В этой публикации я хочу рассказать о нашем недавнем посещении Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. В первый раз мы здесь побывали в августе 2010 года, а 23 марта 2024 года освежили в памяти полученные тогда впечатления.
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь, находящийся ныне в селе Махра Владимирской области, был основан в 1353 году выходцем из Киево-Печерской обители преподобным Стефаном.
За прошедшие после этого 670 лет у обители были и расцветы, и разорения. Последнее разорение началось в 1922 году после закрытия монастыря советской властью. В его стенах в разное время размещались: сельскохозяйственная школа, Александровский уездный исполком, Карабановская ткацкая фабрика, детский дом, пионерский лагерь, больница, склады. Древние монастырские колокола отправились в Госпромцветметалл. Монастырь варварски перестраивался, ветшал и разрушался. И не верилось, что он может быть возрождён. Но это случилось. Начиная с 1993 года, здесь началось возрождение иноческой жизни. К настоящему времени монастырь восстановлен практически полностью. Современный его вид показан на фотографии, размещенной возле одной из монастырской стен:
1
Основанный в качестве мужского, в новейшее время монастырь стал женским. Этому есть простое объяснение: в 1990-е годы, когда монастыри десятками возвращались Русской Православной Церкви, иногда было проще обустроить женскую обитель, поскольку монахинь, послушниц, инокинь обычно было больше, чем монахов.
С 1995 года монастырь восстанавливался усердием и трудами Эраста Николаевича Поздышева, который в то время был Президентом концерна «Росэнергоатом». В 1996 — 1997 годах по сохранившимся чертежам 1905 года на старых фундаментах был заново воссоздан храм преподобного Стефана Махрищского. 25 ноября 1997 года храм был освящён Святейшим Патриархом Алексием II.
1
1
Святейший Патриарх также возвёл в сан игуменьи настоятельницу монастыря монахиню Елисавету.
Второй раз Святейший Патриарх Алексий II посетил обитель в 2005 году. А за год до этого по Указу Святейшего Патриарха монастырь получил статус ставропигиального и перешёл под непосредственное управление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С этих дней обитель находится под постоянным попечительством и заботой Первосвятителя Русской Православной Церкви.
Возрождение монастыря — дело многих людей, помогающих обители своим усердием, трудом, пожертвованиями и участием в молитвенной жизни. Для обители дорого имя Эраста Николаевича Поздышева, который начал восстановление монастыря из руин в 1995 году. За 10 лет, кроме храма преподобного Стефана, были восстановлены храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла (освящён 30 декабря 1993 года), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (восстановлен в 1998 году), трапезная (отремонтирована в 1998 году), первые жилые корпуса, а также основан детский приют «Ковчег» для девочек-сирот (2002 год). Рядом с Петропавловским храмом была выстроена деревянная звонница с первыми колоколами. Арка святых врат в храме во имя Сергия Радонежского была расписана иконописцами мастерской «Киноварь» по проекту и под руководством Александра Александровича Лавданского. Эти же художники осуществили росписи интерьеров храмов и трапезной.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кроме перечисленных выше, в Стефано-Махрищском монастыре к настоящему времени восстановлены архимандритский корпус (сдан в 2005 году), монастырская архипастырская гостиница (восстановлена в 1998 году), странноприимный корпус (заново отстроен в 1996 году), южный келейный корпус, гостиница для VIP-гостей (2000-е годы).
Большую роль в возрождении монастыря сыграл архитектор-реставратор Сергей Васильевич Демидов. Все восстановительные работы с первого дня проходили под его руководством.
