Многослойное полотно истории сплетается из разных по размеру, цвету и длине нитей, в которых запечатлены события и судьбы, горести и радости как человечества в целом, так и каждого индивидуума в отдельности. Не зря же древние греки закрепили за историей музу — Клио. Эти нити заплетаются, цепляются друг за друга и в этой плотной ткани трудно порой понять, где заканчивается одна нить, а где начинается другая. Поэтому в жизни бывает много неожиданных совпадений, загогулин и закорючек.
Начиная рассказ о станции метро «Динамо»,
приходится чуть отвлечься и вспомнить о футбольном клубе «Динамо» (Москва).
Это сейчас он находится на вторых ролях в российском футболе, а ведь клуб стал победителем первого первенства СССР по футболу среди клубов весной 1936 года. В тот год проводились два первенства страны: весной и осенью. Выступал клуб на собственном стадионе «Динамо», построенном в 1928 году. С 2008 года стадион находится на реконструкции.
До 1960 года чемпионами СССР по футболу становились лишь три московских команды: «Динамо», «Спартак» и ЦСКА. Примечательно, что для всех них стадион «Динамо» считался основным домашним стадионом.
8 октября 1952. Москва. Стадион ";Динамо". 25000 зрителей. Матч ";Спартак" (Москва)- ВВС (Москва).(Из Интернета)
В 1936 году по 1957 год здесь играл постоянно «Спартак», да и потом не раз использовал стадион для проведения домашних матчей даже в розыгрыше европейских кубков. К слову — на «Динамо» был сыгран первый матч и разыгран финал первого Кубка СССР по футболу в 1936 году.
ЦСКА за свою историю использовал в качестве домашней арены 37 стадионов, но львиная доля матчей (601 матч) была проведена на стадионе «Динамо» в период с 1937 по 2008 год. Время от времени армейский клуб выступал в родных «армейских» стенах, но встреч там было проведено гораздо меньше: 10 на стадионе ЦДКА в 1936 — 1939 годах, 121 на стадионе ЦСКА имени Федотова в 1974–2001 годах, 65 в ЛФК ЦСКА в 1980–1993 годах. И поэтому можно практически со стопроцентной вероятностью утверждать, что события стихотворения Агнии Львовны Барто «Петя на футболе» происходят именно на стадионе «Динамо»:
«Цедека» — «Динамо»
Вывешен плакат.
Всюду о футболе
Люди говорят…
Стадион громадный
До отказа полн
Вот идут команды.
Буря! Рокот волн!…
Небо потемнело.
Дождь как из ведра.
Разве в этом дело?
Здесь идет игра!
Не сдается бабушка,
Говорит упрямо:
— Все равно я, Петенька,
Болею за «Динамо»!
Футбольные матчи были праздниками для москвичей и тысячи людей шли на стадион, чтобы насладиться игрой своих любимых футболистов.
(Из Интернета)
11 сентября 1938 года был открыта станция метро «Динамо».
Станция имеет два наземных вестибюля: Южный
и Северный.
Выход из них осуществляется соответственно на Ленинградский проспект
и ближе к стадиону «Динамо».
Два павильона с вестибюлями были зеркальными близнецами-братьями, которые в античном стиле окаймлены колоннадой круглых коринфских колонн.
Ну куда же без древних греков и римлян в современной архитектуре, черпают идеи и мотивы из глубины времён современные зодчие. Наземные павильоны станции метро «Динамо» стали самыми крупными подобными сооружениями среди всех довоенных станций Московского метрополитена. Это не случайно.
Взглянем на фотографию, сделанную в 1949 году, известным советским фотожурналистом Иваном Михайловичем Шагиным (1904–1982).
Ленинградский проспект в районе стадиона Динамо перед началом футбольного матча, 1949(Из Интернета)
Даже после открытия станции метро «Динамо» наземный поток во время проведения футбольных матчей не уменьшился, он просто преобразился — на место пешеходов, перебравшихся под землю, дорогу заполонили автомобили. Нетипичные для московского метро большие вестибюли должны были выполнить главную функциональную задачу — всосать как пылесосом как можно большее число болельщиков после футбольного матча и раскидать их максимально быстро по подземным артериям метрополитена в различные концы Москвы.
Именно в те годы появилась на свет «Футбольная песенка» Анатолия Григорьевича Новикова и Льва Ивановича Ошанина:
В небе злая грозовая панорама,
Мяч плывет у ворот по воде.
Но упрямо едет прямо на «Динамо»
Вся Москва, позабыв о дожде.
