Хочу загадать вам загадку «Висит груша, нельзя скушать» «Стоит теремок, закрытый на замок»! Да-да, как вы уже поняли из заголовка речь пойдет о древнерусских палатах Волковых-Юсуповых. О них я услышала лет пять назад, а когда собралась их посетить, то узнала, что они закрыты на реставрацию. С тех пор все ждала и ждала, когда же палаты откроют для посещения. И тут: «О чудо!» — редкая тайная экскурсия внутрь, я сразу забронировала нам с мамой два билета, пока свежеиспеченное лакомство предложение не смели с подноса не увели из-под носа.
15
В назначенный день и час мы пришли на место икс: г. Москва, Большой Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4, где нас ждал гид. Сразу с порога он предупредил или скорее попросил: «Фотографировать разрешается, но не выкладывайте фото в сети». Я головой кивнула, но за спиной держала пальчики скрещенными. Вообще положено обещанное три года ждать, но я, мучаясь с совестью, все-таки решила с вами поделиться снимками спустя год.
От слов переходим к делу.
Палаты Волковых-Юсуповых — «отлично» сохранившееся здание XVII века со сводчатыми потолками, венецианскими зеркалами и изразцовыми печами. Кровля, выкрашенная в «шахматку», и трубы-дымники отреставрированы, но полностью соответствуют эпохе допетровских палат.
8
Самая древняя часть, датируемая XVII веком, — это центральный двухэтажный дом с характерными для классического русского стиля окнами и наличниками, выполненными из белого камня. Палаты многократно перестраивались, так в XVIII веке при Николае Борисовиче Юсупове его площадь резко увеличивается, а вокруг разбивается прекрасный сад.
А мы с вами заходим внутрь через зеленое крыльцо с внутреннего двора, которое появилось при реставрационных работах конца XIX века.
9
Попадаем в вестибюль первого этажа. Это надстроенное помещение XIX века, но оно обращается к русскому стилю XVII века. Своды вестибюля украшены травяным орнаментом с арочными проходами.
4
7
Если вы обратили внимание на первую фотографию внутреннего двора, то заметили, что снаружи окна выходят практически в пол, что указывает на приличный возраст здания и результат многовекового культурного наслоения.
4
Пока мы немного путешествуем по залами первого этажа, я расскажу вам об истории палат.
Архитектурный ансамбль дворца формировался несколько веков. Впервые о нем документально заявлено в 1698 году, когда император Петр I подарил их барону Петру Шафирову, который длительное время руководил почтой. На протяжении последующего столетия палаты переходили «из рук в руки». Их владельцами были граф Петр Толстой (начальник тайной концелярии), боярин Волков, служивший в Военной коллегии. Но в 1728 году император Петр II жалует имение князю Григорию Дмитриевичу Юсупову за заслуги перед отечеством.
Династия Юсуповых владели дворцом почти два века до октябрьской революции 1917 года.
8
Последняя серьезная и масштабная реставрация была проведена в 1894 году под чутким руководством княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (последней владелицы усадьбы до революции). Случилось так, что ее мужа графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона перевели из Санкт Петербурга в Москву на должность генерал губернатора. Въезжать в старый дом, который к тому времени немного обветшал, было невозможно. Поэтому была задумана полная реставрация здания с сохранением стиля древней московской архитектуры. Зинаида Николаевна приглашает двух известных архитекторов Николая Владимировича Султанова и Александра Никаноровича Померанцева, а также художника Константина Андреевича Сомова, чтобы приспособить палаты для жизни конца XIX века (но с сохранением духа XVII столетия) и приемов высокопоставленных лиц.
После октябрьских событий 1917 года, когда семья Юсуповых была вынуждена эмигрировать, особняк был национализирован, затем его отдали для организации музея дворянского быта.
В конце XX века в палаты переселяется сельскохозяйственная академия.
10
Последняя реставрация была проведена в 2006 году коммерческой организацией, сдававшей помещения в аренду под различные выставки. В настоящее время за сохранность древнерусских палат отвечает Российская академия наук. Но, как утверждают в некоторых источниках, сейчас палаты перешли под защиту государства и стали филиалом усадьбы Архангельское.
Я видела фотографии в интернете 2010 года, и то, что предстало нашему взору в 2019 году, мягко говоря шокировало (облупившаяся штукатурка, ледяные залы, болтающаяся проводка, отсутствие освещения, в лучшем случае вкрученная лампочка Ильича). На фотографиях я не стала снимать пошарпанность залов, покажу вам только лучшие ракурсы. Надеюсь в ближайшее время споры между владельцами будут урегулированы, проведётся реставрация, и двери уникального памятника архитектуры распахнутся для посетителей.
Итак, мы попадаем в Красный зал.