1
1
1
1
Вслед за Эрастом Николаевичем Поздышевым преемственность в трудах по возрождению монастыря продолжили Виталий Иванович Даниленко и Елена Михайловна Даниленко, к сожалению, скончавшаяся 23 сентября 2016 года. С 2003 года их усердием и благотворительностью были восстановлены жилые корпуса, создан на высоком техническом уровне с применением новейших технологий комплекс подсобного хозяйства, оборудована газовая котельная и инженерные сооружения. В 2006 — 2009 годах на пожертвования В. И. Даниленко был возведён, полностью благоукрашен и в 2009 — 2017 годах расписан храм в честь Пресвятой Троицы, ставший главным в обители. Троицкий храм был освящён 15 августа 2010 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Этот приходской храм находился за пределами монастырских стен и до 1917 года был освящён во имя Сергия Радонежского. На территории монастыря существовал первоначально построенный Троицкий храм с колокольней, стоявший рядом со Стефановским храмом, который был разрушен в годы советской власти. При возрождении монастыря было принято решение его не восстанавливать, а в честь Святой Живоначальной Троицы переосвятить возрождённый бывший Сергиевский храм.
1
1
После включения Троицкого храма в состав Стефано-Махрищского монастыря монастырская территория была дополнительно огорожена и в ограде возле Троицкого храма были устроены новые Святые врата.
1
В одной из башен в 2013 году была устроена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
1
Вернусь теперь к истории Стефано-Махрищского монастыря и к сведениям об его основателе — преподобном Стефане Махрищском.
О детстве и юности будущего подвижника известно немногое. Он родился в самом начале XIV века неподалёку от Киево-Печерского монастыря, куда и отдали его благочестивые родители «учиться чтению и письму Божественных книг». Позже он принял монашеский постриг, выбрав имя, видимо, в честь первомученика архидиакона Стефана.
Ранние годы рождения и жизни преподобного Стефана в возрождённом Махрищском монастыре сейчас представлены фрагментами росписи арки надвратной Сергиевской церкви. Росписи осуществлены в 2007 году художниками московской мастерской «Киноварь» под руководством Александра Александровича Лавданского.
1
1
Вероятно, что в Киево-Печерском монастыре преподобный подвизался довольно долго, так как в южнорусских областях он был известен как опытный подвижник. К моменту общецерковного прославления преподобный Стефан Махрищский почитался в Киеве, Вильно и Почаеве не меньше, чем в Московской земле. Но он был вынужден уйти из Киева, когда город захватило Литовское княжество и стало принуждать православных христиан обратиться в католическую веру. Монах Киево-Печерской обители Стефан, покинув её, пришёл из Киева сначала в Москву, где получил от правившего тогда в Москве и во Владимире великого князя Иоанна II Иоанновича Красного (Кроткого) разрешение поселиться в одном из пустынных уголков.
Стефан ушёл на границу Московского и Владимирского княжеств и в лесной глуши, у слияния рек Молокчи и Махрищи, водрузил крест, соорудил простенькую келью для уединённой молитвы и принялся возделывать землю. Но долгим его уединение не было. Из окрестных поселений стал стекаться к отшельнику православный люд за духовным советом и благословением. Нашлись и такие, кто пожелал покинуть мир и разделить с подвижником лесную затворническую жизнь. Так начиналась история многих русских православных монастырей, и Стефано-Махрищский монастырь тоже были из числа таковых.
Вскоре рядом с кельями на берегу Махрищи выросла церковь. Примерно в 1358 году её освятил во имя Святой Живоначальной Троицы и благословил грамотой святитель Алексий Московский. При церкви он учредил иноческую обитель, а игуменом собранной братии поставил отца Стефана. От великого князя Иоанна Кроткого монастырь получил дарственную грамоту на пользование землёй и значительные пожертвования на строительные нужды.
Сейчас в возрождённом Махрищском монастыре это представлено фрагментом росписи арки Сергиевских врат.
1
Большой отрадой и утешением для преподобного Стефана Махрищского было общение с преподобным Сергием Радонежским, игуменом Маковецкого монастыря, также освящённого во имя Живоначальной Троицы. В тропаре преподобный Стефан назван собеседником преподобного Сергия.
