Давно не была в Коломенском — одной из московских усадеб, находящихся на юге Москвы, занимающей 260 га территории и имеющей 10 особо охраняемых природных территорий. Поэтому увидев афишу концертов в Театральной хоромине Дворца царя Алексея Михайловича, не долго думая, взяла билеты на фортепианный концерт (послушать игру сестер Кеминых Ольги и Ксении, одна из которых играет на органе).
Приехала, как всегда, в столицу рано и решила посмотреть окрестности. Раньше всегда доезжала до Коломенского таким путем: до станции метро Коломенская (зеленой ветки) и шла в усадьбу по указателям. Но приятель по имени Интернет подсказал другой путь: до станции Каширская (от этой станции идти во Дворец ближе). Последовала этому совету.
До усадьбы нужно перейти Каширское шоссе и проспект Андропова, потом через зеленый скверик.
Идти недалеко, минут 10 до входа под номером 5. А всего входов в усадьбу 7.
На входе план и что можно посмотреть с экскурсией, экскурсии самые разные. Можно посетить этнографический комплекс «Соколиный двор» (царь Алексей Михайлович был страстным охотником) и узнать историю соколиной охоты, понаблюдать за полетом ловчих птиц, погрузиться в атмосферу царской кречатни 17 века, познакомиться с филином Варей (заманчиво). Но идти туда надо со стороны метро «Кленовый бульвар».
Реклама кафе «Трапезная» на входе, которое примыкает ко дворцу. Столики были почти все заняты. Думаю, летом здесь места надо бронировать заранее.
На входе в кафе уже потом углядела такой аппетитно накрытый стол: стерлядка, поросенок и икра — красная и черная.
1
На входе давали план прохождения квеста и если все выполнишь — получишь подарочек.
Эти заповедные места на правом берегу Москвы-реки люди приметили еще в 5 тысячелетии до нашей эры (эпоха неолита). В эпоху железного века эти места заселили финно-угорские племена, которые создали дьяковскую археологическую культуру. Когда-то давно побывала на выставке в Музее археологии и смотрела найденные предметы этой культуры.
Дьковское городище на территории Коломенского уникально, его исследование началось еще в 1821–22 годах. Раскопки проводились также в конце 19 века, в начале 20.
Где-то в Дьяковском овраге протекает Дьяковский ручей, но идти, думаю, далековато (судя по карте). До начала концерта в 15.00 можно не успеть, нодумаю как-нибудь сюда выбраться.
Поэтому ограничилась близлежащей округой, а в самом начале этих ходилок-бродилок посмотрела сад и потом обошла дворец со всех сторон.
На открытой сцене шло историческое представление о Петре 1, который в детстве бывал здесь.
В саду много фотолокаций, а для детей проводили мастер-классы.
Череда мероприятий проходила перед глазами.
1
Можно было создать свой костюм той далекой от нас эпохи.
Можно было принять участие в дальнем плавании и нарисовать его.
1
Кто-то учился ходить на ходулях или измерял свой рост с ростом Петра Великого (2 метра 3 см). Кстати, при таком росте его размер ноги был всего 37.
Дворец царя Алексея Михайловича (не тот давний, а реконструированный) находится между двумя улицами Дьяково Городище (первой и второй).
Расцвет этой усадьбы пришелся на середину 17 века — на царствование Алексея Михайловича, который сделал Коломенское своей официальной загородной резиденцией: построил Государев двор и разбил прекрасные сады. Царская семья часто бывала здесь и наследники Тишайшего царя — Федор, Иван, Петр, царевна Софья получили в этих чудных местах свои детские впечатления.
Годы жизни этого царя 1629–1676 (совсем немного), годы правления 1645–1676.
За время правления провел крупные реформы и значительно расширил территорию Российского государства.
В 19 лет женился на Марии Ильиничне Милославской и в браке родилось 13 детей, в том числе будущие цари — Федор и Иван, а также правительница царевна Софья.
После того как овдовел, женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, в браке было трое детей и в их числе — будущий император Петр 1.
После перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское утратито свое официальное значение, но царские дворцы возводились: Екатериной Второй и Александром Первым.
Музей здесь открылся в 1923 году, а инициатором его создания и первым директором стал Петр Дмитриевич Барановский, имя известное, архитектор и реставратор, благодаря которому сохранилось многое в Москве (Крутицкое подворье и другие исторические памятники).
