В Москве в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу проходит выставка картин И. К. Айвазовского. Выставка открылась 29 июля, в день рождения Айвазовского, и продлится до 20 ноября, далее она отправится в Санкт-Петербург. На этой выставке удалось собрать богатейшую коллекцию произведений Айвазовского. Основу экспозиции составляют 120 картин, на которых присутствует море. Картины, представленные на выставке, отобраны из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Центрального военно-морского музея, Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского, Национальной галереи Армении, музеев Петергофа, Павловска, Царского Села, а также частных коллекций.
В чем ценность таких специализированных выставок?
1. Выставки такого уровня бывают крайне редко. Сложно сказать, когда повторится такая выставка, может быть, никогда. Нельзя упустить единственный шанс посетить такую выставку.
2. Впервые есть возможность посмотреть и оценить основное творческое наследие Айвазовского. Его произведения находятся в десятках музеев, вряд ли у кого-нибудь есть возможность объехать все музеи, где есть картины художника. Собранные все вместе картины Айвазовского производят неизгладимое впечатление и имеют особую энергетику. После первого посещения остается ощущение, что надо прийти на выставку еще раз, чтобы закрепить впечатления от увиденного.
3. Это наглядная и живая русская история. Во времена Айвазовского не было фотографии. И произведения художников — единственная возможность увидеть каким было то время. Очень интересен взгляд Айвазовского на окружающий его мир, и как он менялся, ведь художник прожил долгую плодотворную жизнь.
Выставка невероятно популярна, поток посетителей неиссякаем. Правда, непонятно — это стало потребностью для народа, или это просто дань моде, которая пошла с выставки Серова, когда жаждущие посетители сломали входную дверь в том же выставочном зале. Но в целом, это неважно, важнее тот факт, что удаётся организовывать столь прекрасные выставки русской живописи, и они пользуются таким спросом. Учитывая прошлый негативный опыт, руководство Третьяковки решило перенести продажу билетов на выставку Айвазовского в интернет. С одной стороны, приходится планировать посещение заранее, с другой стороны, не надо стоять в очереди. Билет покупается на определенное время, также как покупается билет на самолет или поезд. Лучше брать билеты на утро, т. к. с каждым часом посетителей прибавляется. Простых посетителей также пускают, но по остаточному принципу. Наши друзья попробовали попасть на выставку традиционным способом, но простояли почти 3 часа, после чего было уже не до картин Айвазовского и не до моря.
Фотографировать на выставке, как всегда, нельзя. Полицейские, секьюрити в штатском, а также бабуси-смотрители бросаются на любого посетителя, который достает мобильник, как коршуны на добычу. Но народ все равно фотографирует. Нам не повезло, практически ничего не удалось сфотографировать. Впрочем, фотография не передает впечатления от картин, их надо видеть вживую.
Что мы знали до посещения выставки? Что Айвазовский — известный русский художник маринист, самая известная его картина «Девятый Вал», что-то еще осталось в памяти от старого времени. Посещение выставки дало повод более подробно познакомиться с биографией, творчеством Айвазовского и его временем. И открылась масса интересных и увлекательных фактов.
Счастливая творческая жизнь
Автопортрет. Галерея Уффици.
Айвазовский оставил огромное творческое наследие, написал более 6000 картин за 80 лет. Все остальные художники, в том числе и не менее известные, и близко не подошли к этому рекорду. Злопыхатели Айвазовского и в его время и сегодня утверждают, что у него были помощники-копировальщики и физически невозможно написать столько шедевров. Коллеги-художники при жизни завидовали его таланту и богатству, критиковали манеру письма, а картины называли однообразными. Наверное, критиков больше устроила бы несчастная судьба художника: неизвестность при жизни, бедность, тяжелая судьба и чтобы через 100 лет после смерти неожиданно выяснили, что его картины невероятно талантливы. Но судьба Айвазовского была полной противоположностью нарисованной картине. Он работал легко и непринужденно, творчество не было для него мукой. От природы он был наделён блестящим дарованием, рисовал быстро и талантливо, у него не было проходных работ. Известен случай, когда на уроке в Академии художеств в Санкт-Петербурге в качестве примера для студентов за время урока художник изобразил морской пейзаж, шедевр. Его потом критиковали педагоги за «поверхностный взгляд»: чему Вы учите студентов, как можно так легко и быстро нарисовать настоящую картину. А на самом деле это было сутью Айвазовского.
Впрочем, настоящие художники, современники Айвазовского, давали высокую оценку его творчества. Известно высказывание И. Н. Крамского: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины…; и не только у нас, а в истории искусства вообще…».
