Это необычное деревянное здание вокзала станции «Медвежья Гора» мы впервые увидели много лет назад, возвращаясь поездом из Кеми в Москву. Стоянка была минут 10–15, и я не удержалась, побежала фотографировать.
Это необычное деревянное здание вокзала станции «Медвежья Гора» мы впервые увидели много лет назад, возвращаясь поездом из Кеми в Москву. Стоянка была минут 10–15, и я не удержалась, побежала фотографировать.
В этот раз, остановившись в Медвежьегорске проездом из Мурманска, мы специально пошли посмотреть, как там наш старый знакомец.
А вокзал, действительно, не молодой — ему уже более ста лет, и он является старейшим в Карелии. Построен был в 1916 году по проекту архитектора Руфина Михелевича Габе.
Профессор Р. М. Габе — русский архитектор, график, исследователь народного зодчества. В 1916 году выиграл конкурс на проекты вокзальных и других путейных сооружений для строящейся Мурманской железной дороги.
Вот, как раз, железной дороге Медвежьегорск и обязан своим возникновением — до её строительства ближайший населённый пункт находился в 30-ти километрах. Хотя назвать эти места совсем безлюдными было бы неправильно. В начале XVIII в. течение семи лет в этих краях проработал завод по выработке железа, а спустя столетие карельский промышленник Фёдор Захарьев основал на берегу реки Кумса первый лесопильный завод.
Этимология названия «Медвежья Гора» не известна. Существует легенда — однажды работники лесопилки поймали медвежонка (к реке часто приходили медведи) и подарили его Захарьевым. Медвежонок стал любимцем семейства, вырос и однажды, разыгравшись, сильно помял рабочего. Зверя пришлось застрелить. Его похоронили на вершине песчаной горы с небывалыми почестями. Когда через несколько лет в этих краях начали прокладывать железную дорогу, начальник строительства поселился у Захарьевых. Он услышал историю о ручном медведе и назвал новую станцию Медвежьей Горой.
По другой версии название «Медвежья гора» носила та деревня в 30-ти километрах от строящейся станции и, так как никаких других населённых пунктов рядом не было, решили не мудрствовать лукаво и дать станции имя «ближайшей» деревни.
Но вернёмся к вокзалу.
В облике здания архитектор отразил различные элементы традиционного северорусского деревянного зодчества — шатровая крыша и небольшой шпиль напоминают купола северных деревянных церквей, а само здание больше похоже на сказочный терем.
Позднее здание вокзала было обшито вагонкой. Кроме этого, в различные годы вокзал подвергался переделкам, но, к счастью, минимальным.
До 1930 года в здании располагались кассы, здесь же жил и работал начальник станции. В 1933 году при строительстве Беломорско-Балтийского канала к вокзалу пристроили правую часть, где разместилась столовая.
В 2019 году, во время ремонта к 100-летию Республики Карелия, здание чуть было не перекрасили в серый цвет — новый фирменный стиль РЖД, но возмущенные горожане организовали в паблике «Типичный Медвежьегорск» голосование по этому вопросу. 75% участников опроса выступили за то, чтобы фасад оставался зелёным. Власти к мнению народа прислушались.
Отремонтирована и привокзальная площадь — визитная карточка городов, где проходит железная дорога.
Работает вокзал круглосуточно и ежедневно. Каждый день встречает и провожает более ста пассажиров, ежесуточно через станцию проходят 12 пассажирских и 21 грузовой поезд.
Здание вокзала имеет небольшой зал ожидания, камеры для хранения небольшого багажа, а также комнаты отдыха и свой собственный кафетерий.