11
Нижняя часть зала выкрашена в зеленый цвет, далее помещение опоясывает лента золотого орнамента, а свод выкрашен в красный цвет с травяным мотивом. Иностранцы, посещающие древнерусские московские палаты часто задаются вопросом: «Почему помещения выкрашены в пестрые цвета?» А все потому, что Москва расположена в средней полосе с «хмурым» климатом, поэтому на Руси было принято украшать свои дома яркими рисунками для «поднятия духа».
10
А мы через красивые ажурные бронзовые ворота переходим в следующее помещение Охотничего зала.
С появление дворца на этом месте связана интересная легенда о соколиной охоте Ивана Васильевича Грозного, которой династия Юсуповых сильно гордилась.
В XVII веке Иван Грозный, отправляясь со своей свитой из Московского Кремля на охоту, проезжал через лес, его соболью шапку зацепила и сорвала с головы еловая ветка. Осерчал и прогневался царь, повелел срубить эту ель. Но царедворцы толи забыли какая именно ель нагрешила, толи решили наказать всех ее подружек, но размахнулись так, что вырубили целую поляну. Это освободившееся место так понравилось Ивану Васильевичу, что приказал поставить на нем путевой дворец. Так и появились палаты в последствии именуемые Волковы-Юсуповы.
8
Охотничий зал посвящен именно этому событию. На его сводах изображены четыре рисунка со сценами легенды. Давайте рассмотрим их повнимательнее.
Первая сцена — это выход царя Ивана Грозного по крыльцу нашего дворца.
6
Вторая сцена — это подготовка к соколиной охоте. Иван Васильевич восседает на лошади, одевает защитную перчатку, готовится запустить сокола.
8
Третья сцена — это уже охота, сокол взмыл в небо и охотится за жертвой.
7
5
Последняя четвертая сцена — это разбор трофеев, празднование состоявшейся удачной охоты.
8
В конце XIX века во всех помещениях палат было проведено электричество. Увы, сейчас мы не можем полюбоваться люстрами. В прочем нет и мебели, закупленной Зинаидой Николаевной в Италии и стилизованной согласно моде XVII века.
11
Далее мы возвращаемся в вестибюль и поднимаемся по лестнице на второй этаж.
11
Парадная лестница выполнена в русском стиле, стены расписаны травяным рисунком.
7
Лестницу украшают два льва, держащих в своих мощных лапах щиты с геральдической символикой династии Юсуповых- Сумароковых-Эльстонов. Почему к фамилии Юсуповых стали приписывать через дефис Сумароков-Эльстон?! Дело в том, что Зинаида Николаевна была последней представительницей рода Юсуповых, выйдя замуж за Феликса Феликсовича, великий род Юсуповых мог прерваться. Но с разрешения императора фамилию Юсуповых объединили с фамилией Сумароков-Эльстон. Поэтому и на гербе мы видим элементы династии Юсуповых (скачущий воин, шестигранная звезда, полумесяц, лев, лук с натянутой тетевой) и Сумароковых-Эльстонов (двуглавый орел и перекрещенные мечи).
7
В небольшой замурованной комнатке, расположенной под лестницей, был обнаружен один из самых крупнейших кладов в Москве. Эмигрируя, семья Юсуповых прячут наиболее крупные и ценные вещи, которые не смогли вывезти, надеясь вернуться. При ремонтных работах рабочие случайно обнаружили свежую кладку. За ней скрывались сундуки, набитые мехами, серебряными и золотыми изделиями. Многие изъятые вещи, имеющие историческую ценность, были переданы в оружейную палату.
10
Вот мы и очутились на втором этаже в помещении Китайской комнаты.
11
15
Немного не вяжется так называемая «китайщина» с русским стилем, но в угоду тогдашней моде один зал был оформлен с восточными мотивами: в орнаменте преобладают бабочки, драконы, цветы.
7
Восточный оттенок присутствует и в оформлении плафона, вновь появляются драконы, птицы, слоны, невиданные существа.
8
В сводах потолка закреплены фарфоровые тарелочки, это совсем не случайно. Граф Николай Борисович Юсупов в усадьбе Архангельское, которое было построено при нем, организовал небольшой «заводик» по производству керамических изделий. Так его старания увековечились в нишах потолка.
8
Поговаривают, что раньше в китайской комнате стояли чучела убитых медведей, одного из которых убил один из членов семьи Юсуповых.
6
Через потрясающей красоты позолоченные ворота мы попадаем в следующий зал.
10
Тронный или Крестовый зал самый большой, его площадь насчитывает 170 квадратных метров, а высота достигает 11 метров.
Зал предназначался для больших приемов и светских раутов. По слухам в нем стоял трон, отсюда и название.
