. 1773.
11
Хрущова Екатерина Николаевна (1761 — 1811), дочь премьер -майора Николая Семенововича Хрущова и Прасковии Михайловны урожденной княжны Волконской. С 1767г. воспитывалась в Смольном, который окончила в 1779-м (IIвыпуск) с шифром императрицы Екатерины II. 24 июля 1777г. в присутствии Екатерины II и шведского короля Густава III с успехом выступила в опере «Земфира и Азор» . Газета «Санкт-Петербургские ведомости», описывая представление в Смольном, отмечала, что шведском королю особенно понравилась игра воспитанницы Е.Хрущовой и он пожаловал ей «бриллиантовое сердечко». На портрете Хрущова изображена в роли молодого человека Кола в сцене из комической оперы Фавра «Любовный каприз или Нинетта при дворе». Она одета в редингот для верховой езды. Была замужем за полковником фон Ломаном.
Хованская Екатерина Николаевна, княжна (1762 — 1813)., дочь полковника кригс-комиссара князя Николая Васильевича Хованского и княгини Марии Николаевны, урожденной Щепотьевой. С 1767 г. воспитывалась в Смольном институте, который кончила в 1779 (II выпуск) с шифром императрицы Екатерины II. На портере княжна Хованская представлена в женской роли в комической опере «Любовный каприз или Нинетта при дворе». Екатерина II уделяла много внимания театральным представлениям в Смольном институте, считая что театр имеет большое образовательное и нравственное значение. Она сама выбирала пьесы для представлений, вела по эти вопросам переписку с Вольтером и Дидро. В 1786г. княжна Хованская вышла замуж за поэта Нелединского-Мелецкого, позднее статс-секретаря Павла I, сенатора и почетного опекуна Петербургского воспитательного дома. В 1798 Нелединский-Мелецкий попал в опалу и супруги переехали в Москву. В 1812 после Бородинского сражения Нелединская с семьей, как и многие москвичи, уехала в Ярославль. Где и скончалась весной 1813 года, не выдержав потрясения от занятия французами Москвы, ее пожара и потери своего имущества.
Портрет Е. И. Нелидовой. 1775.
11
Нелидова Екатерина Ивановна (1758 — 1839), дочь поручика Ивана Дмитриевича Нелидова и Анны Александровны Симоновой. С 1765 г. воспитывалась в Смольном. Отличалась чрезвычайной грацией, музыкальной одаренностью и способностью к танцам. Возможно на портрете Е. И. Нелидова изображена в роли во французской опере «Служанка и госпожа». Е. И. Нелидова была пенсионеркой императрицы Екатерины II. В 1776 г. окончила Смольный институт (выпуск I) с шифром Екатерины II и золотой медалью «второй величины».
После окончания института назначена фрейлиной к первой супруге великого князя Павла Петровича Наталье Алексеевне. А после ее смерти ко второй супруге — великой княгине Марии Федоровне. Фаворитка великого князя Павла Петровича. В качестве фрейлины сопровождала великокняжескую чету («графа и графиню Северных») в 1782г. в путешествии по Европе. По восшествии Павла I на престол удалилась в Смольный монастырь. Возвращена ко двору. В день его коронации 5 апреля 1797 г. пожалована камер-фрейлиной и кавалерственной дамой ордена Св. Екатерины 2-й степени. В 1798г. Е. И. Нелидова была удалена из Петербурга. После кончины Павла I жила в собственных апартаментах в Смольном институте, где неофициально занимала положение дамы -патронессы.
Яков Залесский. Комната Е.И.Нелидовой в Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. Бумага на картоне, акварель, тушь, перо.
Акварель была заказана сразу после кончины Е.И.Нелидовой кем-то из ее близких, пожелавших запечатлеть атмосферу быта этой незаурядной личности времен Екатерины II и Павла I.
Портрет А. П. Левшиной.
7
1775. Левшина Александра Петровна (1757 — 1782), дочь премьер-майора Петра Ивановича Левшина и Татьяны Ивановны, урожденной княжны Кольцовой-Масальской. Принята в Смольный институт в 1764г., окончила его в 1776г.(I выпуск) с шифром императрицы Екатерины II под короной на банте.
А. П. Левшина пользовалась особым вниманием императрицы. Екатерина II вела с ней шутливую переписку, называя ее «моя черномазая Левушка». В одном из писем Екатерина так описала свою корреспондентку: «Высокая блондинка, чуть смуглая, с носом попугая, она производила невероятное разнообразие восклицаний, когда я приезжала или уезжала. Ее письма такие непосредственные полны живости без притворства и без претензии». 2 июня 1778г. пожалована во фрейлины Екатерины II, а 29 апреля 1780г. вышла замуж за капитана лейб-гвардии Измайловского полка князя П. А. Черкасского. Брак был бездетным.
Портрет Е. И. Молчановой. 1776.
8
Е. И. Молчанова представлена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего возраста. Изображена около антлии — вакуумного насоса, использовавшегося как пособие для обучения смолянок. Екатерина Ивановна Молчанова дочь коллежского советника Ивана Яковлевича Молчанова. Воспитанница супруги обер-егермейстера Мари Павловны Нарышкиной, которая определила ее в 1764 г. в Смольный институт. Окончила обучение в 1776 (I выпуск) с золотой медалью первой величины, с шифром Екатерины II и пенсией 250 рублей в год. После окончания института была взята к Высочайшему двору пожалована во фрейлины великой княгини Марии Федоровны. В 1780 вышла замуж аз Сергей Адамовича Ослуфьева. В последствии генерал-майора.
