Северо-Кавказский филиал Музея искусства народов Востока был открыт в Майкопе в 1985 г. В его коллекции — предметы быта, изобразительного и народного искусства народов Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней: драгоценные металлы и камни, оружие, посуда, золотое шитье, полотна современных художников этого региона.
3
Немного удивила выставка современного художника Кабардино-Балкарии Руслана Мазлоева «Путь», экспозиция которой первой встречает посетителей.
3
Все-таки Кавказ у меня ассоциируется в первую очередь с традиционным укладом как в жизни, так и в искусстве, поэтому объемные арт-объекты (напоминающие ульи диких пчел или гнезда стрижей в обрывистых берегах рек) и абстрактные полотна на стенах оказались несколько неожиданными.
5
"Космос" Р.Мазлоев
Свои работы мастер создает из природного материала — рогоза. А свой творческий путь художник начал в шесть лет, когда мать впервые научила его плести классические циновки — арджэны. Многие века арджэны использовались в черкесских жилищах как в быту, так и в качестве украшений. Но со временем они исчезли из обихода.
6
Теперь художник возрождает это полузабытое древнее ремесло. Он не только освоил технику плетения арджэнов, но и превратил классические циновки в настоящие арт-объекты.
Кроме выставки работ Руслана Мазлоева во время нашего посещения в музее проходила выставка известного адыгского художника Нурбия Дидичева «Пространство памяти», приуроченная к 70-летию со дня его рождения.
4
"Буйволы" Н.А.Дидичев
В экспозиции представлено около семидесяти работ в разных жанрах — это пейзажи, натюрморты, тематические произведения, иллюстрации к книгам.
4
"Стригали" Н.А.Дидичев
Нурбий Дидичев родился в 1950 году в ауле Хатажукай Адыгейской автономной области. Образование получил в Грузии, в Тбилисской академии художеств.
3
"Торжество добра" Н.А.Дидичев
Национальные традиции грузинского фольклора, этнографии, мифологии и быта — основа творчества худржника.
5
"Старуха с козой" Н.А.Дидичев
Нурбий Дидичев входил в состав Союза художников РФ, преподавал в Адыгейском педагогическом колледже им. Х. Б. Андрухаева на художественно-графическом отделении, а в последние годы жизни работал в Северокавказском филиале Государственного музея Востока.
2
"Вечер" Н.А.Дидичев
2
"Купание коней" Н.А.Дидичев
Основная часть фондов филиала включает произведения современного изобразительного искусства Юга России.
5
Барциц Р.Ч. "Старик с апхьарцией в апацхе".
1
"Бой с великаном" Кат Т.М.
Это картины и графика художников Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Осетии, Чечни, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев.
1
Алиханов Х.М.-А. "Лезгинка"
4
"Персидское подворье в Астрахани" Рудиков Н.Х.
2
4
Магомедов А.Н. "Жизнь аула "Логоб".
Художественная обработка метала, золотое шитье, резьба по дереву, художественная роспись, плетение, керамика, ткачество — вот далеко не полный перечень видов декоративно-прикладного искусства, ждущих вас в коллекциях музея.
4
Естественно, уделено внимание оружию — сердцу кавказского воина.
1
1
Можно увидеть здесь и произведения декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа. Это ювелирные, золотошвейные, керамические, тканные изделия, а также деревянные резные предметы; произведения, представляющие художественную роспись и плетение, а также другие традиционные народные промыслы.
1 из 2
1
1 из 3
1
3
Значительное место занимает археологическая коллекция.
2
3
Отдельное место в экспозиции занимает скифский котел VI–V веко в. до н. э. Нашли его относительно недавно, в 1982 году, в ходе раскопок в адыгейском ауле Уляп. Для скифов характерным было коллективное приготовление большого количества вареной пищи. Для этого использовались круглые бронзовые котлы высотой до метра на одной ножке. В древности котлы-чаши часто использовались в ритуальных целях и наделялись магическими свойствами. Вот и ульский котел, по мнению ученых, использовался для ритуальных целей. Широкое использование в древности крупных котлов нашло отражение и в героическом эпосе кавказских народов «Нарты». В предании «Котел нартов» повествуется о том, что нарты — бесстрашные воины — богатыри — все вместе питались из одного общего котла, вкопанного между горами. Котел этот был огромным, в него вмещалась вода из семи горных озер. «От тяжести котел вошел в землю, и его закрыла зелень цветущей земли. Из расщелин земли брызги горячей воды выбрасывает наружу котел нартов. Люди бережно обложили камнями эти места и называют их целебными источниками». В память об эпическом народе артефакт получил название «Священный котел нартов».
7
Еще один объект гордости музея — серебряный пиршественный кубок «Пегас» в виде крылатого коня с позолоченными крыльями и орнаментом, изображающим борьбу богов и гигантов.
10
На основании исследований был сделан вывод, что сосуд изготовлен греческим мастером в Аттике в середине V в. до н. э. Позднее сосуд из Греции был перевезён на Северный Кавказ. Археологи нашли сосуд в кургане-святилище, где проводились церемонии, связанные с поминальным культом. Предположительно, он был принесен в жертву местному божеству.
Особое место в экспозиции музея занимают работы Юрия Махмудовича Сташа — известного адыгского художника — модельера. Оригинальные костюмы мастера сочетают традиционную форму с философскими размышлениями на тему добра и зла, жизни и смерти. Коллекция мастера выставлялась в различных странах мира — США, Турции, Эстонии, Иордании, Сирии.
5
Первый национальный кутюрье Адыгеи с неординарным и самобытным почерком создал выставочную коллекцию, насчитывающую десятки костюмов — от традиционных национальных до философских.
6
7
В своих произведениях мастер отразил многолетний интерес к истории, фольклору, культуре, традициям родного адыгского народа и народов мира.
7
Платье-символ "Республика" - выполнено в цвете и с символикой государственного флага республики Адыгея, создано к празднованию годовщины образования Республики.
«Национальный костюм — паспорт любого народа, любого человека, который в этом костюме. Было же время, когда паспортов не было, так вот по костюму определяли, из какого ты народа. У адыгов не было мужских портных, я первый начал возрождение. Когда я нахожусь в среде своих костюмов, я себя лучше чувствую» — говорит художник о своей работе.
1 из 2
1
Платье-символ "Чего хочет этот безумный мир?"
5
Платье-символ "50-летие ООН".
На фоне голубого шелка, символизирующего небо и мировой океан, выделены два полушария. На них изображена карта планеты. Оба полушария соединяет женский адыгский национальный костюм, который напоминает о том, что в древние времена на Кавказе самые непримиримые враги прекращали сражение, если горянка, сорвав платок со своей головы, бросала его между враждующими мужчинами. Таким образом воцарялся мир, так как неповиновение этому обычаю являлось позором для мужчины на всю жизнь. Своей работой художник призывает к согласию и взаимопониманию всех людей планеты.
Адрес музея: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 221.
Часы работы: вт-пт 10.30–19.30. Сб-вс 11.00–19.00; Выходной: понедельник.
Стоимость посещения: взрослые — 100 руб, школьники старше 16 лет — 50 руб, дети до 16 лет — бесплатно.