Две Свято-Троицких обители выросли практически одновременно на расстоянии 35 километров друг от друга. Два игумена приходили друг к другу пешком, вели добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях.
Однажды преподобный Сергий пробыл в Махре несколько дней. Я уже рассказывал в ранее сделанных публикациях об этой истории. Вкратце повторю её и здесь.
Из Москвы к Сергию вернулся его старший брат Стефан, с которым они вдвоём положили начало Сергиевой обители. Стефан принялся отстаивать своё старшинство и первенство, соблазняя этим братию, недовольную введённым Сергием строгим общежительным уставом. Преподобный Сергий не стал ссориться с братом и с братией и смиренно покинул основанный им монастырь. Проведя ночь в пустынном лесном месте, где по преданию от его молитв образовался источник, названный затем Гремячим ключом, Сергий пришёл на следующий день в Свято-Троицкий Махрищский монастырь.
Встречая его, игумен Стефан благословил ударить в било и со всей братией вышел из стен обители. Оба подвижника, поклонившись взаимно до земли, просили друг у друга благословения. Каждый по великому смирению не желал благословлять первым, так как это свидетельствовало бы о превосходстве. Едва умолили Сергия сделать это первым, и он благословил Стефана и братию. Затем святые вошли в церковь, вместе совершили молебное пение, после чего долго беседовали о спасении души. В духовном общении они провели несколько дней.
В возрождённом Махрищском монастыре эта встреча преподобных Стефана Махрищского и Сергия Радонежского представлена фрагментом росписи арки Сергиевских врат.
1
Пробыв несколько дней у преподобного Стефана, Сергий Радонежский упросил того дать ему провожатого инока, хорошо знавшего окрестные места, и ушёл из Махрищского монастыря на поиски места для основания новой обители, что и сделал на высоком берегу реки Киржач, основав там Благовещенский Киржачский монастырь. Стефан провожал Сергия на протяжении трёх вёрст до источника, возле которого позднее воздвигли часовню.
За 10 — 15 лет Махрищская обитель укрепилась на Владимирской земле и прославилась своим строгим, благолепным уставом. Конечно, были в жизни монастыря и спады. Было время, когда игумен Стефан был вынужденно покинуть махрищскую землю на несколько лет, сумев построить в этот период близ Вологды Троицкий Авнежский монастырь. Но митрополит Московский Алексий благословил его вернуться в родные стены. Люди вновь потянулись в ослабшую было обитель. И так продолжалось до самой кончины преподобного Стефана, случившейся 14 июля 1406 года.
1
Предчувствуя кончину, в возрасте девяноста лет игумен Стефан передал управление монастырём иноку Илие, облёкся в великую схиму и предал дух Господу. Но под водительством старца Илии мирное жизнеустроение обители продолжалось лишь недолгие два года.
Один из правителей Золотой Орды Идегей (Едигей) собрал в 1408 году значительный силы — «едигееву рать» — и двинулся на Москву. Осада Москвы успехом не увенчалась, но там, где побывало татарское войско, остались разорённые селения и пустоши. Махрищский монастырь тоже превратился в пепелище. Несколько иноков не могли дальше сохранять общежительный устав и жили порознь, сходясь лишь на богослужения. В довершение всего случилась повальная болезнь — «великий мор». Вокруг еле дышали полувыжженые, полувымершие, голодные поселения…
Лишь в период игуменства Феогноста (с 1425 по 1462 год) Свято-Троицкий Махрищский монастырь стал постепенно возрождаться. В это время он расстраивается и становится настоящим волостным феодалом в составе Великой слободы (сегодня это окрестности города Александрова). Однако экономическое возрождение не гарантировало духовной ревности. Отец Феогност и последующие настоятели Авраамий и Мисаил не соблюдали во всей строгости устав, введённый основателем монастыря преподобным Стефаном.