Многим она помнится по другим строчкам:
Удар короток — и мяч в воротах!
Кричат болельщики, свисток дает судья.
Судя по стихотворному творчеству, связанному со стадионом «Динамо», там всегда во время футбола лил дождь. А любовь москвичей к хорошему футболу подчеркнута еще в еще одной песне — «Песенке о Метро» Наума Давыдовича Лабковского и Аркадия Ильича Островского:
В Москве за долгие века
Чудес свершилося немало,
Но под землёй наверняка
Вагоны вихрем мчатся там,
Не зная грохота и прямо,
Без них едва ли москвичам
Успеть со службы на «Динамо».
Обратите внимание, что вестибюли находятся на некотором возвышении от земли,
а над ними возвышается пристройка.
Глядя на неё понимаешь, что станция посвящена спорту.
Барельефы со спортсменами расположены в верхней части фасада.
В наземном вестибюле интересное решение со светом напомнило мне о храмах, христианских и мусульманских, где освещение достигается за счёт многочисленных стеклянных окон в верхней части.
Эскалатор напоминает о том, что станция метро является пилонной трёхсводчатой станцией глубокого заложения с одной островной платформой.
В станции — три зала: центральный
и два боковых.
Станция метро называется «Динамо» и расположена рядом со стадионом «Динамо», известным как место проведения футбольных матчей, но стадион строился к Всесоюзной спартакиаде, которая состоялась с 12 по 24 августа 1928 года в Москве и была приурочена в празднованию 10-летия советской власти. На стадионе помимо футболистов могли заниматься баскетболисты, городошники, теннисисты, легкоатлеты, мотоциклисты, велосипедисты, тяжелоатлеты, борцы и фехтовальщики, был даже гребной бассейн. Поэтому невзирая на название станция метро была посвящена многим видам спорта, а для горельефов на стенах станции позировали различные известные атлеты и не только из общества «Динамо».
Так прототипом для барельефа футболиста послужил известный футболист ЦДКА Григорий Иванович Федотов (1916 -1957), в честь которого еженедельник «Футбол» создал Клуб Григория Федотова, в который включаются футболисты, забившие больше 100 голов.
Футболист
Как сплетаются судьбы — в этот клуб через много лет вошел его сын Владимир, а инициатором создания Клуба был сын Сергея Есенина — Константин Сергеевич Есенин.
Кроме футболиста на станции метро есть и другие фарфоровые барельефы в виде медальонов, всего их 60 и посвящены они 23 видам спорта. В пору создания станции метро их было 24, но как-то один вид спорта потерялся в процессе. Все барельефы не сфографированы, уж не обессудьте. Привожу несколько, кроме того на общих фотографиях есть еще несколько. Хочется подчеркнуть, как качественно и с любовью эти барельефы сделала скульптор Елена Александровна Янсон-Манизер (1890–1971). Они выпуклые и будто живые. Пробежимся взглядом по нескольким из них.
1 из 6
Гимнаст, упражнения на коне
Мне понравились скамейки — замечательно сделанные из различных видов мрамора, а сиденья — деревянные. На них уютно сидеть современных жителям также, как и их предкам.
Оригинально сделана подсветка над скамейками — свет словно струится мягким мерцающим потоком из-под мраморной обшивки.
Во время войны многие станции метро служили бомбоубежищами, но станция метро помимо этой вполне рутинной по тем временам функции особо отличилась. «Виноваты» в этом оказались физики-ядерщики Георгий Николаевич Флёров (1913 -1990) и Константин Антонович Петржак (1907 — 1998).
