Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском разделен на мужскую и женскую половины. Их можно посмотреть как вместе, так и раздельно, купив билеты на одну или две экскурсии (или просто осмотр без экскурсии).
Хоромы царя и царевичей уже показывала, наконец дошла очередь до хоромов цариц.
Как известно, у Алексея Михайловича было две жены: Мария Ильинична Милославская, а после ее смерти — Наталья Кирилловна Нарышкина.
Без их портретов — не обойтись и небольших историй.
Мария Ильинична Милославская — первая жена Алексея Михайловича была старше мужа на 5 лет (ей было 23, ему 18) и за 21 год брака она родила ему 13 детей: 5 мальчиков и 8 девочек.
Венчание состоялось в 1648 году, а смотр невест (по византийскому обычаю) состоялся в 1647 году и в нем принимали участие 200 девушек. Но прежде они должны были понравится высокопоставленным боярам и пройти медкомиссию(будущая царица должна быть здоровой).
Из этих 200 Алексей Михайлович выбрал Евфимию Всеволжскую, дочь касимовского помещика, но интриги бояр помешали ей стать царицей.
Евфимия не понравилась боярину и наставнику царя Морозову и он сделал все, чтобы опорочить девушку. Существуют две верии: первая — девушке поднесли напиток, который вызвал обморок, и вторая: якобы, сенные девушки так стянули ей волосы, что она упала в обморок.
И Морозов представил Алексею Михайловичу Марию Милославскую — дочь царского стольника Ильи Милославского, а сам впоследствии женился на Анне — сестре Марии. Так Морозов стал родственником царя.
Умерла Мария Ильинична в 1669 году в возрасте 44 года от родовой горячки.
Наталья Кирилловна была дочерью мелкопоместного дворянина К.Нарышкина и до замужества воспитывалась в доме знатного боярина Матвеева, где и заметил ее царь, после того как овдовел. Второй брак царя был удачен, как и первый, но продился недолго — всего 5 лет. И к тому же привел к интригам между Нарышкиными и Милославскими.
Свадьба состоялась в 1671 году (царю был 41 год, Наталье Кирилловне — 19). В браке родилось трое детей: Петр — будущий преобразователь России и дочери: Наталья и Феодора (умерла в детстве).
Вот так кратенько об этих двух персонах, портреты которых можно увидеть при входе в хоромы цариц.
На портретах люблю рассматривать детали (да и не портретах тоже). Две совершенно разные руки, как будто принадлежат двум разным людям.
А предваряет осмотр хоромов Царицына казна, которая была предназначена для хранения личных вещей, нужных в повседневном обиходе царицы — платья, уборы и другие принадлежности. Хранилось все это в сундуках.
Первое парадное помещение в хоромах царицы — это сени. Сени вели в Престольную палату царицы и в Задние сени, из которых можно было пройти в хоромы царя и царевичей. Помещений во Дворце много — настоящий лабиринт из многочисленных палат и сеней.
В интерьере сеней экспонируется гобелен «История Валерии», выполненный на Королевской мануфактуре в Обюссоне (Франция) во второй половине 17 века. В то время существовала серия «Иллюстрированная история прославленных женщин Древности», она была посвящена подвигам и добродетелям античных героинь.
Шпалера выполнена по мотивам композиции Исаака Муайона. Мы видим сцену сражения между римлянами и этруссками. На переднем плане Валерия, ведущая за узцы коня. Рядом женщина с ребенком. Предполагают, что это тоже Валерия (только в другой период времени).
Красивый резной шкаф конца 17 века из ореха и дуба.
Из сеней переходим в Престольную палату цариц, которые тоже устраивали аудиенции и к ним приходили люди.
Реконструкция палаты проводилась согласно Описи Коломенского дворца 1742 года.
В интерьере экспонируется подлинный дубовый стол с раздвижной столешницей, изготовленный в 17 веке во Фландрии.
1
Очень красивая печь в палате реконструирована на основе аналогов (подлинных изразцов, найденных при раскопках).
1
1
За Парадной палатой следует Мастерская царицы (Светлица).
Рукоделие всегда занимало важное место в патриархальном укладе русской жизни. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания знатной женщины. Царица с царевнами также занимались этим.
1
И, конечно же, как и во всех помещениях здесь просто шикарная изразцовая печь, не похожая на другие.
В красном углу помещения расположено кресто, из которого царица наблюдала за работой (так предполагается) и представлен зимний наряд.
Какая же одежда была? Ферязь или телогрея теплая — реконструкция выполнена на основе ферязи из захоронения Н. К. Нарышкиной (некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля.
Ожерелье накладное — реконструкция выполнена на основе изобразительных источников 17 века.
Каптур или треух — реконструкция выполнена на основе изобразительных и архивных источников. Не поняла почему треух — больше похоже на ушанку (из соболя).
Как и в царских покоях, в хоромах царицы есть моленная комната, где совершались утренние и вечерние молитвы.
В иконостаче представлены иконы 17–18 веков.
Далее следуют покои царевны Софьи Алексеевны (1657–1704), стены которых обиты тисненной кожей с растительным узором. Софья была третьей дочерью царя Алексея Михайловича. Ее называли «принцессой ума великого» и уже в царствование своего младшего брата Федора она стала оказывать влияние на политику государства. После смерти царя Федора царями были провозглашеня Иван и Петр Алексеевича, а Софья — их старшая сестра стала регентшей и взяла управление страной в свои руки.
Когда Петр достиг совершеннолетия Софья не устапила ему власть и незаконно присвоила себе титул «самодержицы». Стрельцы пытались возвести ее на престол, но увы… В 1689 году ее заточили в Новодевичий монастырь и постригли в монахини под именем Сусанны.
Геридоны(больше похожи на подставки, чем на маленькие столы на высокой ножке) и зеркало 18 века из Германии.
В ее покоях многое говорит о ее правлении: карты, книги и другие экспонаты.
До пострижения в монахини Софья приезжала в Коломенское и отмечала здесь свои именины — 17 сентября.
Портрет Елизаветы Петровны (неизвестного художника) второй половины 18 века. — младшая дочь Петра Великого. Современники отмечали, что в молодости она была очень привлекательна, родилась в 1709 году (существует легенда что в Коломенском).
Хоромы Елизаветы Петровны — это стиль барокко 18 века. Любила она роскошь и балы, наряды и искусствою. Кстати, при ней был построен Зимний дворец. Правление ее началось в 1741 году и продолжалось 20 лет не в самый хороший период для государства. Написано о ней много, где правда, а где ложь — сложно разобраться.
Далее по коридору с галереей портретов династии Романовых дверь ведет в сувенирный магазинчик, где есть все, что может напомнить о посещении этой усадьбы. Как правило, покупаю магнитные закладки для книг (люблю бумажный вариант, хотя в поездках читаю и электронные).
Хоромы царей, царевичей и цариц во Дворце царя Алексея Михайловича посмотрела, что дальше?
1
Когда уже писала об этом — наметила посмотреть Сытный двор, где в ближайшее время открывается выставка «Рай земной и рай небесный» глазами художников и ремесленников 16–21 века. Должно быть интересно. Правда пока не знаю, где он находится этот Сытный двор в усадьбе Коломенское. И время еще нужно выбрать для поездки в столицу (в регионе зачастили дожди).