Целью моего последнего приезда в Москву было посещение Третьяковки, а если еще точнее — сначала ее 60го зала, а потом спокойного разговора с другими, любимыми шедеврами живописи. Захотелось увидеть «Троицу» Рублева.
Целью моего последнего приезда в Москву было посещение Третьяковки, а если еще точнее — сначала ее 60го зала, а потом спокойного разговора с другими, любимыми шедеврами живописи. Захотелось увидеть «Троицу» Рублева.
Ведь любые копии, иллюстрации в альбомах, даже списки икон — это все-таки не подлинник.
В этом, 2016 году знаменитая Третьяковская галерея отмечает свое 160-летие и почему бы не отметить это знаменательное событие и на сайте — рассказом или альбомом!
«Незнакомка» И. Крамского
Наверное, справедливо мнение, что такие знаковые места, как Третьяковская галерея в Москве, или Эрмитаж, Русский музей в Петербурге не нуждаются в рекламе или каком-либо дополнительном приглашении гостей двух столиц. Да что там, гостей! И жителей, порою, тоже!
Давайте зададим себе вопрос — как давно посещали эти дворцы искусства или как часто бывали там в последнее время, и, думаю, что ответы каждого из нас, сразу же «взъерошат» интерес и к моему последнему посещению.
Конечно, о каждой из картин можно много рассказать, но это будет уже экскурсия.
Попробую просто пройти по залам, вместе с вами и немного вспомнить об истории знаменитой Третьяковки.
О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина
Есть в знаменитом Замоскворечье, в скромном Лаврушенском переулке не очень великий дом, который еще в 1851 году купила известная семья Третьяковых.
Павел Михайлович — известный российский предприниматель, торговавший преимущественно льняным полотном (говоря по русски — купец), но главное — меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства считается основателем картинной галереи.
Скульптурный портрет Павла Михайловича Третьякова, выполненный С.М Волнухиным
Все началось с первых семи картин, приобретенных Павлом Михайловичем, причем не секрет, что он сразу же намеревался передать их родному городу. Первые картины были зарубежных авторов, но почти сразу же сформировалось желание собирать коллекцию именно русских живописцев, приобрести шедевры иконописи.
Брат Павла, Сергей, с которым их связывало и общее дело, и общая судьба, и общие интересы, наоборот проявлял больший интерес к зарубежным работам.
«Христос — Царь Славы». XIV век. Балканы
Стоит заметить, что первые картины, положившие начало общенациональному отечественному музею, Павел Михайлович приобрел, когда ему было всего 24 года!
Как часто мы проходим мимо таких вот важных фактов, а ведь это характеристика личности! В таком молодом возрасте, не будучи человеком искусства, занимаясь торговлей, он думал о процветании родного искусства!
Вместе с братом Сергеем, развивая семейное дело, он построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние Павла Третьякова в конце его жизни оценивалось в 3800000 рублей!
И еще интересная деталь: в 1865 года он женился на Вере Николаевне Мамонтовой, двоюродной сестре также известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
Видимо таких вот людей, радеющих за отечество, за родную культуру тянуло друг к другу.
В XIX веке появляется целая плеяда предпринимателей-благотворителей, мы хорошо знаем о Частной русской опере Мамонтова, о «Морозовской» больнице, о Бахрушинском театральным музее…
У Третьяковых было много друзей среди русских художников, некоторые картины и писались по заказу Павла Михайловича.
«Грачи прилетели» А. К. Саврасов
Поразительно, но к концу жизни Третьяков вместе с титулом советника коммерции, членством в Московском отделении Совета торговли и мануфактур, был еще и действительным членом Петербургской Академии художеств!
«Гости» А. Е. Архипов
Павел Михайлович был величайшим знатоком живописи, умевшим распознать истинно художественные произведения от поделок. Как удалось воспитать это художественное чутье, этот тонкий художественный вкус Павлу Третьякову — вышедшему из патриархальной купеческой среды! Просто это был настоящий самородок, которыми богата русская земля.
«Развал» Е. С. Сорокин
Известно, что последними словами этого великого человека было завещание: «Берегите галерею и будьте здоровы».
Завет был выполнен, галерея развивалась.
«Водоем» В. Э. Борисов-Мусатов
В 1913 году Московская городская дума попечителем Третьяковской галереи избрала Игоря Эммануиловича Грабаря, известного художника, архитектора, историка искусства.
«Руки серафима» С.Т Конёнков
Именно этот продолжатель дела Третьякова превратил гелерею в музей европейского типа, где экспозиция строилась по хронологическому принципу.
«Паганини» С. Т. Конёнков
А это скульптурный портрет того же выдающегося и очень своеобразного автора под названием «Славянин» (ну чем не Джо Дассен))
В 1918 году жизнь галереи не прекратилась, но была объявлена собственностью Российской Федеративной Советской Республики, при этом фонды галереи постоянно пополнялись.
Ваза «Туман» А. С. Голубкина
Таким образом перед новым директором — академиком А. В. Щусевым встал вопрос о расширении площадей.
В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова), превратившийся в служебное здание, где разместились научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. К Галерее это здание присоединялось специальной пристройкой.
«За завтраком» З. Е. Серебрякова
В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, и в 1932 году ее здание было передано Галерее. Позже оно было соединено с экспозиционными залами новым двухэтажным корпусом, где верхний этаж был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)»
В 1936 году завершилось строительство нового двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса".
«Неравный брак» В. В. Пукирев
Здание Галереи заметно пострадало от бомбежки во время Великой Отечественной войны, но уже в 1942 году (!) когда до победы было еще очень далеко, началось его восстановление.
В 80е годы были начаты строительные работы по созданию хранилища, началась реконструкция основного здания.
Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские.
"Спящий в раковине Амур" В.П.Бродский
В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационный центр, детская студия, новые выставочные залы (инженерный корпус).
"Не от мира сего" М.М.Антокольский
Большим достижением в плане реконструкции было вовлечение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века), его восстановление и освящение. Сегодня этот храм утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее и здесь находится знаменитая икона Владимирской Божьей Матери.
О Третьяковке можно говорить бесконечно, как и о людях которые собирали, восстанавливали, реконструировали музей, можно сказать посвящали свои жизни благому делу процветания родной культуры, просвещению своих соотечественников и всех людей, причастных мировой культуре.
Режим работы галереи:
вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
(кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной — понедельник