По-настоящему обитель начала расцветать в 1525 году, когда управлять ею назначили старца Иону. В первые же годы его игуменства в монастыре случилось чудо. Столетнему старцу Герману ночью было видение, когда яркий огонь на могиле преподобного Стефана озарил светом всю обитель. Игумен Иона, а затем и игумен Троице-Сергиева монастыря Арсений совершили богослужения об упокоении преподобного Стефана. К тому времени чудесные исцеления от мощей Стефана происходили уже неоднократно. Над местом его погребения монахи установили гробницу с пеленой, а также восстановили ежегодную память в день его кончины.
Мудрое управление старца Ионы длилось 32 года и пришлось на время царствования государя Иоанна Васильевича Грозного. Именно тогда, согласно записям в монастырской Вкладной книге, монастырю были пожалованы многие земельные вотчины. В обители появились новые колокола на колокольне, часы с самобоем.
Следующему игумену, отцу Варлааму, также удалось сделать немало и для родной обители, и для приписанной к ней Авнежской пустыни, где практически заново выстроили Троицкий и Благовещенский храмы, трапезную и келии. Прадедом игумена Варлаама был инок Серапион, который жил в Махрищском монастыре чуть ли ни с самого его основания и почил лишь в глубокой старости. Он много рассказывал правнуку о преподобных Сергии и Стефане и даже сумел записать своё повествование о Стефане на хартиях в виде свитков.
В иконописной мастерской Стефано-Махрищского монастыря в 2006 году была написана икона святителя Варлаама Махрищского с житием, которая сейчас находится в храме преподобного Стефана Махрищского:
1
Отец Варлаам составил первое жизнеописание святого с приложением происходивших у его гроба чудес и преподнёс свой труд митрополиту Московскому Макарию. На одной из клейм показанной выше иконы изображено, как святитель Варлаам с игуменом Иоасофом трудятся о прославлении преподобных отцов Стефана, а также Григория и Кассиана, с которыми преподобный Стефан основал Троицкий Авнежский монастырь:
1
Вскоре царь Иоанн Васильевич Грозный пожертвовал средства на строительство в Махре каменного храма над мощами преподобного Стефана, оставленными в северном приделе под спудом. Этот придел освятили в 1558 году, в присутствии самого государя и царицы Анастасии. Позже Иоанн Грозный неоднократно посещал Махру, делая крупные денежные вклады и жалуя обители земли. Братии в монастыре в эти годы насчитывалось более 60 человек.
XVII век начался для всей России со Смуты: два Лжедмитрия, польские, а затем и шведские интервенты… Окрестные сёла и сам Махрищский монастырь были сожжены почти дотла.
На помощь пришла братия Троице-Сергиевой обители во главе с архимандритом Дионисием. В челобитной государю Михаилу Фёдоровичу троицкие иноки просили приписать к своим владениям разрушенный монастырь. Были сысканы утраченные жалованные грамоты на монастырские сёла и деревни, а посланные царём дозорщики произвели опись и межевание земель. Так Махрищский монастырь получил вторую жизнь, но потерял самостоятельность, и с этого времени он стал подчиняться архимандритам Троице-Сергиевой обители, которые и назначали в Махру настоятелей-строителей.
Во второй половине XVII века Махрищский монастырь стал крупным церковным землевладельцем. По писцовым книгам 1627 — 1629 годов за ним числилось «четыре сельца, восемь деревень, 44 пустоши, немало строевого леса и 760 душ крестьян». Кроме того, по указу 1765 года монастырю принадлежало право рыбной ловли на реках Молокче и Шерне на протяжении тридцати вёрст.
Когда в 1775 году наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Платон (Левшин) указом императрицы Екатерины II был поставлен на Московскую кафедру, подведомственная ему Махрищская обитель расцвела ещё более. Случалось, летом владыка проводил здесь не одну неделю — ходил в простеньком подряснике, разговаривал с крестьянами, помогал нуждающимся. Устроенные для него покои позднее стали монастырской гостиницей.
