«Я не умер, башкиры»

26 36

Так уж получилось, что наша группа посетила музей Салавата Юлаева в селе Малояз накануне 270-летия национального героя.

15 июня мы группой из Каменска собрались в Салаватский район республики Башкортостан. Дату выбирали, как было удобно для большинства, абсолютно ни к чему не привязываясь. Но все сложилось, как нельзя кстати…

Точная дата рождения национального героя башкир неизвестна. Известен лишь год и месяц июнь 1754. Но башкиры сами определили, когда отмечать день рождения своего героя — 16 июня.

Мы приехали в музей как раз накануне этой даты, после того, как здесь уже побывали представители башкирского Курултая. Изначально у нас планировалась экскурсия утром, но в связи с праздничными мероприятиями, посвященными юбилею национального героя, а еще и научно-практической конференции, посещение перенесли на послеобеденное время.

У нашей группы была заранее заказана экскурсия — это самый лучший и информативный вариант посещения музея.

Музей небольшой, уютный, интересный, обязателен к посещению с детьми.

Он знакомит с бытом башкир, их традициями, национальными инструментами и, конечно же, национальным героем — Салаватом Юлаевым, на малой родине которого мы оказались.

3
«Я не умер, башкиры»

Музей Салавата Юлаева основан как уголок краеведения 15 сентября 1965 года в Алькинской восьмилетней школе.

4
«Я не умер, башкиры»

С 19 декабря 1975 года музей продолжил свою работу как краеведческий музей им. Салавата Юлаева в селе Малояз. В 1984 году музею было присвоено звание «народный». В 1987 году музей вошел в государственную сеть на правах одного из филиалов Башкирского Государственного Музея. С 15 июня 1991 года музей Салавата Юлаева работает в построенном по проекту архитектора А. В. Клемента.

2
«Я не умер, башкиры»

В 2002—2004 гг., в связи с празднованием 250-летия со дня рождения Салавата Юлаева были проведены реконструкция здания и реэкспозиция залов музея.

1
«Я не умер, башкиры»

Сотрудник музея начинает экскурсию с рассказа о быте и традициях башкир.

Башкиры долгое время вели кочевой и полукочевой образ жизни. Основным видом летнего жилища у башкир была решетчато-войлочная юрта. Вход в юрту закрывала кошма.

В музее наглядно можно увидеть, как это выглядит.

4
«Я не умер, башкиры»

Жилище разделялось на женскую и мужскую половины, которые обычно отделялись особой занавеской (шарашу). На правой женской половине размещалась хозяйственная утварь, продукты. На левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя.

Домашняя утварь изготавливалась в основном из кожи и бересты, металл использовался только для изготовления казанов и самоваров, глина встречалась редко, в основном в южных районах. И только переход к оседлому образу жизни повлек за собой перестройку привычного быта кочевников-скотоводов, в результате чего были утрачены традиционные элементы культуры. В их числе — кожаная утварь.

Кожаные мешки и фляги, наполненные кумысом или айраном и навьюченные на лошадь, верблюда, были атрибутом подвижной кочевой жизни. Переход к оседлости не привел к немедленному отказу от кожаной утвари. Но в музее ее можно увидеть.

Башкирский мужской костюм в прошлом веке был однотипен для всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку (камзул). При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани. В холодное время года башкиры носили овчинные шубы (тире тун), полушубки (билле тун) и суконные халаты.

4
«Я не умер, башкиры»

Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки. В холодное время года надевали войлочные шляпы или меховые шапки. В степных районах в зимние бураны носили теплые малахаи (малахай) с небольшой тульей и широкой лопостью, прикрывавшей затылок и уши.

Наиболее распространенной обувью у юго-восточных башкир, как и у зауральских, являлись сапоги-сарыки с мягкими кожаными головками и подшивами и высокими суконными или хромовыми голенищами. Были распространены так же кожаные башмаки и сапоги (итек). Пожилые мужчины, обычно знать и представители духовенства, носили мягкие сапожки (ситек). Выходя из дома, поверх них надевали кожаные или резиновые галоши.

Женская одежда была более разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаравары (ыштан). Замужние женщины до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку. На платье надевали приталенную безрукавку (камзул), обшитую рядами позументов, блях и монет. Насчет монет, как нам пояснил экскурсовод, очень удобная история: во-первых, защищает грудь, а во-вторых, всегда есть возможность расплатиться — деньги под рукой. На севере Башкортостана в XIX веке получил распространение холщовый фартук.

