Улица Волхонка одна из старейших в Москве, идёт от Боровицкой площади до Пречистинских ворот. Сформировалась в XIV веке соединив Кремль с великокняжеским селом Семчинским. Здесь каждое здание памятник архитектуры, где особо интересен бирюзовый особняк — бывший дом Нарышкиных 1812 г.
После смерти генерал-поручика Василия Нарышкина имение было разделено между племянницами, унаследовавшими землю. Особняк неоднократно перестраивался и позднее его приобрела княжна Мария Петровна Оболенская, которая являлась вдовой генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова.
В 1856-м строение перешло в собственность полковника Сергея Трубецкого, помилованного после восстания декабристов.
1 из 2
2
Сразу после Революции дом поделили на коммуналки. С 1968 г. здесь действовал Дом науки и техники, совместно с кинотеатром.
Коммуналки расселили, кинотеатр убрали. В 2004 г. трёхэтажный особняк открыл двери в качестве Картинной галереи художника Ильи Сергеевича Глазунова.
2
(Автопортрет. 1999 г.)
Произведённый ремонт посетителя равнодушным оставить никак не может.
3
Интерьеры и декор первого и второго этажа с ходу дают понять — ты попал во дворец.
3
Убранство залов и лестниц переносит во времена царских приёмов, балов и дворянских собраний.
1 из 6
3
На третьем, праздничная колоннада лестничного пролёта, сочетается с залами, оформленными в псевдорусском стиле.
1 из 3
4
Даже не верится, что здесь были коммуналки…
1 из 4
2
Илья Глазунов — всемирно признанный художник. Именно поэтому он удостоился галереи для своих картин, значительную часть которых безвозмездно подарил городу.
3
(За ваше здоровье. 1977 г.)
Художник ушёл из жизни 9. 07. 2017 г. оставив России и миру огромное наследие, проникнутое созидательной энергией и болью.
7
(Закат Европы. 2003 г.)
На момент нашего визита на нулевом этаже проходила выставка фотографий, где Глазунова можно было видеть в компании политиков, всемирно известных артистов, бизнесменов, писателей.
1 из 5
1
В начале 60-х Илья Сергеевич познакомился с Джиной Лоллобриджидой и написал несколько её портретов.
1 из 3
1
Теоретически можно говорить, что после окончания Академии художеств СССР, известность он завоевал быстро и сразу. Впрочем, дабы понять творчество мастера, желательно знать его биографию.
1 из 2
1
Илья Сергеевич Глазунов родился 10. 06. 1930 г. в Ленинграде. Отец профессиональный историк, посещая Павловск, Петергоф и Пушкин, часто брал сына с собой. Эти прогулки заложили будущую любовь к отечественной литературе и истории.
Одиннадцатилетний Илья в первую блокадную зиму был вывезен на Большую землю. Его мать, отец и все родственники погибли. Войну Илья пережил в новгородской деревне Гребло.
После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в Ленинградской средней художественной школе, в Ленинградском институте живописи.
По распределению был направлен в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, оттуда перевелся в Иваново, затем — в Москву. Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».
В 50-х годах Глазунов много путешествует по стране. В результате появляется целый ряд работ, которые можно условно назвать «Городской цикл и лирика». Здесь и пейзажи, и портреты, и натюрморты и сценки из жизни. Устроители галереи ранние работы собрали в один зал.
В этой серии мне особенно нравится «Утро» 1956 г. Молодой человек стоит у распахнутого окна, смотрит на купол Исакия и на дымящие трубы заводов. Утренний воздух наполнен свежестью. Любимая девушка вот-вот проснётся и всё у них будет хорошо.
1 из 5
2
Ещё студентом И. С. Глазунов получил Гран-при на международном конкурсе в Праге. После этого в 1957 г. в Москве у двадцатишестилетнего художника состоялась первая выставка. Среди представленных работ оказались рисунки по мотивам Достоевского и большое количество портретов современников.
1 из 7
3
Выставка прошла с успехом, подтвердив талант начинающего художника.
1
В 1967 г. в самый разгар Вьетнамо-Американской войны Глазунов в качестве корреспондента «Комсомольской правды» посетил Северный Вьетнам. В поездке Илья Сергеевич рисовал, делая наброски.