Реконструированный Дворец царя Алексея Михайловича был открыт для посещения в 2010 году. Тот первоначальный, построенный в 17 веке был разобран из-за ветхости по приказу Екатерины Великой. Но сохранились чертежи и обмеры, их и использовали при исторической реконструкции. Но возвести его решили в другом месте. Строили с 2007 год по 2010 год. Снаружи современный дворец полностью соответствует оригиналу.
1
Это вход в хоромы царя и царевичей, где я побываю и посмотрю дворцовые интерьеры, участие в реставрации которых принимали 226 человек 20 специальностей — это были художники по керамике и дереву, позолотчики, драпировщики, золотошвеи и обойщики. Интерьеры очень красочные.
Но пока я смотрю дворец со всех сторон. Он очень витиеватый: с многочисленными резными крылечками и похож на лабиринт. Современники сравнивали его с «игрушкой, вынутой из ларца».
У дворца очень затейливые крыши, самые разные: шатры, кубы, луковичы, шлемы, бочки. Некоторые покрыты деревянной чешуей.
Дворец делится на две половины: мужскую и женскую (все как положено в те времена), в которых сейчас музейные экспозиции: яркие парадные сени, красочные царские покои, даже баня-мыльня воссоздана в этом дворце (ее я тоже увижу).
На смотровую площадку нужно подняться по небольшой лестнице, стены которой украшены акварелями разных растений.
В районе много зелени и это бросается в глаза с высоты.
Где-то там Нагатинский затон, недавно открытый Южный порт, «Остров мечты» — это все в этой стороне, к югу от центра Москвы.
Облака и изящность крыш, голубизна неба — красота….
Смотровая площадка на двух уровнях. Кто устал — может посидеть на красивом сундучке. Мне пока не пригодилась.
Кровля из лемеха — это традиции русского зодчества, в старину лемехом покрывались сложные архитектурные формы. Интересно все это рассматривать вблизи на самой высоте.
1
Где-то там вдали район Нагатино-Садовники, там есть природный парк Садовники, о котором много слышала. Надо будет наведаться посмотреть.
Пора спускаться вниз.
Во дворце есть еще одно кафе «Марфа».
В Театральную хоромину ведет отдельный вход (номер 2), а всего их 7. Первый вход — хоромы царя и царевичей. Третий — хоромы царицы и Большой выставочный зал, четвертый — экскурсионное бюро, пятый — Малый выставочный зал и музейные занятия и студии, шестой — выставочный зал «Подклет», седьмой — выставочный зал «Хоромы младших царевен» и регистрация брака (свадебный отдел), для тех кто хочет запечатлеть это событие в царском дворце.
В небольшом пространстве Театральной хоромины два холла с выставкой и огромным гобеленом во всю стену.
Замечательные фотографии о знаменитых местах Коломенского.
Это Домик Петра 1. Был построен в 1702 году на небольшом острове МАркове в устье Северной Дмины около Архангельска. В нем Петр 1 прожил два етних месяца. В 1934 году домик перевезли в Коломенское.
Аналой «Библиотека» из Спасо-Преображенского собора. Конец 17 века.
Это скромный вход в Театральную хоромину — камерное концертное пространство, в котором с удовольствием послушала концерт с названием «Вальс цветов» в исполнении сестер Кеминых.
Фото из интернета — талантливый дуэт, который играет в четыре руки на рояле, а одна из сестер еще и на органе. Этот концерт включил разные варианты игры: орган и рояль (впервые буду слушать такое сочетание инструментов), два рояля, орган соло и рояль соло.
А вот орган сфотографировать без головы зрителя не получилось.
Кто любит классическую музыку — вам здесь понравится. В программе был Георг Фридрих Гендель — «Пассакалия» (классно звучала на органе), Иоганн Штраус-младший — «На прекрасном голубом Дунае» (написанный почти 200 лет назад вальс, исполненный на рояле, звучал замечательно). Кстати, это произведение называют неофициальным гимном Австрии.
Звучали Венгерские танцы Брамса, фрагменты из «Пер Гюнта» Грига и многие другие произведения, но на первом месте по моему личному рейтингу все-таки оказался «Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик» и финальный фрагмент С.Прокофьева из балета «Золушка».
Вот такой получился концерт в Театральной хоромине.
Кстати, сейчас в Коломенском проходит Фестиваль органной музыки и в один из дней опять приеду в столицу слушать этно-джаз, армянский дудук, орган и звончатые гусли. А значит нужно наметить очередной план встречи с Москвой.
Дворец царя Алексея Михайловича и концерт в Театральной хоромине