Многие станции Московского метро являются подлинными архитектурными шедеврами и практически музеями.
Раньше на Руси в честь великих событий и героических подвигах погибших людей возводились храмы, затем пришла пора памятников. Но нет предела совершенства для благодарной памяти народа.
Это сейчас новогодние праздники длятся чуть ли не половину января, а в сталинские времена было по другому. Когда в ночь с 1949 на 1950 год многие москвичи резали салат оливье и стреляли в потолок пробками от шампанского — метростроевцы готовились к открытию новой станции. 1 января 1950 года была торжественно запущена в эксплуатацию станция метро «Октябрьская» (кольцевая),
1
которая задумывалась как пантеон о погибших во время Великой Отечественной войны.
«Давно закончилась война
И вновь победная весна
Несет нам с теплым майским ветром
Героев павших имена.
Великий подвиг не забыть,
В сердцах он вечно будет жить,
Той горькой памятью, той горькой памятью войны».
Архитектором создавшим как наземную, так и подземную часть станции метро «Октябрьская» был Леонид Михайлович Поляков (1906–1965), получивший за этот проект в 1950 году Сталинскую премию второй степени.
(Из Интернета)
Интересно, что по имеющейся информации на этой станции метро Сталин не бывал, хотя некоторые станции метро открывались при его участии.
Хотя Поляков являлся советским архитектором, но станция метро напоминала трёхнефные базилики периода раннего христианства. В торцевой стене в середине была своеобразная алтарная апсида, а в самом центре её решетчатые двери, словно бы ведущие в алтарь храма.
Пространство за дверьми решено так, что кажется — отвори решетки и ты окажешься на открытом воздухе, где великолепная погода и яркое голубое небо.
А ведь станция находится на глубине 40 метров под землей. Вот что значит талант архитектора и строителей, создавших иллюзию дневного света в подземных помещениях глубоко под земной поверхностью.
Часть оформления станции заимствовано у Древнего Рима. В решетку встроены подобия аквил (лат. aquila — «орёл») — знаков легиона в древнеримской армии в виде орла, который размещался на шесте и был часто украшен металлическими кольцами (phalerae). Правда у древних кольца были сделаны из серебра или золота, да и вместо звёзд были орлы.
(Из Интернета)
Аквила была некой предтечей боевого знамени воинской части — официального символа и воинской реликвией воинской части, олицетворяющей её честь, доблесть, славу и боевые традиции. Утрата знамени части считалась несмываемым позором, точно также как потеря аквилы на поле боя считалась ужасным бесчестьем (легион, утративший аквилу, подлежал расформированию).
К апсиде вели своды станции со светильниками в виде факелов на стенах.
Опять как бы соотнося станцию с первыми христианскими храмами, которые располагались вдали от властей, зачастую в подземельях и пещерах. Даже вентиляционные решетки над факелами навевают мысль об христианских иконах.
1
Автор факелов из алюминия — советский архитектор Абрам Исаакович Дамский (1906–1988).
В оформлении станции очень много изображений знамён и военной символики.
Как и на станции «Таганская» Станция метро из песни «Любэ» много барельефов-медальонов с изображением воинов различных видов войск
1
и флота.
Главное различие, что на станции «Таганская» барельефы оформлены богаче, а на станции «Октябрьская» попроще.
Зато имеются изображения женщин
и командиров.
Только здесь барельефы расположены прямо над путями.
1
Стены вдоль путей покрыты желтоватой керамической плиткой и украшены изразцами в виде венков.
1
В центре зала над путями — переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии, открытую в 1962 году.
Когда была открыта станция «Октябрьская» (кольцевая), то она выглядела следующим образом и была отдельно стоящим зданием.
(Из Интернета)
В 1990 году наземный вестибюль станции встроили в здание Московского института стали и сплавов.
Любители выискивать неточности, посмотрев две предыдущие фотографии, воскликнут: «Да это же две разные станции! У них названия отличаются!».
Специально для таких любителей — небольшая историческая справка.
Калужская площадь возникла за Калужскими воротами Земляного города, возведёнными в 1592–1593 годах вместе с Земляным валом. В 1922 году площадь получает новое название — Октябрьская. Переименование не прошло без курьёза: Октябрьской в 1918 году была названа Верхняя Таганская площадь, к 1922 году это название за нею сохранилось и в результате на короткое время в Москве оказалось две Октябрьских площади. В 1993 году площадь снова становится Калужской.
Станция метро «Октябрьская» (кольцевая) была открыта как станция метро «Калужская», а в 1961 году переименована в станцию метро «Октябрьская» по названию площади. Когда площадь переименовали, то станцию метро не стали переименовывать.
С 15 апреля 1964 года по 12 августа 1974 года существовала наземная станция метро «Калужская».
(Из Интернета)
Подземная станция метро «Калужская»
1
(Из Интернета)
была открыта 12 августа 1974 года в составе участка «Новые Черёмушки» — «Беляево»,
(Из Интернета)
одновременно с этим была закрыта наземная одноимённая станция.
Вот такие колдуны — любители переименований окопались в своё время в московском метрополитене и развлекались время от времени, запутывая москвичей и гостей столицы нашей Родины.
Но вернемся к обозреваемой станции. На стене наземного вестибюля располагаются изображения воинов: мужчины и женщины, которые держат в руках фанфары.
В декоративном оформлении входной двери также как и в решетках подземной апсиды использованы элементы римских аквил.
Одним из приглянувшихся решений было использовать светильники на колоннах, которые можно увидеть как снаружи у станции метро,
так и внутри.
В наземном вестибюле снова видим в качестве оформления боевые знамёна вдоль стен и над входом,
а также девушек с фанфарами, символизирующие Славу.
Эскалатор везёт нас вниз, и думается — жаль что светильники на нём заменили на более современные, что-то потерялось в облике станции.
Пока сожалеем — добираемся до входа в станцию метро.
Уникальную в своём роде, хотя многие станции московского метро чем-либо, но отличаются.