Не знаю как бывает у Вас мои дорогие читатели, но ко мне иногда привяжется песня и не хочет отставать. Иногда в тему, иногда вообще не лезет ни в какую оперу. А иногда удивляешься как увязываются через нейроны различные ассоциации в единое целое.
Много есть хороших военных песен, когда я стал писать материал про станцию метро «Белорусская» (кольцевой линии), то в голове зазвучал гитарный перебор и голос Нины Ургант, певшей песню из кинофильма «Белорусский вокзал»:
«Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо,
Врастаем в землю тут».
Ведь появилась станция метро «Белорусская (кольцевая) уже после войны и была торжественно открыта 30 января 1952 года.
2
Да и ближе к Белорусскому вокзалу находится другая станция метро «Белорусская» (радиальная). Но привязчивая песня оказалась. А потом я подумал и понял, ведь на самом деле в любой подземной станции метро птицы не поют и деревья не растут. Хотя видел как летают под землей вездесущие воробьи и голуби, но песенного творчества от них не дождёшься.
Сколько станций метро открывал лично Иосиф Виссарионович Сталин — не нашел данных, но существует информация, что эта станция метро стала последней, на открытии которой он присутствовал.
Во время Великой Отечественной Войны погиб каждый четвёртый житель Белоруссии, точных цифр установить не получилось, но считается, что число погибших близко к двум миллионам 150 тысячам человек. Страшная цифра.
В потолке станции размещено 12 мозаичных панно, сделанных во флорентийском стиле.
1
Большая часть их посвящена мирной жизни Белоруссии.
На двух одинаковых панно изображен герб Белорусской Советской Социалистической Республики, которая существовала с 1 января 1919 года (с небольшими перерывами) и до 19 сентября 1991 года, когда была переименована в Республику Беларусь.
1
Обратите внимание на венки. До 1936 года официальными языками республики наряду с белорусским и русским были польский и идиш. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был начертан на гербе БССР на всех четырёх языках до 1938 года.
(Из Интернета)
После 1938 года герб немного изменился, но четыре венка осталось, только надпись осталась лишь на двух языках: белорусском и русском.
Если Сергей Александрович Есенин предлагал «Задрав штаны, бежать за комсомолом», то штаны задирать не будем, а, задрав кверху головы, пойдём рассматривать остальные панно, которые находятся на сводах станции вверху.
Во время Великой Отечественной войны в Белоруссии погибло 44 791 партизан и подпольщиков и клятва перед Красным знаменем была для них не пустым звуком.
2
На следующем панно население Белоруссии с цветами встречает советских воинов-освободителей.
2
Разрушенное войной необходимо было восстанавливать. Закипела работа на стройках,
1
а передовиков производства награждали при развёрнутом Красном знамени.
1
На следующем панно женщины вышивают орден Трудового Красного Знамени, который выглядит на изображении инородным телом.
1
Не совсем искреннее панно, особенно если знать его историю. Первоначально труженицы вышивали портрет Сталина, а во времена Хрущева вместо портрета появился орден.
Разная судьба была у украшений станции метро. Панно сохранились до нашего времени, а вот большая скульптурная композиция «Советская Белоруссия», созданная скульптором Сергеем Михайловичем Орловым (1911–1971) и установленная в торце станции до наших дней не дожила. В композиции размещались женщина с ребенком, рабочий и стоящая между ними женщина, положившая руку на герб БССР.
1
(Из Интернета)
Она гармонично вписывалась в облик станции. Но при создании второго выхода со станции она стала мешать. Вместо того, чтобы переместить её в другое место, скульптуру просто распилили на куски, посчитали, что слишком дорого будет стоить её извлечение на поверхность. Просьбы белорусов отдать скульптуру им, а не уничтожать, остались гласом вопиющего в пустыне.
Заодно обратите внимание на то какие были полы раньше и какие сейчас. Плиточный пол в виде ковра заменен на гранитную облицовку, грубо повторяющую первоначальный орнамент.
1
Путевые стены облицованы глазурованной плиткой с декоративными плиточными вставками, цоколь облицован темным мрамором.
Так выглядит проход между платформами.
1
В январе 2018 года на станции наступил небольшой праздник: в реестр объектов культурного наследия регионального значения включили станции Кольцевой линии «Белорусская», «Киевская» и «Комсомольская».
Подставки под светильники на станции вырублены и единого куска мрамора,
1
свет светильников выхватывает из полумрака лепные узоры.
Поднимемся на поверхность, наземный вестибюль виден издалека.
1
Люди постоянно шастают туда-сюда
через красивые двери, которые замечательно выглядят.
1
Над ними расположены металлические панно золотого цвета с буквой «М» посередине.
Это место с декоративным фонтаном оставляло ощущение недосказанности. Складывается впечатление, что заложили проход недавно или что-то содрали со стены.
1
Здесь когда-то находился барельеф. Еле отыскал фотографию совсем плохого качества, не стоит её размешать.
Наземный вестибюль выглядит прилично.
1 из 2
Мы снова опускаемся вниз, чтобы понять — не только теряла станция, но иногда и приобретала.
В августе 2017 года была обнаружена неожиданная скульптура-миниатюра.
1
(Из Интернета)
Её сняли, но самое смешное во всей этой истории, что несмотря на наличие дежурных и камер слежения, непонятно когда и кем она была установлена. Лично мы её не видели, когда в метро были.