3
«Я не умер, башкиры»

Темные халаты, слегка приталенные в поясе, носили повсеместно. На праздничные бархатные халаты нашивали позумент, монеты, подвески, бисер. В зимнее время богатые башкирки носили шубы из дорогого меха — куницы, лисы, бобра, выдры (баса тун). Менее состоятельные надевали теплые халаты из белого домашнего сукна или овчинные шубы.

Женская обувь мало отличалась от мужской. Это — кожаные туфли, сапоги, обувь с холщовыми голенищами.

В музее нас познакомили с музыкальными инструментами. Самый древний из них это курай. Он изготавливался из стебля зонтичного растения реброплодник уральский, но башкиры это растение так и называли — курай.

1
«Я не умер, башкиры»

Но так как курай из такого материала был очень хрупок, то башкиры стали заказывать себе музыкальный инструмент из меди, из латуни, а богатые могли позволить себе курай из серебра. В наше время курай изготавливают из шпона.

1
«Я не умер, башкиры»

Еще один музыкальный инструмент башкир — кубыз. Это башкирский вариант варгана.

Далее мы перешли к теме «Салават Юлаев — воин, поэт, историческая личность». В музее 6 залов и 2 боковых кулуара: «Материальная культура Башкирского народа», «Причины башкирских восстаний 17–18 веков», «1 этап народного движения 1773–1775 годов», «2 этап народного движения 1773–1775 годов», «3 этап народного движения 1773–1775 годов», «Следственный процесс», «Последние годы жизни Салавата Юлаева», «Салават Юлаев в памяти народной».

Не только дата рождения Салавата Юлаева не известна, но и как он точно выглядел, никто не знает. Т. к. в исламе не принято было изображать человека, то прижезненных портретов национального героя нет.

По народным описаниям «Салават был не очень высокого, а среднего роста… Лицо у него было смуглое. Глаза у Салавата Юлаева были большие, чёрные, брови — чёрные, борода у висков (то есть бакенбарды) была узенькая». Народные рассказы, касающиеся портретной характеристики, нередко совпадают с единственными документальными сведениями о внешности батыра, где говорится: «Салават Юлаев, двух аршин четырёх вершков с половиной, волосом черен, глаза чёрные».

1 из 2

Поэтому каждый художник представляет его по-своему. В музее можно увидеть различные портреты национального героя, созданные разными художниками. И на каждом Салават Юлаев выглядит по-разному.

Думаю, что про Пугачевское восстание все помнят со школьной скамьи. Но здесь вам расскажут те факты, которые касаются национального героя башкирского народа.

17 сентября 1773 года началось Пугачевское восстание. Когда императрица об этом узнала, она издает указ о том, что все старшины башкирских деревень должны собрать отряды и идти в сторону Оренбурга против Емельяна Пугачева. И когда отец Салавата Юлаева такой указ получил, и он собрал отряд из 95 человек, поставив над ними главнокомандующим своего сына Салавата. И с этим отрядом Салават двинулся в сторону города Оренбурга, чтобы там присоединится к другим отрядам и идти против Пугачева.

Но, как известно, Салават Юлаев примкнул к восставшим. Почему? Потому что Пугачев пообещал всем башкирам вернуть их земли и освободить от налогов. Молодой Салават на службе у Пугачева проявил свои воинские и организаторские способности, за что ему Емельян Пугачев пожаловал звание полковника. Башкирскому национальному герою на тот момент было всего 19 лет.

1
«Я не умер, башкиры»

Здесь можно увидеть копию знамени, под которым шло войско Емельяна Пугачева. Оригинал находится в Москве. Что означает знак на знамени точно неизвестно, существуют две версии, о которых вам расскажут на экскурсии. Повстанцы были вооружены копьями, саблями, пиками, но главным оружие башкир были лук и стрелы. И вот с таким оружием повстанцы воевали против пушек.

4
«Я не умер, башкиры»

В музее, к сожалению, не представлен боевой лук, а лишь охотничий. Отличие боевого от охотничьего, в том, что он изготавливался из двух пород дерева березы и ели, был короче и более изогнутой формы.