Портрет Н. С. Борщевой. 1776.
8
Борщева Наталия Семеновна (1759 — 1843), дочь отставного фурьера Семена Иванович Борщева. Поступила в Смольный в 1764 г. при первом приеме воспитанниц. Изображена танцующей в костюме, в котором выступала при первом выпуске в Смольном институте в 1776-м в присутствии Екатерины II. Обладая красивым голосом, пела во французских операх. Окончила обучение в 1776 (I выпуск) с золотой медалью первой величины, с шифром Екатерины II и пенсией 250 рублей в год.
14 июня 1776 г. пожалована фрейлиной к великой княгине Марии Федоровне, суруге великого князя Павла Петровича. В качестве фрейлины сопровождала великоняжсекюу чету(«графа и графиню Северных») в 1782 г. в путешествии по Европе. В первом браке была за Клавдием Семеновичм Мусиным-Пушкиным, от которого имела шестерых сыновей и двух дочерей. Во втором браке — за генерал-майором бароном фон Ховеном. В 1809 г. состояла гофмейстериной при фрейлинах. 15 апреля 1841 г. пожалована в кавалерственные дамы ордена св. Екатерины 2-й степени.
Портрет Г. И. Алымовой 1776.
8
Алымова Глафира Ивановна (1758 — 1826), дочь отставного полковника лейб-гвардии Конного полка Ивана Акинфиевича Алымова. Родилась после смерти отца. 19-й (!) ребенок в семье. Семи лет отдана в Смольный институт, в котором пробыла 12 лет. Обладала музыкальными способностями. Лучшая ученица преподавательницы арфы в Смольном француженки Марии Левек.
Два-три раза в неделю в Смольный приезжала первая жена великого князя Павла Петровича великая княгиня Наталья Алексеевна и по нескольку часов музицировала с Глафирой Алымовой. Окончила обучение в 1776 (I выпуск) с золотой медалью первой величины, с шифром Екатерины II. 19 июля 1776 г. была причислена ко двору и Высочайшим указом 26 сентября 1776 г. пожалована во фрейлины великой княгини Марии Федоровны.
9 июня 1777 г. вышла замуж за действительного тайного советника, камергера, вице-директора Академии наук, поэта, масона, Алексея Андреевича Ржевского. На свадьбе посаженной матерью была Екатерина II. Семья Ржевских была в дружественных отношениях с поэтами Державиным и Жуковским. Державин посвятил супругам Ржевским оду «Счастливое семейство». По воспоминаниям потомков Г. И. Ржевская пользовалась благоволением Павла I. Когда супруги Ржевские выдавали замуж свою дочь Марию, Павел I устроил свадебный ужин у себя во дворце.
5 апреля 1797 г. Г. И. Ржевская была пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины 2-й степени. Во втором браке была замужем за учителем французского языка, гувернером ее детей, переводчиком, членом щества любителей российской словесности савойцем Ипполитом Маскле.
Знаменитые портреты Левицкого относятся к первым годам существования Смольного института.
Но благодаря тому, что экспозиция дополнена фотографиями известного петербургского фотографа Карла Буллы, можно представить себе обстановку, в которой проходила жизнь воспитанниц Смольного через 140 лет с даты его основания. Альбом, состоящий из 48 фотографий был заказан фотографу специально в честь юбилея института.
12
Урок танцев. Менуэт.
5
V класс. Урок гимнастики.
К.Булла создал картину замкнутого, наполненного тишиной, но по-своему грандиозного и торжественного внутреннего мира Смольного, в гулком эхе высоких старинных залов которого только угадывается шепот воспитанниц, шуршание их платьев и мягкий стук каблуков их туфель…
4
VII класс. Урок рукоделия. И непременные косы!
Мне почему-то всегда была интересна жизнь Смольного, читала довольно известные мемуары Е. Н. Водозовой, знала, что никакой роскоши в этом элитном учебном заведени не было, но все же вид дортуара на фото К.Буллы поразил:
6
Дортуар. Аскетично...
Все по линеечке и абсолютно безлико… И это ведь не на три недели в летнем лагере, а на много-много лет! К тому же в дортуарах было всегда очень холодно. Зимой температура могла опускаться до плюс 8 градусов, при этом воспитанницам строжайше запрещалось укрываться чем-то, кроме тонких байковых одеял и надевать что-либо поверх ночной рубашки.
Кстати, и кормили в Смольном очень-очень скромно… Подозреваю, при Екатерине было не так, девушки Левицкого явно от истощения не страдают)). Хотя вполне вероятно, что это дань тогдашним представлениям о прекрасном.
5
Салон младшего специального класса.
Но, юность есть юность! К счастью, на свежем воздухе все же некоторые забавы дозволялись, зимние в том числе:
5
На катке в саду Смольного.
И очень порадовало то, что у самых маленьких и куклы были, причем, красивые; вполне вероятно, дома девочки из небогатых семей таких не имели:
5
Приготовительный класс.
Спасибо Русскому музею за замечательный подарок, а Историческому — за интересное построение экспозиции. Те же фото Буллы когда бы я еще увидела?
А в ближайшие выходные достану, пожалуй, с полки сборник «Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц» и перечитаю…
В подготовке материала использована информация со стендов выставки.