(Из Интернета)
Вот что писал об этом в своей книге «Биография атома» Юрий Иванович Корякин: «Петржак и Флёров исследовали в 1939—1940 гг. поведение урана. Тогда было уже хорошо известно, что ядра урана очень непрочны. В самом деле. Попадание в ядро такой маленькой частицы, как нейтрон, имеющей массу в двести с лишним раз меньше, чем масса ядра урана, нарушало равновесие сил в ядре и приводило к его развалу… Производя физические исследования, Петржак и Флёров задумались над вопросом: „Нет ли случаев самопроизвольного распада ядер урана?“
… " Возникла проблема с космическим излучением: „Некоторая часть космических лучей достигает поверхности Земли. Так что все живое на земле постоянно находится под обстрелом космических лучей. Но это нестрашно, так как вся жизнь на Земле давно уже приспособилась, привыкла к этим лучам. В состав космических лучей входят нейтроны, протоны и другие элементарные частицы. Причем иногда они имеют очень большую энергию. На десятки метров эти частицы могут проникать в глубь Земли — настолько велика их скорость. Поэтому Петржак и Флёров решили избавиться от космических лучей. Ведь если нейтроны, входящие в состав космического излучения, попадут в уран, то они вызовут деление его ядер. И тогда нельзя будет понять, почему разделились ядра урана- сами по себе или под действием космических лучей. Значит, нужно чем-то защититься от этих лучей. Самый простой способ — укрыться под толстым слоем земли. Метро как раз и является идеальным местом для таких опытов. Ведь над станцией метро „Динамо“ значительная толща земли. Шли поезда, тысячи пассажиров проходили в день по этой станции. Но никто не знал, что рядом, в служебных помещениях станции, двое молодых советских ученых проводят очень важное исследование свойств атома. И они установили, что действительно очень небольшое число ядер урана, казалось бы без всякой причины, самопроизвольно, или, как еще говорят, спонтанно, распадается, освобождая при этом те же два-три нейтрона“.
Поэтому станцию метро „Динамо“ вполне можно считать третьим соавтором открытия.
Не только в научной среде и песенной культуре засветилось метро „Динамо“. Но если на картине Алёны Дергилевой (1952 года рождения) из цикла „Люди метро“, написанной в 1990 году, станция вполне узнаваема и даже чётко различим медальон-барельеф с горнолыжником,
(Из Интернета)
то на полотне представителя русского авангарда 20-х — 30-х годов Александра Аркадьевича Лаба́са (1900–1983) станция метро угадывается с трудом.
(Из Интернета)
Метро „Динамо“ вдохновило в 1964 году драматурга Эдварда Станиславовича Радзинского написать пьесу „104 страницы про любовь“. Любовь бывает разной и важны порой не слова и поступки. Истинная любовь пройдя все трудности и испытания побеждает. В пьесе идёт речь о сложной любви бортпроводницы Наташи Александровой и физика Электрона Евдокимова. Пересказывать содержание фильмов или пьес — дело бесперспективное и неблагодарное. Остановимся на сценах, где есть наша описываемая станция „Динамо“.
»Евдокимов. Быстрые у тебя полеты. Значит, встретимся в понедельник в восемь вечера. У метро «Динамо». Идет?
Наташа. В восемь вечера у метро «Динамо»."
И хотя ни он, ни она не хотели встречаться, несмотря на слова, но к метро «Динамо» они пришли.
«Площадка перед метро „Динамо“. На площадке сейчас пустынно. Идет матч. Доносится рев и свист стадиона… На площадке разгуливает Евдокимов. Глядит на часы. Появляется Наташа с тем же чемоданчиком и цветами. Они стоят и молчат.»
Были в пьесе потом и разговоры и новые встречи у метро «Динамо». А в 1968 году появился на свет художественный фильм «Ещё раз про любовь», сценарий к которому был написан на основе пьесы. Роль Наташи сыграла Татьяна Васильевна Доронина, а роль Евдокимова Александр Сергеевич Лазарев.
(Из Интернета)
Сам бог велел снимать фильм в реальных декорациях, а режиссёр гневить бога не стал. Фильм, ставший лидером проката Советского Союза 1968 года, посмотрело за год около 40 млн зрителей. Но не только Евдокимов и Наташа Александрова встречались возле метро «Динамо».
В песне «Любовь моя» российской группы «Хамелеон», созданной в 1993 году, рассказывается об неудачливом ухажёре: «Ты живёшь в своей квартире,
Доме десять, дробь четыре,
Возле станции „Динамо“,
Где стою, как часовой.
На дворе уже не осень,
Всё на свете отморозил.
Ты сказала — будешь в восемь,
Ты смеялась надо мной».
Завершить материал про станцию метро «Динамо» хочется строками из песни «Мама» группы «Любэ»:
«На земле московской,
Станция „Динамо“.
Здесь жила ты, мама,
Старенькая мама».
Мы любим своих стареньких матерей, пусть при этом они живут не возле станции метро «Динамо» и даже не в Москве. К сожалению моя мама умерла в июне 2020 года, а я даже не смог проститься с ней и приехал лишь на похороны. Закрытые границы между Казахстаном и Россией той поры не поволили мне увидеть маму, когда она еще была жива…
Цикл материалов "Станции метро Москвы"
Упрямо едет прямо на «Динамо» вся Москва, позабыв о дожде