Спустя много лет после полномасштабной реставрации Павильон №1 Центральный на ВДНХ снова принимает посетителей. Живописные панно, некогда украшавшие его залы, вернулись на свои исторические места из фондов Государственной Третьяковской галереи.
Выставка Третьяковка На ВДНХ - проект, подготовленный специально для Центрального павильона, — стала первой художественной выставкой в пространстве, которое открывается для посетителей после масштабной реставрации.
Для выставки были специально выбраны произведения первого ряда из собрания главного национального музея страны. живопись и скульптура ведущих мастеров 30-50-х годов ХХ века, а также современных художников.
Экспозиция связана с историей Центрального павильона и временем его строительства, отсылает к мотивам, характерным для оформления многих павильонов ВДНХ, и именам художников, работавших на ВДНХ в 1950-е годы
Дизайн экспозиции дает возможность оценить величественное декоративное убранство здания, с которым экспонаты вступают в диалог.
Надо сказать что павильон должен был открыться еще в 2023 году, но его переоборудовали под экспозицию Первые в России для выставки Россия, но уже тогда можно было разглядеть шикарные детали интерьера павильона Центральный.
Павильон был построен по проекту архитекторов Ю. В. Щуко и Е. А. Столярова. Заменил собой Главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года. Павильон имеет три яруса, увенчанные шпилем, но пока пускают только на первый ярус.
Высота павильона со шпилем составляет 97 метров. Архитектурный стиль в котором выстроен павильон - сталинский ампир. Имеет сходство с Московскими высотками. На фасадах размещены медальоны с изображениями гербов 16 союзных республик. По углам второго яруса установлены бронзовые скульптурные группы. Конструкция здания базируется на стальном каркасе сложной конфигурации.
Первый зал был посвящён Октябрьской революции. Сейчас там находится лобби, музейный магазин и вход в Павильон.
Выставочные же залы начинаются с панорамы хрестоматийных произведений русского искусства в интерпретации современных художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Сюжеты картин переливаются друг в друга, вступают в парадоксальную беседу.
Цикл из четырех полиптихов - масштабная живописная инсталляция «Времена года русской живописи», была выполнена в 2007 году, к открытию в Третьяковской галерее нового варианта постоянной экспозиции искусства ХХ века. Совместная работа творческого дуэта относится к проекту «Тотальная живопись» и ставит перед собой амбициозную задачу собрать и творчески переосмыслить шедевры русской художественной школы. Каждая часть полиптиха представляет собой коллаж, набранный из хрестоматийных образов, знакомых всем по картинкам из школьных учебников, календарям, открыткам, конфетным оберткам. Объединенные в общем живописном поле, они стали предметом постмодернистской игры: иронического цитирования и совмещения несовместимого.
Остроумное сочетание мотивов и персонажей с классических полотен вызывают у зрителей и радость узнавания, и невольную улыбку от причудливости комбинаций, меняющих изначальный смыcл и сюжет. С другой стороны, при встрече с классикой, представленной в таком неожиданном ракурсе, возникает желание отделить оригиналы от этого пёстрого потока, заново увидеть их в подлиннике, и таким образом вернуть им их самоценность.
На выставке представлены знакомые работы советских классиков: мозаика «Хорошее утро» Александра Дейнеки — гимн здоровью и совершенному человеческому телу и «Сбор овощей.
Композиционным и смысловым центром одного из залов является горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу - слава!» (1954), созданный специально для Центрального павильона группой скульпторов во главе с Евгением Вучетичем. Площадь работы — 90 квадратных метров. На ней изображено более 1500 фигур, тонированных под бронзу. Несмотря на внушительные размеры всей композиции (высота — около 7 метров, ширина — около 13 метров), ее глубина равна всего 73 сантиметрам.
На первом плане находятся около 30 основных фигур известных советских граждан. Среди них академик Иван Павлов, актриса Алла Тарасова, дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов. Центром композиции стали фигуры рабочего и колхозницы, держащие в руках советский герб, за которым развевалось знамя с профилями Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.
Однако после смерти Сталина монументальная работа стала идеологически неуместной. Чуть позже горельеф закрыли из-за несоответствия новым веяниям борьбы с архитектурными излишествами. В 1990-е горельеф исчез, при этом не покидая территорию ВДНХ. Он был зашит листами фанеры, из-за чего долгое время считался утраченным. Его обнаружение во время реставрации павильон в 2014 году стало настоящим культурным событием.
Впервые он представлен современной публике в обработке посвященной выставке Россия для экспозиции на мотивы "Гостьи из будущего Первые в России.
Кому интересно можете посмотреть.
В этом же павильоне показаны монументальное панно Исидора Фрих-Хара «Жить стало лучше, жить стало веселее!», а также работы Евгения Вучетича и Екатерины Белашовои 1940-1960-х годов.
Крупномасштабный холст «На открытии колхозной электростанции» выполнен Александром Дейнекой для оформления Центрального павильона СССР на ВСХВ в 1952 году. Сюжет картины повествует о событиях 1927 года, когда рядом с Тбилиси на месте слияния рек Куры и Арагви начала работу первая в стране Земо-Авчальская ГЭС. Одновременно состоялось и открытие памятника В.И. Ленину, сооруженного на плотине по проекту известного советского скульптора И.Д. Шадра. Памятник имел высоту 17 метров и был одним из самых крупных на тот момент. Созданию композиции картины предшествовала история, рассказанная С.И. Никифоровым: «…Мы с товарищем зашли в мастерскую Александра Александровича. На мольберте стояла большая картина, изображающая празднично одетых людей на фоне молодых посадок яблонь. В правой стороне картины было изображено что-то скрытое белым покрывалом… Видя наше любопытство, Дейнека поясняет. – Эту картину «Открытие памятника Ленину в Молдавском селе» я написал после войны. На выставку не пошла. Сейчас получил заказ: написать большое панно для главного павильона ВСХВ «Открытие колхозной электростанции». Вот хочу переделать на эскиз этого панно».
Один из залов Павильона был отдан под лекторий, мест нет, но можно было послушать "стоя за кордоном".
В зале также несколько работ на разные темы советской жизни.
Завершается выставка в зале Сталинской конституции, украшением которого служил огромный декорированный купол с цитатой из первого куплета гимна СССР. Общую картину формировали четыре фрески на темы труда, отдыха, выборов и учения, в сочетании со скульптурами счастливых советских людей работы М. Г. Манизера, но сохранилось только две.
В центре стоит знаменитая композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», по периметру - другие работы этого прославленного мастера и скульпторов 1930-1950-х годов. Скульптура деликатно расставлена так, чтобы зритель мог рассмотреть великолепную отделку главного зала, почувствовать пафос его архитектурного стиля.
В целом на выставку определенно стоит сходить, хотя конечно же главный экспонат это сам Павильон №1 - Центральный. Только ради его посещения стоит сходить и увидеть резльутаты качественной реставрации, а экспонаты добавляют атмосферы и деталей. Очень надеюсь что впоследствии во все пустующие нишы будут помещены копии утраченных произведений искусства, и мы сможем увидеть павильон таким, каким он был изначально.