Но надо признать, что наряду с талантом, Айвазовский обладал и практической сметкой. Утверждается, что он первым в России стал делать персональные выставки. Были с его стороны, как сегодня бы сказали, и пиар-акции. Например, как-то Айвазовский решил пригласить к себе на день рождения большое количество людей и каждому отправил приглашение, на котором собственноручно нарисовал море. Потом эти приглашения с морскими пейзажами стали раритетами.
Айвазовский при жизни был богат, но богатство свое тратил в том числе и на благородные дела. Художник много сделал для улучшения жизни жителей родного города — Феодосии. Часто выставки картин Айвазовский устраивал с благотворительной целью. Доходы жертвовал в пользу пострадавших от неурожая, студентов, воинов, вдов и сирот.
Айвазовский прожил долгую и счастливую жизнь. Его творчество было сполна оценено при его жизни. Его хорошо знали в Европе, ценили на родине. Он был богат, свободен и независим. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, с верой в своё искусство, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Умер он во сне в 82 года, так же легко, как и жил.
Путешествия
Айвазовский очень много путешествовал, в паспорте собрал 135 виз. Уже за одно это его имя и проходящая выставка его работ достойны упоминания на Туристере. Паспорт художника сохранился и сегодня он хранится в Феодосийской картинной галерее в рукописном отделе, на выставку в Москву его не отдали. Художник объездил всю Европу, два года прожил в Италии, где ввел моду на морские пейзажи, неоднократно бывал в Турции, где был принят султаном Абдул-Азизом и получил от него большой заказ на изображение видов Босфора. В поездках Айвазовский много работал, продавал свои картины, устраивал персональные выставки. И эта деятельность приносила мастеру существенный доход. В 1869 году он отправился в Египет, на открытие Суэцкого канала. В возрасте 77 лет Айвазовский решился на путешествие в Америку, где в разных городах устраивал свои выставки картин. По итогам посещения Америки была создана знаменитая картина «Ниагарский водопад».
Картина «Ниагарский водопад» на выставке И. К. Айвазовского
Перед картиной «Ниагарский водопад»
Италия сыграла большую роль в творческой судьбе художника.
В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг были командированы в Рим для продолжения обучения. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем. Художник долгое время работал в Южной Италии, в частности, в Сорренто. Его картину «Неаполитанский залив», написанную в этот период, высоко оценил английский художник-маринист Джозеф Тернер. Картина на тему сотворения мира «Хаос. Сотворение мира» произвела сильное впечатление на местную публику и ее впоследствии приобрел глава Ватикана Папа Григорий XVI, а художника наградил золотой медалью.
Картина «Неаполитанский залив»
Картина «Хаос. Сотворение мира»
Надо отметить, что в то время Айвазовскому было всего 27 лет.
Интересна история, как автопортрет Айвазовского попал в галерею Уффици. В свое время по решению Флорентийской Академии в галерее начали собирать коллекцию автопортретов лучших живописцев. Заказы на свои автопортреты получали лучшие из художников того времени. В 1819 г. Академия впервые заказала автопортрет для собрания Уффици русскому живописцу, и первым «коридор Вазари» украсил автопортрет Ореста Кипренского. Спустя 12 лет, в 1831 году, заказ получил современник Кипренского — Карл Брюллов, но художник не закончил его. Айвазовский после своей выставки во Флоренции в 1874 г. третьим получил заказ на свой автопортрет для собрания галереи Уффици. К сожалению, автопортрет Айвазовского из Уффици на выставку в Москву привезти не удалось.
Феодосия — родной город
Айвазовский много путешествовал, но родным городом всегда считал Феодосию. «Мой адрес — всегда в Феодосии», сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову.
В 1845 года Айвазовский начинает строительство своего дома в итальянском стиле на городской набережной. В 1880 году художник открывает в своем доме выставочный зал, в котором выставляет свои картины. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.
Айвазовский много сделал для родного города. На свои деньги провел в Феодосию водопровод, город всегда страдал от отсутствия питьевой воды, ее собирали по каплям. Водопровод был проведен в водозаборные фонтаны, к которым каждый мог прийти за водой. Горожане ценили и уважали Айвазовского и были ему безмерно благодарны. Бульвар Айвазовского, улица Айвазовского, набережная Айвазовского — эти наименования появились еще при его жизни. Он также построил библиотеку, подарил городу свой дом вместе с картинной галерей, собирал артефакты древней истории, организовал в городе школу живописи. Способствовал проведению железной дороги и расширению торгового порта.
