«Арт-пространство „Рукав“ — это открытая творческая мастерская народного художника РФ, скульптора Александра Иулиановича Рукавишникова, задуманная как место сосредоточения одаренных и близких по духу людей, занятых теоретическими и практическими вопросами современного искусства» (с просторов интернета).
Адрес: Земляной Вал, 59/2
Небольшое предисловие:
Несколько лет назад мы с друзьями оказались на улице Б. Молчановка около мастерской Александра Рукавишникова, где во дворе увидели созданный скульптором памятник Михаилу Булгакову, вернее, только часть композиции. Памятник предполагалось установить на Патриарших прудах ещё в 2003 году, но этого не случилось — против выступили жильцы окрестных домов. Действительно, место для памятника было выбрано не слишком удачное — около пруда уже есть памятник баснописцу И.Крылову, территория сквера там небольшая, а отдыхающих и туристов много. По проекту в центре пруда планировалось установить огромный 12-ти метровый примус (!!!) с Бегемотом и Коровьевым внутри, а это как-то уж слишком сложно представить…. Кроме примуса в композицию входили следующие кульптуры: М. Булгаков, Мастер и Маргарита, Иешуа, Понтий Пилат с собакой и Левий Матвей.
Жильцы домов были согласны на установку только скульптуры М. А. Булгакова, а такой вариант совершенно не устраивал Рукавишникова, готового отказаться от примуса, но не от героев романа. В итоге несколько лет готовые скульптуры простояли во дворе мастерской на Б.Молчановке.
Позже скульптуры Коровьева с Бегемотом установили около музея «Булгаковский дом» на Большой Садовой, а в 2015 году на углу Сивякова переулка и Земляного вала, рядом с вновь построенным для Рукавишникова зданием, поставили Мастера и Маргариту. На днях мы с подругой решили прогуляться по городу и посмотреть этот памятник.
От метро «Марксистская» до Сивякова переулка мы прошли пешком. Памятник литературным героям стоит на краю небольшого скверика, на месте, не имеющем никакого отношения к имени Булгакова или героям его знаменитого романа.
Памятник «Мастер и Маргарита» на краю маленького сквера (Фото из интернета).
1
1
Изначально скульптура Мастера и Маргариты не должна была находиться в автомобиле Воланда…но предыстория, изложенная выше, привела скульптора к такому варианту. Как может выглядеть автомобиль Воланда? Фантазия скульптора постаралась — это кабриолет с крыльями, как у птиц (в перьях), лобовое стекло — в швейных машинках, фары — руки с лампочками, протекторы — карты…и ещё много интересных деталей.
1
Грач — водитель
2
1
В небольшом скверике увидели еще три скульптуры:
«Куколка»,
1
фрагмент скульптуры «Спартак»
и «Поцелуй»(?) (на фото на заднем плане). Неоднозначные произведения.
Александр Рукавишников в одном из интервью сказал: «Скульптура — это не только памятники в классическом их понимании. Она бывает еще и кинетической, и символической, и декоративной. Всякие светящиеся композиции. А у нас этого почти ничего нет. Как были дядьки на тумбочках, так и остались. Только одни сменились на других. Раньше были лысые в кепке, а теперь в шапках и с крестом. Но те, которые раньше, были хотя бы слеплены профессионально, а современные — нет. 90% из того, что ставят по всей России, нужно вообще уничтожить…(о, как!)
…Скульптура — очень сложный вид искусства. В ней нет какого-то длительного сюжета. Нет музыки. Она должна напоминать знак. Если хотите, иероглиф. Художник обязан его нащупать, иначе скульптура получится посредственной и вялой. Бывает, лепит молодой автор какого-нибудь человека, к делу подходит аккуратно, анатомию соблюдает (хотя это не всегда нужно). Но в итоге фигура получается засушенной. Смотришь на нее — и не за что зацепиться….»
Наиболее известные работы А. Рукавишникова в Москве — это памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище, Достоевскому у Российской государственной библиотеки, Юрию Никулину у цирка на Цветном бульваре, Александру II возле храма Христа Спасителя, Муслиму Магомаеву в Вознесенском переулке, Мстиславу Ростроповичу в Брюсовом переулке, памятник генералу Скобелеву у Академии Генерального штаба, Сергею Михалкову на Поварской улице, Константину Рокоссовскому на бульваре Рокоссовского.
Но самое неожиданное для нас было то, что памятник «Мастер и Маргарита» оказался рядом с Арт-пространством— «Рукав», о котором я раньше ничего не слышала.
Вывеска рядом со входом
Внутри — небольшая площадка с лестницей на второй этаж. Стены оформлены мазаикой, фресками, на красных ступенях лестницы- туфли, около стены — обломки скульптур.
1
1
1
Тут же объявления о концертах и мероприятиях
а сверху на нас смотрит «Мафка» — персонаж славянской мифологии, злой дух, русалка.
1
Поднявшись по лестнице, мы попадаем в маленький зальчик с выставкой скульптур
1
на полу тоже замечаем экспонат
2
Далее- зал побольше и балкон по периметру центрального главного зала. Везде скульптуры, картины и не только Александра Рукавишникова, но и его отца и сына. Руковишниковы — династия скульпторов.
За работу «Джон Леннон» в 1984 году Александр Рукавишников получил серебряную медаль от Французской академии искусств.
2
«Микеланжело Буонаротти», А. Рукавишников. Мрамор. 1972 г.
С балкона можно попасть в различные студии и классы.
Иулиан Рукавишников. «Простейшие». 1991 г.
Все чудесатее и чудесатее… Работ представлено много, сфотографировала малую часть.
1
А вот и модель скульптуры «Спартак», голову которого мы видели в сквере
Прошли мы и по балкону со стеклянным полом.
1
Идем вниз на первый этаж в Главный зал. По лестнице сверху «спускается» Джон Леннон.
2
В Главном зале — также выставка скульптур, есть концертная зона и кафе.
Как выяснилось, Рукавишниковы могут несколько шокировать своими произведениями (это Арт-пространство для взрослых по моим понятиям).
После осмотра залов решили что-нибудь перекусить в кафе. Подача блюда (горохового супа, 370 руб. , в воскресенье) также шокировала — раньше мне такого видеть не приходилось: суп в чугунном котелке, гренки и горчица — в чугунных ковшиках, а копченая колбаса — на прищепках! Полный улет. Не могу сказать, что суп — шедевр кулинарного искусства, но подача — восторг.:)))))
3
1
Интересное пространство. Рекомендую с осторожностью только для взрослой аудитории.