9
Полы не сохранились и не несут в себе исторической ценности.
Свет в помещение попадает через небольшие оконца на сводах и окна нижней части комнаты.
7
3
Под потолком подвешены пять люстр дивной красоты,
9
центральная люстра когда-то опускалась.
4
Своды потолка расписаны во время реставрации XIX века, преобладает богатый и насыщенный растительный орнамент, по кругу в медальонах на голубом фоне изображены созвездия знаков зодиака.
8
Также в более крупных медальонах появляются мифологические существа, которые в древней Руси были очень популярны. Птица Сирин в Древней Руси символизировала женское начало.
7
В простенках тронного зала сохранились подлинные венецианские зеркала XVII века.
10
В парадном зале установлена декоративная изразцовая печь, она не обогревала гостей, а являлась лишь украшением помещения. В ее оформлении использованы изразцы, специально привезенные из Голландии также в XVII веке.
14
По периметру тронного зала вывешены портреты семьи Романовых: Алексея Михайловича Тишайшего, Петра I и Петра II, благодаря которому палаты перешли во владение Юсуповых. А в начале XX века семья Юсуповых породнилась с династией Романовых.
7
9
9
Невольно приходит мысль, почему же последние хозяева при реконструкции не изменили стиль на современный петербургский манер?!Ответ прост: Зинаида Николаевна понимала, что владеет уникальным памятником архитектуры, одним из немногих, сохранивший облик допетровских времен. Плюс ко всему в начале XX века в моду вернулась «русскость».
1 из 3
7
В 1903 году в Зимнем дворце царская семья во граве с императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной устраивают костюмированный бал, на котором российская аристократия должна была прибыть в одежде XVII века. Сам же император был облачен по образу Алексея Михайловича Тишайшего, а скипетр позаимствован из Оружейной палаты. Чита Юсуповых прибыла при параде, а Зинаида Николаевная даже исполнила русскую. Она прекрасно танцевала, и после бала еще долгое время все восторгались ей.
14
Любопытный факт: после бала в 1911 году был размещен заказ в немецкой фирме Дондорф на изготовление эскизов для карт в «Русском стиле» по образам российской аристократии. На карте король червей изображен император Николай II, а на карте дама пик княгиня Зинаида Николаевна Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Колоды были выпущены на Александровской мануфактуре в Петербурге, событие приурочено к празднованию 300-летия дома Романовых.
3
Тут случайно наткнулась на выпуск новостей, которые также «тайно» проникли внутрь. И какой интересный факт я узнаю. Оказывается часть сцен моего любимого фильма «Гардемарины, вперед» снимали в тронном зале. Помните, когда Анастасия Ягужинская бежит из-под ареста с французом де Брильи, а Саша Белов за всем этим наблюдает?! И выходят они по парадной лестнице Юсуповских палат.
А мы покидаем тронный зал
4
и переходим в Трапезную или столовую.
8
Раньше здесь устраивали особо торжественные приемы и обеды. По центру стоял большой стол, вокруг которого размещались стулья и угощались гости. Комната отделана все в том же русском стиле, а в небольших вставках в форме свечей изображены элементы рода Юсуповых.
1 из 4
3
Обратите внимание на сохранившуюся узкую дверь в стенном проеме. Вполне возможно через нее заходили слуги.
6
Украшением зала является печь образца XVII века.
6
Рисунки изразцов можно разгядывать бесконечно, на них изображены библейские, житейские сцены или поучительные притчи.
5
6
Из окон трапезной в былые времена открывался великолепный вид на дивный сад.
Следующий зал — Гербовая комната. Здесь проходили светские встречи и переговоры, комната была своего рода представительской. Чуть позднее здесь располагался будуар Зинаиды Николаевны. А в современное время (до закрытия палат) проходили разнообразные выставки.
5
Своды гербового зала окрашены в нежные бледно зеленые тона с золотисто-серебристым орнаментом и геральдической символикой.
1 из 2
8
Портретная комната оформлена она в совершенно ином стиле, стены выкрашены в ярко малиново-бордовый цвет с золотистым орнаментом. Здесь мы видим в сводах портреты двенадцати основных представителей восточного княжеского рода. По центру установлена уникальная печь с изразцами лимонного цвета.
7
Доподлинно известно, что основатель Ногайской Орды хан Едигей также является одним из предков Юсуповых. Но начнем изучать с первого портрета.
Ногайский хан Юсуф (Юсуф-Мурза), живший во времена правления Ивана Грозного в XVI веке.
4
Далее следует его дочь царевна Сююмбике. Взяв Казань, Иван Грозный в качестве пленницы перевёз ее в Московский Кремль. Правда жила она со всеми почестями и была похоронена вместе с сыновьями в усыпальнице Архангельского собора.