2
«Я не умер, башкиры»

В музее можно посмотреть на гравюры 19 века, где изображены башкиры во всей амуниции на конях. Есть легенда, что в 14 лет Салават был лучшим наездником на селе.

В музее есть диорамы. На одной из них представлено генеральное сражение в районе Кигов войск Михельсона с Пугачевым, которое произошло 3 июня 1774 г. Оно показано в диораме «Сражение отряда Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева против корпуса Ивана Михельсона…" у реки Ай 3 июня 1774 года».

4
«Я не умер, башкиры»

Салават Юлаев был ранен и остается на территории Башкирии, а вот Пугачев с войско уходит в сторону Казани. Больше с Пугачевым Салават не встречался. Но Пугачев награждает Салавата чином генерал-майора, а его отца делает атаманом округа.

В музее представлено очень много документов, но они это все копии. Оригиналы находятся в Национальном музее в Уфе.

Императрица отправляет на территорию карательные отряды на территорию Башкирии, которые сжигают деревни, в том числе и деревню Салавата Юлаева. В Салаватском районе было сожжено примерно 8 деревень.

В музее можно увидеть форму правительственных войск. Рядом представлен макет пушки правительственных войск.

2
«Я не умер, башкиры»

Одним из последних крупных боевых действий Салавата было сражение в ноябре 1774 г. с большим правительственным отрядом у Катав-Ивановского завода, в котором потерпел поражение.

Положение восставших становилось все тяжелее и тяжелее. Были взяты уже в плен Канзафар Усаев, Юлай Азналин и другие старшины. К тому же многие старшины, участвовавшие в восстании, видя, что восстание идет к концу, переметнулись на сторону правительства. Более того, многие из них, желая выслужиться и загладить вину, обещали оказать помощь в поимке Салавата.

Наступила зима. Укрываться от преследователей стало трудно. А они были повсюду и буквально шли по следам. Салават решил распустить свой отряд, с тем, чтобы на следующий год снова подняться на борьбу. Но 25 ноября у д. Миндишево (ныне территория Салаватского района Республики Башкортостан) Салават с четырьмя товарищами был схвачен отрядом Лесковского, посланным подполковником Н. Я. Аршеневским.

В музее представлена картина, на которой изображена поимка Салавата Юлаева. Но, по словам экскурсовода, эта картины является исторически не верной.

Существенную роль в поимке Салавата сыграли мещерякские старшины братья Муксин и Зямгур Абдусалямовы. Салават увидев, что к нему приближается отряд людей в восточных одеяниях, принял их за своих и близко к себе подпустил.

Но, это оказались Муксин и Зямгур Абдусалямовы со своим отрядом. Они схватили Салавата и сдали солдатам. За поимку Салавата братья получили обещанное очень большое денежное вознаграждение, по именной сабле, по отрезу алого сукна. Через 20 лет им были пожалованы офицерские чины.

Через несколько часов Салавата доставили в деревню Калмакларово, куда для допроса прибыл из деревни Шарипкино подполковник Н. Я. Аршеневский и в походной канцелярии был проведен первый допрос Салавата. Сразу после этого Салавата под усиленным конвоем отправили в Уфу к генералу Ф. Ю. Фрейману.

Царские власти расценивали поимку Салавата как очень большой успех. В донесении Екатерине II о нем и Юлае докладывали как о самых главных предводителях башкирского народа. Поручику Лесковскому был присвоен чин капитана.

Более семи месяцев (7 месяцев и 20 дней) шло следствие. Салавата и Юлая, закованных в ручные и ножные кандалы, под усиленной охраной возили в Казань, Москву, Оренбург, снова в Уфу. Допросы, пытки, очные ставки.

На одном из стендов представлен документ «Определение Тайной экспедиции Сената о производстве дополнительного расследования по делу о Салавате Юлаеве и Юлае Азналине в Оренбургской губернии» от 16 марта 1775 года.

На нем сама царица Екатерина II поставила свою резолюцию «Быть посему». Выше есть еще один царский указ, согласно которому башкиры должны были заплатить штраф: 4000 лошадей, в независимости от того, участвовали они в восстании или нет.