Это сейчас мы можем любоваться удивительными пейзажами бухты. На ту пору попасть в Северный Вьетнам легче всего было морем. Вдалеке пылали зарницы взрывов и пожаров, озаряя бухту Халонг тревожным заревом. Художнику наверняка вспоминалось его военное детство.
В результате появилась картина «Пробудившийся Восток» 1967 г.
2
2
Вьетнамские работы Глазунова, а их более 150, это живописные полотна, портреты, где мастер доносит до зрителя ужасы войны и неминуемое чувство Победы.
1 из 2
1
В городе Хонгае Глазунов посетил завод, изобразив девушку с винтовкой, охранявшую предприятие. По приезду в Москву художник узнал, что завод разбомблен американской авиацией.
В галерее есть фотографии, где художнику позирует королева Лаоса, и как Его Величество король Лаоса награждает Глазунова орденом Вишну.
1 из 2
Надо отметить, Глазунову в последующем довелось побывать во многих горячих точках.
1
В 1970-е годы он смело выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего разрушением исторической части города.
Одним из первых в стране создал цикл иллюстраций по теме произведений Достоевского.
3
Его образы по произведениям Достоевского не просто нарисованы — они прочувствованы. Глядя на картины, понимаешь характер героев.
1 из 5
1
Впрочем, художника привлекал не только Достоевский. Целая серия работ посвящена русским классикам и их творчеству.
1 из 3
3
Здесь изображён мальчик Федя, который на свою беду приехал к родственникам в город Мценск.
1
(Иллюстрация к произведению Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
В 1963 году, вернувшись из Италии, художник с головой уходит в работу над иллюстрациями к шеститомному собранию сочинений П. И. Мельникова-Печорского.
2
Прежде чем приступить, едет на Волгу, в те места, что описаны в романах «В лесах» и «На горах».
1 из 4
1
Позже появляются иллюстрации к роману А. К. Толстого «Князь Серебряный».
Не секрет, что особо удачные изображения Ивана Грозного подвергаются атакам со стороны нездоровых людей. Понимая, что картина удалась, музейщики спрятали царя за стеклом и дистанцировали от зрителя ограждением.
1 из 3
1
Русская старина увлекает художника, благодаря чему рождаются шедевры.
1
(Легенда о царевиче Димитрии. 1968 г.)
В начале 60-х Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован. Тема Древней Руси красной нитью проходит через все годы творчества. Однако, увы, в советское время подобное не приветствовалось.
1 из 3
3
В «Русском Икаре» 1963 г. голубые иконописные глаза героя символизируют бездонное небо, с которым Икар соединился душевным порывом. Его красная рубаха подобна факелу. Художнику удалось передать ощущение полёта. Расправив руки, русский Икар летит над родными просторами.
3
Глазунов своими работами на тему противостояния Орде создал целое направление живописи.
5
(Князь Дмитрий Донской. На рассвете. 2004 г.)
Цикл «Куликово поле» мне видится вершиной Глазуновского творчества.
8
(Сергий Радонежский и Андрей Рублёв. 1992 г.)
Картины обладают неповторимой энергетикой.
4
(Засадный полк. 1998 г.)
За каждым полотном своя драма и целая череда событий.
5
(Гонец. 1999 г.)
О достоверности картин говорить сложно. Поэт, прозаик и живописец чёткой хронологии придерживаться не обязан, подобное удел историков.
Словно сошедший с иконы Сергий Радонежский, смотрит на нас мудрыми, широко поставленными глазами. Благословленный Дмитрий, проиграть сражения уже не сможет.
2
(Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. 2004 г.)
Смерть русского воина окончательной победой врага не является. Ратник убит, но его лошадь о нашествии предупредит.
4
(Убитый гонец. 1999 г.)
Очень нравится работа, где отец показывает сыну на другой стороне реки зарево пожаров, устроенных иноземцами. Сын подрастёт и постоит за землю русскую!
6
(Два князя. 2003 г.)
Был или не был поединок Пересвета и Кочубея? Глядя на картину, сомнения отступают в сторону.
3
(Поединок. 2004 г.)