4
Следующий представитель рода — Дмитрий Сеюшевич Юсупово-Княжево (Абдул-мурза, сын Сеюша-мурзы). С ним связана еще одна легенда «Злой рок или проклятие семьи Юсуповых». Как-то раз Дмитрий Сеюшевич принимал у себя в гостях патриарха Иокима. Татарин по происхождению, не зная христианских законов, князь накормил патриарха гусём во время великого поста. Иоким похвалил блюдо, а Дмитрий Сеюшевич без задней мысли похвастался своим поваром, который может приготовить блюдо так, что невозможно отличить гуся от рыбы. Осерчал патриарх и наябедничал царю Федору Алексеевичу. Тот пригрозил князю и обещал лишить его привилегий, земель, власти, а то и головы. Тогда чтобы замять дело, решился принять христианство.
В ночь перед крещением явился к нему пророк Мухаммед и сказал: «В наказание за вероотступничество в каждой семье рода Юсуповых до 26-летнего возраста будет доживать только один ребёнок».
Верить проклятию или нет, но у Зинаиды Юсуповой было четверо сыновей. Двое умерли ещё в младенчестве. Сын Николай был убит на дуэле за связь с замужней дамой. Остался только один ребенок Феликс.
2
Николай Борисович Юсупов — очень уважаемый представитель династии, основатель усадьбы Архангельское, приближенный к царской семье, он присутствовал на коронации трёх русских императоров: Павла, Александра I и Николая I, был награждён всеми орденами Российского государства. Умер в возрасте 82х лет.
3
Не буду больше утомлять вас информацией о всех представленных портретах, но поведаю еще одну легенду в доказательство о проклятии.
На последнем рисунке изображен портрет Татьяны Николаевны — сестры Зинаиды Николаевны. Как-то раз Зинаида, упав с коня, сильно повредила ногу, началась развиваться гангрена, здоровье девушки ухудшалось с каждым днем. Но случилось так, что во сне явился к ней Иоанн Кроншдтатский, после этого Занаида пошла на поправку. Говорили, что своим выздоровлением она подставила младшую сестру Татьяну, которая умерла от тифа в возрасте 22 лет.
1 из 4
4
И последний зал, что мы сумели посмотреть — Кабинет князя. Его стены снова украшает растительный орнамент с изображение символов рода Юсуповых: это и лев, и олень. Также присутствуют в росписях мифологические существа.
Уникален плафон, имеющий в своих углублениях две сферы с астрономическими изображениями. По центру одной изображено солнце и земля, которая вращается по орбите, поворачиваясь разными сторонами, таким образом сменяется день и ночь.
8
На втором рисунке мы видим устройство солнечной системы. Согласно представлениям XVII века самой крупной планетой считалась земля с ее вечным спутником луной. Вокруг по окружности изображены знаки зодиака.
Эти изображения переносят нас XVII век и демонстрируют понимание мироздания той эпохи. Роспись потолка выполнена по эскизам академика Ф. Г. Солнцева.
6
В кабинете князя сохранился уникальный резной шкаф. В одних источниках указывают, что это подлинный экземпляр, но я больше склоняюсь к версии экскурсовода: шкаф относится к XIX веку и не имеет отношение к роду Юсуповых (иначе бы он здесь не стоял — это уже моя догадка).
8
В комнате сохранились две печи с потрясающими изразцами.
10
9
8
На этом наша экскурсия по дому подошла к концу, нам не показали уникальное помещение домового храма, освящённый в честь Татьяны и Николая, расположенное на третьем. Раз не видела, то и не буду о них рассказывать. Пусть после открытия вы мне покажете и расскажете о нем. Правда фотографии в интернете я все-таки нашла, жаль, что не увидела лично.
Внешнее состояние здания тоже удручает, на крыше укореняются деревья и кусты, дополнительно разрушая фасады.
8
Во внутреннем дворе мы видим потрясающие парадные ворота также с родовым гербом. Несмотря на запущенное состояние, они до сих пор выглядят очень нарядно.
1 из 2
5
Мы с вами бродили по восточной части палат, а западную часть Юсуповы сдавали. Здесь Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины одно время снимали комнаты. Будущий поэт вместе со своей няней Ариной Родионовной часто прогуливался по прекрасному саду. Тут он видел механического кота, привезённого хозяином дома из Голландии. Возможно эти воспоминания и отразились в сказке «Руслан и Людмила»:
«…У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…»
Вот вам и еще одна легенда, связанная с палатами Волковых-Юсуповых.
1 из 2
5
А нам оставалось только бросить прощальный взгляд сквозь летнюю листву на памятник русской архитектуры и пожелать ему скорейшей реставрации, он это однозначно заслуживает.