В музее помимо диорам и фигур в обмундировании, можно увидеть и макеты: Белорецкого металлургического завода и Уфимского кремля. На первом макете видно, в каких бараках жили рабочие люди при заводе. Макет находится в самом начале экспозиции и объясняет одну из причин восстания — тяжелые условия жизни и труда рабочего люда. А на втором, как выглядела Уфа в 18 веке. Деревянные постройки кремля сгорели в 19 веке. Церковь, построенная в 16 веке, простояла 4 столетия и была взорвана в 1956 году.

6
«Я не умер, башкиры»

В подвале этой Троицкой церкви была тюрьма, в которой содержали пугачевцев. Из этой тюрьмы Салават попытался передать письмо на свободу. Его тоже можно увидеть в витрине. Но оно было перехвачено и не дошло до адресата. В этом письме Салават Юлаев просит своих родственников побеспокоиться о его женах и детях. Он пишет, что одну его жену с сыном забрал уфимский воевода Мясоедов, другого сына забрал генерал Фрейман, который стоял на постое в Уфе. Дальнейшая судьба жен и детей Салавата Юлаева неизвестна.

Тяжелейшие испытания надо было выдержать отцу и сыну. Здесь же в Уфе Салавату и Юлаю зачитывают приговор. Здесь есть копия приговора. По 175 ударов кнутом Салавату и Юлаю Азналину. В последних местах проведения казни Салавату — около Ельдяцкой крепости, Юлаю Азналину — в деревне Орловка вырвали ноздри и поставили указные знаки при помощи орудий холодного клеймения. Буквы «З» — злодей, «Б» — бунтовщик, «И» — изменник.

1
«Я не умер, башкиры»

Перед отправкой на каторгу, власти решили проверить, как исполнил приговор палач Мартын Суслов. Им показалось, что Суслов пожалел отца и сына. У Юлая нечетко проступали знаки, ноздри уже у обоих к этому времени заросли. Юлаю сделали повторное клеймение, обоим подчистили ноздри, Суслова наказали. И только после этого Салавата и его отца отправили на каторгу.

На следующий день в ручных и ножных кандалах отца и сына отправляют на вечную каторгу в Балтийский порт Рогервик. Теперь это город Палдиски Эстонской Республики. В Эстонию Салават с отцом были доставлены 29 ноября 1775 года.

Почему была выбрана именно эта далекая страна? Екатерина II считала, что это далеко от тех мест, где шла Крестьянская война и народ не сможет освободить их. Другой язык, другая вера — народ не сможет общаться с ними. Холодный морской климат, холодный пронизывающий морской ветер, считала она, подорвет их здоровье. И для стройки порта была нужна дешевая рабочая сила.

Все каторжники строили Балтийский порт.

Пробыл батыр на каторге 25 лет. Умер 26 сентября 1800 года в возрасте 46 лет. В конце 1975 года в Государственном историческом Архиве Эстонии архиве города Тарту был найден рапорт майора Дитмара о смерти Салавата Юлаева. Здесь написано: «Сего месяца 26-го числа помре каторжный невольник Салават Елаев, о чем сим донесть честь имею».

Причина смерти не указана, поэтому неизвестно, отчего умер Салават. И неизвестно, где находится его могила. Каторжан хоронили как попало, и надгробных памятников над ними не ставили.

Последнее стихотворение Салавата Юлаева называется «Я не умер, башкиры». Нам его экскурсовод прочитала полностью. Действительно Салават живет в памяти народа.

3
«Я не умер, башкиры»

Музей расположен по адресу: Республика Башкортостан, село Малояз, улица Советская, 61a,

Режим работы: вторник-суббота с 11 до 18 часов. Воскресенье-понедельник — выходной.

Посещение музея можно совместить с посещением природных достопримечательностей Салаватского района: Идрисовской пещеры, Лимоновского гребня и источника Кургазак.

Цикл материалов "Южный Урал и Башкирия"

  1. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  2. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  3. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  4. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  6. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  7. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  8. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"
  15. Люди слюдяной горы
  16. Наш ответ Чемберлену или День семьи, любви и верности на Аракульском шихане
  17. Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками
  18. Чаокофе
  19. Известная
  20. Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль
  21. На родину Салавата Юлаева
  22. «Я не умер, башкиры»

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.

Комментарии

Музей Салавата Юлаева

Советская ул., 61a, Малояз, Респ. Башкортостан, 452490 Подробнее об объекте