Феодосийская картинная галерея сегодня
Манера письма
Айвазовский считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры». Именно в Италии художник выработал манеру письма, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, делая небольшие наброски, а в мастерской восстанавливал пейзаж по памяти, оставляя широкий простор для импровизации.
Талант Айвазовского был по достоинству оценен современниками. Он был избран академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, являлся почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. Айвазовский был первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр. Сегодня в Лувре находится картина Айвазовского «Константинопольский порт».
Первый живописец Главного морского штаба
В 1844 году Айвазовский получил звание первого живописца Главного морского штаба с правом ношения мундира Морского министерства. Будучи на службе, он неоднократно совершал морские плавания и постоянно направлялся в места морских сражений для оперативного изображения боевых действий, ведь запечатлеть их в те времена могли исключительно живописцы. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота: Наваринский бой, Чесменский бой, Синопский бой. Две картины Айвазовский посвятил подвигу брига Меркурий, много картин посвящено обороне Севастополя. Среди них такие как «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя».
Картина «Наваринский бой»
Картина «Синопский бой»
После того, как прочитали про подвиг брига Меркурий, не можем не упомянуть о нем в этом отзыве. Бриг Меркурий 14 (26) мая 1829 года вступил в неравный бой с двумя турецкими кораблями, значительно превосходящими его по вооружению и скорости (184 пушки против 20) и шансы на благополучный исход боя были ничтожны. После первых турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет и все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге. Перед турками был противник, предпочитавший смерть капитуляции и бой спуску флага. Выучка и отвага экипажа, военный талант командира брига Казарского позволили русским морякам вывести из строя оба турецких корабля, бриг остался на ходу и ушел от преследования. Победа была настолько невероятна, что специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн, например, говорил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий“, вывело из строя два линейных корабля».
Газета «Одесский вестник» о сражении писала: «Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания. Он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сём командиром и экипажем „Меркурия“, славнее тысячи побед обыкновенных».
А так оценил подвиг Меркурия противник, ниже цитата из письма штурмана одного из турецких кораблей: «Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши (адмирала турецкого флота, прим.) и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь».
Картина "Бриг Меркурий атакованный двумя турецкими кораблями"
Картина "Бриг Меркурий после победы над турецкими кораблями встречается с русской эскадрой"
К большому нашему изумлению, нашли в интернете мнения, что картины Айвазовского Крымского побережья в период Крымской войны якобы использовали враги России (англичане и французы) в своих интересах как карты, когда планировали со своей базы в Балаклаве штурм Севастополя. Также ему ставится в вину, что он ради денег устраивал выставки в Лондоне, когда Россия воевала с Англией. Но все-таки после знакомства с творчеством Айвазовского не разделяем эти конспирологические теории.
Но вернемся к выставке. Картины на выставке сгруппированы по тематикам: «Морские симфонии», «Художник главного штаба», «Между Феодосией и Санкт-Петербургом», «Весь мир ему мал».
Впервые представлены вместе четыре наиболее значимых полотна художника: «Радуга» (1873), «Черное море» (1881), «Девятый вал» (1850), «Волна» (1889). Первые две картины из запасников Третьяковки, вторые две — из Русского музея.
Картина «Радуга»
Картина «Черное море»
Картина «Девятый вал»
Картина «Бурное море» не столь масштабная по размеру, но свет, исходящий от моря просто приковывает взгляд.
Картина «Бурное море»
Более всего на выставке понравилась картина «Смотр Черноморского флота в 1849 году».
Картина «Смотр Черноморского флота в 1849 году»
Большое впечатление производит картина «Гибель корабля „Лефорт“», на которой аллегорически люди делятся на грешников и праведников. Эту картину Айвазовский написал в память о гибели линейного корабля «Лефорт». «Лефорт» со всем экипажем затонул во время шторма в Балтийском море, когда шел на зимовку в Кронштадт. Гибель «Лефорта» так и осталась загадкой и одной из самых трагичных страниц русского флота.
Картина «Гибель корабля «Лефорт»
В настоящее время полотна русского мариниста высоко ценятся во всём мире. К примеру, 24 апреля 2012 года аукционный дом Sotheby’s продал картину Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» за 5,2 млн. долларов. Это полотно стало самым дорогим произведением художника.
1
Картина «Вид Константинополя и Босфорского залива»
В целом, выставка производит светлое впечатление. Несмотря на то, что на представленных картинах Айвазовского изображены бури и штормы, экспозиция несет в себе положительный заряд. И верится, что штормы и бури обязательно пройдут и вернутся покой и солнце. Ради этого чувства и надо посетить эту выставку.