Поезд метро останавливается и мы выходим на станции метро «Театральная».
Поезд метро останавливается и мы выходим на станции метро «Театральная».
Фактически мы следуем подсказке из диафильма «Московский метрополитен — лучший в мире!», который был выпушен в далёком 1952 году.
Станция «Театральная» не имеет собственных индивидуальных вестибюлей: северный эскалаторный ход выводит в общий вестибюль со станцией «Охотный ряд»,
а южный — в общий вестибюль со станцией «Площадь Революции».
Но прежде чем двинуться для рассмотрения станции, мы подождём, когда поезд отойдёт от платформы, и посмотрим на название.
Дело в том, что когда была открыта 11 сентября 1938 года станция метро, то она носила название «Площадь Свердлова», по одноименной площади на поверхности. В 1991 году площадь поменяла название, изменилось название и у станции метро. Вглядимся внимательно в название.
Буквы со старым названием в своё время крепко впечатались в мрамор, а когда их убирали, то решили сэкономить и не заменять кусочки мрамора. За буквой «А», что стоит третьей в названии, видна буква «Д», за буквой «Т» — буква «Ь» и так далее.
В небольшом зале, расположенном в северной части станции, при создании станции стоял бюст Якова Михайловича Свердлова (1885 — 1919) , который в 1991 году демонтировали. Остался лишь постамент, а торцу станции словно чего-то недостаёт.
С постаментом тоже некачественно поработали, когда убирали надпись. Через плохо замазанную штукатурку буквы проявились, как бы издеваясь над людьми, убравшими бюст.
Выходим
в центральный зал.
В своё время изображение зала было растиражировано на множестве открыток.
Свод центрального зала отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Между собой они отгорожены фруктовыми венками.
Интересно, что изначально вместо танцором и музыкантов должны были быть барельефы, изображающие физкультурников. Точно также, если верхние светильники сделаны по первоначальному плану,
то светильники-бра с двумя шарообразными плафонами нишах пилонов над скамьями первоначально не планировались.
Разработаны фарфоровые фигуры были Натальей Яковлевной Данько (Данько-Алексеенко, 1892–1942), а изготовлены были на Государственном фарфоровом заводе, так именовался с 1917 года Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году. Фарфоровые фигуры хранят тайну, которую я не смог отгадать.
В состав СССР на момент открытия станции входило 11 союзных республик.
А фигурки, попарно — женщина и мужчина — представляют лишь 7 республик. За что были обижены азербайджанцы, туркмены, таджики и киргизы — непонятно.
Сначала я подумал, что это зависело от даты создания, но Туркмения как союзная республика появилась в 1924 году, а Казахстан в 1936 году.
Открыл даже текст Конституции СССР 1936 года, в редакции от 21.08.1938 года, чтобы посмотреть конституционный порядок, опять неудача.
" Статья 13. Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик:
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,
Украинской Советской Социалистической Республики,
Белорусской Советской Социалистической Республики,
Азербайджанской Советской Социалистической Республики,
Грузинской Советской Социалистической Республики,
Армянской Советской Социалистической Республики,
Туркменской Советской Социалистической Республики,
Узбекской Советской Социалистической Республики,
Таджикской Советской Социалистической Республики,
Казахской Советской Социалистической Республики, Киргизской Советской Социалистической Республики."
Не стал дальше голову ломать. Семь — так семь.
Русский.
Русская.
Узбек.
Узбечка.
Армянин.
Армянка.
Украинец.
Украинка.
Грузин.
Грузинка.
Белорус.
Белоруска.
Казах.
Казашка.
Примечательная деталь — только узбеки и белорусы обошлись без музыкальных инструментов, зато у армян музыкальные инструменты как у мужчины, так и у женщины. У остальных четырёх пар лишь по одному инструменту на двоих, причём у грузин он у женщины, а у русских, казахов и украинцев — мужчин.
Видимо совпадение, но ведь и территории России, Казахстана и Украины были самыми большими в СССР. Во время войны станция метро использовалась под бомбоубежище.
При объявлении воздушной тревоги на станциях и в тоннелях укрывалось около 435 тысяч человек. Жизнь продолжалась и под землёй. За три месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь 1941 года- в метро родилось 243 ребёнка. Весной 1942 года, когда потребность в убежищах снизилась, строительные работы возобновились. В частности был построен и запущен 1 января 1943 года радиус третьей очереди — от площади Свердлова до «Автозаводской».
Буквально как только открылась станция метро «Площадь Свердлова», как она попала в кино.
Было это в снятом в 1938 году фильме «Новая Москва», рассказывающем о путешествии в Москву юного конструктора Алеши, сделавшего «живой» макет будущей столицы. Вот только в прокат фильм не был выпущен.
Мелькнула несколько раз станция в фильме «Астенический синдром» Киры Муратовой, вышедшем в 1989 году.
А вот из пяти коротких историях о любви фильма «Про любовь» режиссёра Анны Меликян, вышедшем в 2015 году, в двух из них появляется станция метро «Театральная».
Первая история — «Ролевые игры». Юноша и девушка увлекаются косплеем — переодеванием в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов. Они знают друг друга как Химея и Тайто, состоят полгода в отношениях, но ни разу друг друга не видевшие без образов. Настоящие имена (Лена Грачёва и Игорь Петров) дают повод молодым людям встретиться в традиционном смысле, однако затея эта терпит крах. Отношения налаживаются только после возвращения юных влюблённых в яркие аниме-образы.
Вторая история (в фильме третья) — «Фестиваль русской культуры». В Москву на фестиваль русской культуры приехала японка по имени Мияко. Среди основных её целей — поиск русского мужа. Для этого она назначает через сайт знакомств ряд свиданий, каждого из соискателей ассоциируя с музыкальными нотами. Заодно Мияко знакомится с Москвой.
В результате череды неудачных встреч — она встречается с японцем, проживающем в соседнем номере, который оказывается единственным, с кем можно обсудить русскую душу и русскую культуру.
Координаты: 55°45′28″, 37°37′07″