В следующем году великому художнику Ивану Константиновичу Айвазовскому исполняется 200 лет, и в честь этого события Третьяковская галерея организовала невероятную выставку.
В следующем году великому художнику Ивану Константиновичу Айвазовскому исполняется 200 лет, и в честь этого события Третьяковская галерея организовала невероятную выставку.
Я восхищалась творчеством Айвазовского еще на страницах учебника по Мировой Художественной Культуре в 8 классе. Да и по морю я истосковалась. И тут мне представилась возможность увидеть все во очию. Тем более на выставке представлены 120 лучших картин, которые привезли со всей страны. Когда представиться еще такой шанс?
И. К. Айвазовский художник-маринист. Он писал море во всех его состояниях и проявлениях и делал это настолько реалистично, что пару раз я ловила себя на мысли, что передо мной фотография, а не картина. Если он писал штиль, то вода настолько прозрачная, что видно дно и легкую дымку над морем. Автор играл красками, воплощая в цвете и игре света меняющуюся жизнь моря от рассвета до заката. Но это лишь одна сторона полотен художника.
Кронштадт
Особенно удачно у Айвазовского получаются бури. Когда стоишь напротив картин «9 вал» или «Волны», чувствуешь всю мощь шторма. Не покидает ощущение, что картина сейчас выплеснется.
Осматривая выставку, можно проследить, как художник путешествовал, а он побывал много где. Начиная с Европы, где он много времени посветил Италии и итальянским пейзажам, заканчивая Египтом и Америкой. После каждой поездки, он привозил новые идеи для картин. В Египте Айвазовский присутствовал на открытии Суэцкого канала, после чего родилась совсем не свойственная для него картина «Великая Пирамида в Гизе». А из Америки он привез картину «Ниагарский водопад».
Вид Константинополя при лунном освещении
Но куда бы судьба не забросила художника, он всегда возвращался в Феодосию. В письме к Третьякову он писал: «Мой адрес — всегда в Феодосию». Естественно пейзажей с видом родного города было немало.
Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца.
Сейчас в Феодосии находится дом-музей Айвазовского, где в 1880 году он впервые устроил выставочный зал и представил картины, которые не должны были покидать город. Этот год считается официальным годом создания Феодосийской картинной галереи, которую живописец завещал родному городу.
Я особо хочу отметить картины с ночными пейзажами. Это движение в живописи называется ноктюрн. Лично я могу смотреть на такие полотна очень долго и не отрываясь. Чувствуется в них особый романтизм. А от луны исходит реальное свечение. Не знаю, как он это делал, может специальные краски, может щепотка волшебства, но и от луны, и от солнца на картинах исходит свечение. Я подумывала даже лампочку поискать.
Бухта Золотой Рог. Турция
Георгиевский монастырь
Лунная ночь у взморья. Константинополь
Эта картина мне особенно понравилась. Она находится на втором этаже у самой дальней стены. Но луна светит так, что ее невозможно не заметить.
Я невольно сравнивала картины Айвазовского с современным искусством. Вот у человека был талантище! Над каждой картиной можно медитировать чуть ли не часами, и постоянно находить что-то новое. А сейчас? Банку с краской случайно разлил на холост — шедевр готов! Пара миллионов у.е. и он висит у вас в гостиной. Ребят, ну смешно же! Слоны в Таиланде и то талантливее рисуют.
Ну и напоследок дам пару советов:
Организовано все очень хорошо. На входе работает охрана. Есть гардероб, камера хранения. Можно взять аудиогид — 300 рублей. Билеты подают на промежутки в 30 минут, таким образом контролируют поток посетителей, чтобы не повторилась ситуация, как на выставке Серова, когда ценители живописи просто вынесли двери.
Я настоятельно всем рекомендую посетить выставку, даже если вы далеки от искусства. Айвазовский не оставит равнодушным никого!