В Москве с 8 октября 2018 по 17 февраля 2019 года в здании Инженерного корпуса Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок 12, 2–3 этажи) проходит выставка одного из лучших русских пейзажистов Архипа Ивановича Куинджи. Мне удалось попасть на выставку, купив на сайте в декабре билеты на конец января. В Москве такие выставки проходят с большими аншлагами, поэтому билеты лучше приобретать заранее. Сейчас на сайте их приобрести уже нельзя, но при желании можно постоять в живой очереди. Если Вы пропустили эту выставку или у Вас нет возможности на неё попасть, то я покажу небольшую подборку фотографий картин, которые там представлены.
Выставка сейчас работает ежедневно с 10 до 21 часа, 4 февраля — выходной. Билет стоит 500 рублей. Аудиогид — 350 рублей (очень полезен).
Заранее извиняюсь за качество фото, т. к. снимала на телефон, стараясь не мешать другим посетителям выставки.
1
1
Посетителей было очень много. Это вполне объяснимо, т. к. картины Куинджи мало кого оставляют равнодушными. Для меня первым впечатлением от посещения тогда ещё Ленинграда стал именно зал с картинами этого художника в Русском музее. Там, пожалуй, собрана самая большая коллекция его работ. Но до Питера даже из Москвы не всегда удаётся доехать, поэтому радость встречи в родном городе была самая искренняя. Встречала всех посетителей картина — «местная жительница» из Третьяковской галереи «Березовая роща» 1879 г.
2
Берёзы есть и на других работах художника.
2
1
1
А также дубы — центр силы.
2
1
1
1
Шикарные сосны.
1
1
На выставке представлены около 180 работ художника — картин и эскизов. Я не буду их подписывать и про них рассказывать. Если интересно — информации в интернете очень много. Покажу общий обзор. Ну, а для начала — очень краткая биография художника.
1
Архип родился в Мариуполе в семье бедного грека-обувщика. Родители рано умерли, поэтому мальчик с малых лет начал работать, а в свободное время рисовал. Его рисунки были такими интересными, что родные решают отправить его учиться к Айвазовскому в Феодосию. Но там мальчик долго не пробыл, через год вернулся. Архипу в Феодосии доверили лишь малярные работы во дворе. Однако, Айвазовский написал рекомендательное письмо в Императорскую художественную академию в Санкт-Петербурге. Архипу удалось поступить туда лишь с третьей попытки. Зато там он познакомился с Крамским, Репиным. Вот два портрета Куинджи кисти Крамского.
1
В то время химик Менделеев и его товарищи, с которыми был дружен художник, решили при помощи специального аппарата определить цветочувствительность глаза. В числе тех, кто проходил процедуру, было несколько художников. Но именно глаз Куинджи оказался самым цветочувствительным. Он различал около 50 оттенков одного только зеленого цвета!
1
Куинджи примкнул к передвижникам и выставлялся с ними, но не долго. Он вышел из объединения и стал работать самостоятельно. Куинджи искал свой собственный путь в искусстве. Ещё когда художник писал картину «Лунная ночь на Днепре» он показывал её пару часов по воскресеньям, истользуя особый приём. Он показывал картину под направленным лучом света, поэтому создавался эффект свечения картины. Были даже предположения, что художник использовал никому неизвестные фосфорные краски. Но уже современные эксперты не нашли в красках ничего необычного. Эффект достигался особой техникой процарапливания краски кистью в определенном направлении. В числе тех, кто решил посмотреть картину, был великий князь Константин Константинович, которому было чуть больше 20 лет. Он купил эту картину за 5 тысяч рублей и не расставался с ней. При поездке по морю картина испытала неподходящие условия и потемнела. Сохранилось несколько вариантов и эскизов этой картины, которые представлены на выставке.
1
Куинджи во время обучения часто ездил на север. Много картин посвящены северной природе, в том числе острову Валаам.
2
1
2
Картиной, с которой художник не расставался до конца дней, была работа «Ладожское озеро». Он её выкупил после продажи и очень любил разглядывать камни под прозрачной водой.
1
Река Волга, Дон и степи тоже широко представлены на работах художника. Причем, в разное время года и при разной погоде.
Эта картина «Ночное» , спокойная и величественная стала моей любимой на этой выставке.
Невероятный свет — это главная особенность всех картин художника. Он писал не с натуры, а душой.
Туман
Облака
Степные просторы
Снег
1
Закаты
Морские волны
Осенние листья
Попав на Кавказ, художник влюбляется в заснеженные вершины гор. Он пишет Эльбрус и Казбек при разном освещении.
Горы Крыма, знаменитая Ай-Петри. Куинджи купил себе небольшой дом в Крыму, где жил долгое время.
2
Именно эти работы вдохновили Николая Рериха на создание своих гениальных гор.
«Христос в Гефсиманском саду» — единственное произведение Архипа Ивановича Куинджи, созданное на библейский сюжет. Художник придавал картине большое значение. В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы — «Христос в Гефсиманском саду».
На картине волшебный свет, характерный для всех произведений Куинджи, превращается в фигуру человека — Иисуса Назарянина. Он исходит именно от этой фигуры Христа и освещает дорогу, идущую вдаль. В этом художник видел смысл своей жизни и своей работы.
Полтора часа на выставке, занимающей 4 зала, пролетели незаметно. Уходить не хотелось, но музей закрывался. Думаю, наши встречи с этими работами еще будут.