Мне захотелось рассказать о станции Московского метрополитена под названием «Аэропорт», ставшей для меня почти родной, поскольку я на ней бываю практически ежедневно, начиная с 1977 года.
Мне захотелось рассказать о станции Московского метрополитена под названием «Аэропорт», ставшей для меня почти родной, поскольку я на ней бываю практически ежедневно, начиная с 1977 года.
Эта станция вступила в строй 11 сентября 1938 года, когда началось движение по второй линии московского метро от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» (с 1990 года «Театральная»). По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года станция «Аэропорт» должна была стать конечной. Однако линию продлили на север Москвы на один перегон, и конечной стала станция «Сокол».
Название «Аэропорт» станция получила в связи с тем, что недалеко от нее находился «Центральный аэродром имени Фрунзе» с первым в СССР аэровокзалом. Так что название «Аэропорт» является историческим, хотя в Москве уже давно ликвидирован в этом районе и аэродром, и аэровокзал, в связи с чем неоднократно выдвигались предложения о переименовании станции. На мой взгляд, ничего переименовывать не нужно. Многим объектам сейчас возвращаются их исторические названия, а станция метро «Аэропорт» изначально так называлась и пусть сохраняет своё историческое название.
Станция «Аэропорт» была спроектирована архитекторами Борисом Соломоновичем Виленским и Владимиром Алексеевичем Ершовым при участии Т.Вайнера и В.Сдобнова (так написано в «Википедии»). Она стала первой односводчатой станцией московского метро, построенной открытым способом, что стало возможным благодаря небольшой глубине заложения — всего 8,6 метров. Но в Москве она была второй односводчатой станцией. Первая — «Библиотека имени В. И. Ленина» — вступила в строй 15 мая 1935 года, но она строилась закрытым способом.
Одновременно со станцией «Аэропорт» в том же 1938 году по проекту Самуила Мироновича Кравеца на тогдашнем ещё Ленинградском шоссе, а не проспекте, были возведены два жилых дома, в которые были встроены наземные вестибюли станции для входа и выхода пассажиров. В интернете можно найти фотографии этих двух домов, сделанные в конце 1930-х годов. Интересно, что изначально эти дома были четырёхэтажные, а не шестиэтажные, как сейчас. Над входами в метро на крышах домов были установлены крупные буквы, составлявшие слово «МЕТРО», а под карнизом крыши было начертано «Л. М. КАГАНОВИЧА».
Мы настолько свыклись с тем, что московский метрополитен в СССР носил имя В. И. Ленина, что уже забыли про то, что сразу после сооружения первой очереди московского метрополитена ему было присвоено имя сталинского наркома Лазаря Моисеевича Кагановича, который руководил его строительством. Переименование в «Метрополитен имени В. И. Ленина» произвёл Президиум ЦК КПСС 25 ноября 1955 года (кстати, по предложению самого Лазаря Кагановича). Тогда же были отмечены заслуги «отца метрополитена в Москве», а станцию «Охотный ряд» переименовали в станцию «Имени Кагановича». Она просуществовала с таким названием два года, пока осенью 1957 года бывший партийный лидер не был снят с высших государственных постов. А станция до конца ноября 1961 года опять стала «Охотным рядом», после чего была переименована в «Проспект Маркса» и под этим названием дожила до 5 ноября 1990 года, вернув после этого себе историческое название «Охотный ряд». Вот такой у нас был чемпион по переименованиям среди станций московского метрополитена.
Но вернёмся на «Аэропорт». В период 1950–1954 годов четырёхэтажные дома, в которых располагались входы на станцию «Аэропорт», были надстроены ещё двумя этажами. К ним были пристроены боковые корпуса, соединённые друг с другом центральным корпусом, отодвинутым в глубину от красной линии проспекта. В результате дом стал единым целым и приобрёл существующие сейчас очертания с современным адресом: Ленинградский проспект, 62.
Архитекторам, проектировавшим станцию, удалось решить сложную задачу — придать монолитному железобетону, из которого сооружен свод, воздушность и динамику. Интерьер станции посвящён раскрытию темы советской авиации. Через свод проходят веерообразные рельефные полосы, напоминающие стропы парашюта. Они пересекаются друг с другом под острым углом, образуя ромбовидные ячейки, в некоторые из которых встроены вентиляционные чугунные решетки с буквой «М» из желтого металла.
Из сравнения старых фотографий с современными следует, что первоначальный облик станции «Аэропорт» несколько отличался от того, что мы видим сейчас. Изначально платформа была покрыта асфальтом, а по центральной оси шла узорная мраморная дорожка. Сейчас же весь пол выложен серым гранитом. Эту замену произвели в конце 1960-х годов. Изменилось и освещение станции: вместо конических люстр из люминесцентных ламп, которые мы видим сейчас, на потолке располагались шарообразные плафоны, вокруг которых лампы объединялись группами. Зато до сих пор сохранились все пять деревянных диванов, расставленных по центральной оси платформы станции.
Торцы подземного вестибюля станции «Аэропорт» соединяются с прямоугольными аванзалами, из которых по лестницам можно попасть в наземные вестибюли, расположенные в доме. Можно ещё добавить, что в 1979 году из северного аванзала был прорублен ещё один выход, ведущий в подземный переход, соединяющий две стороны Ленинградского проспекта.
В оформлении станции были использованы различные природные минералы: несколько видов мрамора, гранит и оникс. Основным же отделочным материалом является мраморовидный известняк, в котором можно обнаружить множество окаменелостей морских организмов мелового периода…