Илья Глазунов донёс до современников своё видение исторических событий.
1 из 3
2
В данном случае, воссоздавая прошлое, он предупреждает о будущем.
1 из 3
1
Ушли Пророки, а люди существа грешные. Любой человек обладает как положительными, так и отрицательными качествами. Что-то удаётся сделать хорошо, тогда как другое, при всём старании, не получается.
Любое творчество не имеет чётких критериев успеха. Если на заводе передовиком производства становится тот, кто больше болванок обточил, то в искусстве свои законы. Абсолютно всё зрителю нравиться не может!
В советское время Глазунову с трудом, но удавалось-таки находить компромисс с властью. В 1977 г. художник задумал большое полотно под названием «Мистерия XX века».
1
Попытка выставить «Мистерию» в зале Союза художников на Кузнецком мосту не увенчалась успехом. Власти предъявили ультиматум:
«Вместо Солженицына нарисуйте Брежнева и уберите страшную фигуру Ленина! И почему над всем этим мраком светоносный образ Христа?»
Выставка так и не открылась.
«Картина, которую никогда не увидят русские», — так о творении Глазунова писала зарубежная пресса.
В ЦК партии на специальном совещании на голосование был поставлен вопрос: высылать художника как диссидента за границу или нет. Один из членов политбюро авторитетно сказал:
«Хватит плодить диссидентов, пусть Глазунов едет на БАМ и отразит в тайге пафос труда советских людей».
На Волхонке новый вариант картины, первый в частной коллекции в Гамбурге. В любом случае, не впечатлило.
1
(Мистерия XX века)
В Перестройку много шума наделало Глазуновское полотно «Сто веков», которое художник далее назвал «Вечная Россия».
Я неоднократно видел картину на репродукциях и вот теперь познакомился в живую.
2
(Вечная Россия. 1988 г.)
Иногда вроде как и труд большой вложен, а результат так себе.
Каждый человек обладает своей аурой, которую нельзя перекрывать. У любого персонажа должно остаться личное пространство для самовыражения. Если всех собрать в кучу — получится толпа, где не будет видна индивидуальность.
Или другой пример: что будет, если на футбольном поле за каждую из команд начнут играть не 11, а по 50 футболистов? Правильно, игры не получится — будет куча-мала… Вот так и «Вечная Россия»!
В своё время картина наделала много шума. Художник Ленина изобразил второстепенным, поставив на первый план Святых, князей и писателей. В те годы стояла задача разрушения советской идеологии. Подпевалы кричали — гениально!
Теперь подтанцовки нет. Подходишь, смотришь — вот нарисован этот, тот, пятый и десятый… Все замерли в одинаковых позах, словно пришли фотографироваться на загранпаспорт. Что нового я узнал из картины? Я что цесаревича Алексея и Достоевского никогда не видел?
4
Это примерно как в написании заметки, когда выкладывают огромную повторенную многократно информацию из справочников…
1
(Рынок нашей демократии. 1999 г.)
Глазунов ещё в 60-х категорично высказывался про коммунистов, но при этом получал от них заказы, ездил представлять СССР в другие страны. Уже в наше время довелось слышать что он сторонник монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав?
В последние 30 лет, когда я видел Глазунова по телевизору, возникало ощущение, что он стал барином не понимающим, как и чем живёт народ.
1
(Разгром храма в Пасхальную ночь. 1999 г.)
Пройдясь по выставке, стало преследовать чувство авторских повторов.
Глазуновские герои во многих случаях изображены без динамики, вялыми, в одинаковых позах.
2
Нет, читатель не подумай, я реально считаю Глазунова сильным художником! Но при этом не все его картины мне нравятся.
1 из 6
4
Плюс, нельзя не замечать чрезмерное авторское увлечение политикой. Последняя, как известно, дама переменчивая. Великое множество художников, восхвалявших прежнюю власть, теперь в запасниках.
1 из 15
2
В общем, моё мнение высшей инстанцией не является. Художник создавал произведения на протяжении 60 лет. Из его работ обязательно что-то тронет за душу.
1
(Больной. Последний лист. 1999 г.)
Время всё расставит по местам, а посетить Волхонку, дабы получит личные впечатления, советую.