Знаю точно: многие коренные москвичи, даже те, кто живет в районе Земляного Вала, не подозревают о существовании этого потрясающего местечка, где можно вкусно отобедать в окружении многочисленных работ скульпторов Рукавишниковых. В одном просторном помещении объединились музей, кафе с авторской кухней и мастерские для художников. Называется все это вместе Арт-пространство РУКАВ.
Немного о хозяине заведения. Александр Иулианович Рукавишников — народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, профессор. Скульптор, потомственный скульптор. Его дед, Митрофан Рукавишников (1897–1946), учился ваять в Риме. Во время войны, как реставратор, участвовал в восстановлении здания Большого театра, после того, как в него попала 500-килограммовая фашистская бомба. Отец Александра, Иулиан (1922–2000), ушел на фронт летчиком, но после ранения тоже пошел учиться на скульптора. Создал такие известные работы, как памятник академику И. В. Курчатову в Москве, памятник А. П. Чехову в Таганроге. Но Александр Иулианович, мне кажется, превзошел отца и деда.
Это его кабинет в Рукаве:
Напомню вам самые известные работы Александра Рукавишникова. Любимый всеми клоун Юрий Никулин на Цветном бульваре, Михаил Шолохов на Гоголевском бульваре, Федор Достоевский перед зданием Российской государственной библиотеки, Мстислав Ростропович в Брюсовом переулке. Это только малая часть и только в Москве. А еще — памятник советским воинам-добровольцам в Мадриде, Сергею Рахманинову — в Великом Новгороде, Владимиру Набокову в Монтре (Швейцария) — всего не перечислишь. Обаятельный человек, прекрасный рассказчик, Александр Рукавишников — душа этого места, здесь все сделано по его эскизам, украшено, в основном, его работами. И всякие забавные придумки — тоже его рук дело. Вот эта дамочка за прилавком, например.
Пару недель назад я была неподалеку от Рукава, решила здесь пообедать. Года три не заходила и удивилась, встретив на улице возле входа в здание знаменитые скульптуры Рукавишникова. Скандальные «Мастер и Маргарита», вокруг которых было столько шума в прессе…
Я помнила, что этот прекрасный литературный памятник несколько лет был бездомным… Скульптор делал его для установки на Патриарших, но из-за «негодования общественности» проект не состоялся. Возле «Рукава», конечно, тесновато и вид не тот. Но хоть что-то… Там же, на площадке у кафе еще несколько рукавишниковских творений. В тот числе, «Прощание славянок» 2014 года — известная его работа, ироничное осмысление российско-украинских отношений)).
Стоит только открыть тяжелую дверь Рукава — и попадаешь в удивительный мир. Такого больше нет ни в Москве, ни в каком другом городе планеты. Вот Джон Леннон сидит слева от гардеробной, расслабленный, о чем-то мечтает. (Бронза. Скульптор Александр Рукавишников. 1988 г.)
Если пройти чуть дальше — направо у окна будет сидеть мраморный Микеланджело Буонарроти (тот же автор, 1972 год).
Еще один Леннон (из тонированного гипса) — стоит на красной лестнице. Не знаю, куда она ведет. Может, сделана для красоты.
В этом арт-пространстве, даже не заходя в главный зал, можно найти много чего. Завернул за угол — а там вот такая девочка стоит на стуле, на коленках. Наказали ее, что ли))
Прямо в стене — скульптуры за стеклом
Дальше какая-то музейная комната с работами (может, учеников Рукавишникова — не знаю). Забавные фигурки стоят, не подписаны. Это, я думаю, не иначе как Чапаев на летящем коне))
1
Тапир из бронзы
За комнатой узкий коридорчик и вдоль него тоже всякое понаставлено.
Дамочки смотрят с балкона, как люди едят)
Мужичонка худосочный за бабу прячется)
Еще одного, уже хорошего. жена волочит домой
Геккон нежный трепетно вытянулся в струнку за углом — чтобы не заметили, наверное). Работа Иулиана Рукавишникова. 1989 г.
1
Котяра в закутке — тоже работа Рукавишникова-отца:
1
А следом «Финиш», скульптура Александра Рукавишникова — сына, 1988 год.
Время от времени экспозиция меняется. Возможно, то, что увидела я, через месяц-два будет скрыто от глаз, но появится новое.
Вы, конечно, спросите, а как насчет покушать? Где тут едят-то вообще, все скульптурой заставлено!
Э, нет, не все. Прогулявшись по коридорчику, мы спускаемся по лестнице в зал… Впрочем, зачем по лестнице? Можно скатиться по трубе, Рукав же!
Вот и основной зал. Вверху лодка подвешена — для красоты)
У рояля огромная золоченая статуя — «Большая девочка» называется
По центру еще одна девочка — под часами
Третья, довольно крупная, возлежит где-то сбоку, не сразу и заметишь.
Четвертая стоит воинственно у перехода в малый зал, вообще красотка)
На территории кафе все как и положено: деревянные столы, мягкие кресла, вкусная еда.
Есть бизнес-ланч со шведским столом, на котором салаты и приправы — бери, сколько хочешь. Супы тоже, по-моему, люди сами себе наливают, на выбор.
Горячее приносит официант. Обстановка ресторанная: нарядный персонал, музыкант играет на рояле…
На удивление обед вышел недорогим — 330 рублей. Конечно, вечером тут другие цены… Но бизнес-ланч любому по карману.
Помещение высокое, с застекленной зоной наверху
Там, на втором этаже — мастерские, где Рукавишников и его команда проводят мастер-классы по живописи и скульптуре. Не знаю, можно ли обычному человеку попасть на занятие к самому Александру Иулиановичу… Думаю, там и другие преподаватели плохому не научат)
Здесь идут всевозможные курсы. Заглянула в ценник. «Основы рисунка» и «Графический портрет» — по 1 тысяче рублей за урок. «Основы скульптуры» — 1200 рублей.
Можно прийти полным профаном, а уйти художником. Шучу))
Второй зал небольшой и оформлен в купеческом стиле — здесь, наверное, проходят банкеты или обедают с Рукавишниковым его личные гости.
Не знаю, как Вам, но мне обедать в окружении предметов искусства было приятно. И эти гигантские скульптуры, и небольшие фигурки -все как-то к месту. Даже, если у деревянных теток сиськи наружу — нормально. Они, конечно, странные, но аппетит не портят))