Митрополит Платон (Левшин) известен ещё тем, что недалеко от Троице-Сергиевой Лавры основал Спасо-Вифанский монастырь. Существует множество живописных портретов митрополита Московского и Коломенского Платона, наиболее ранним из которых является портрет, приписываемый кисти художника М. П. Платонова, написанный в начале XIX века, на котором он изображён вместе с учениками основанной им Вифанской семинарии.
1
А в 2012 году к 200-летию со дня кончины у входа в возрождённый Спасо-Вифанский монастырь был установлен памятник митрополиту Платону (Левшину):
1
В 1790-е годы Стефано-Махрищская обитель была обведена новой оградой с четырьмя башнями по углам, на восточных вратах выросла каменная церковь преподобного Сергия Радонежского, а на северных — церковь святых апостолов Петра и Павла. Обветшавший Троицкий собор разобрали и на его месте выстроили новый.
Но внутренняя, духовная жизнь Махры в этот период времени была неровной. К 1787 году братия сократилась до нескольких человек. Управляющий монастырём с 1787 по 1800 год иеромонах Астион сумел вернуть обитель на прежнюю высоту. Посетивший её в 1789 году митрополит Платон остался весьма доволен тем, что «братия в послушании трудится, пруд сами чистят, общую трапезу имеют, странноприимствуют, мельницу устроили, службу церковную производят тщательно, по монастырскому обыкновению».
За следующие полвека, начиная с 1802 года, в Махре сменилось более десяти настоятелей. Все они были ревностными строителями, неукоснительно сохраняя устав церковного богослужения и старинное столповое (знаменное) пение.
В 1853 году настоятелем монастыря был назначен 67-летний игумен Антоний — некогда весьма деятельный, а теперь немолодой и болезненный человек. При нём обитель снова ослабла. Когда же от неё отделился Махрищский приход, сумевший построить каменный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, монахи буквально пошли по миру. Они зарабатывали кусок хлеба, совершая славление по окрестным фабричным селениям. Монастырь ждал нового настоятеля, который мог бы братию и окормить, и накормить.
Этим успешно занялся лаврский иеромонах Савва (Желтухин), поставленный в Махру в 1857 году. От некрепких в вере и поведении иноков, коих часто направляли сюда «на исправление», строгий настоятель решительно избавился. В церковь он вернул порядок и благочиние, а в жизнь монахов — дисциплину и послушание. Под его водительством братия вновь принялась пахать землю, обустроила скотный двор, завела превосходных коров и выездных лошадей. Там, где была непроходимая грязь, появились прекрасные цветники, на месте капустных огородов поднялись оранжереи, а простую телегу заменил крытый экипаж на рессорах. Так продолжалось почти четверть века.
Награждённый за усердные труды саном игумена, семидесятилетний отец Савва был вынужден оставить управление по причине стремительно развивавшейся слепоты. Но ещё десять лет, до самой кончины, старец жил на покое в полюбившейся ему обители. Игумен Савва был захоронен у стены Стефановского храма. Сейчас на этом месте установлен памятный крест.
1
С 1882 года Махрищским монастырём управлял иеромонах Амфилохий. Он выстроил кирпичный завод, каменную баню и торговую лавку, а также странноприимный дом в селе Талицы. В 1890 году при соборном храме Святой Троицы выросла стройная трёхъярусная колокольня. Игумен Амфилохий восстановил на свои средства в Махре здание сельской школы для неимущих крестьянских детей.
Наступил век двадцатый. В монастыре появилось водяное отопление в Троицкой церкви, приют для сирот и детей бедноты, церковно-приходская школа, богадельня для престарелой братии. Но всё это проживёт недолго. После революции возведённый заново стольким трудами Троицкий и Стефановский храмы взорвали и разобрали на строительную щебёнку для аэродрома под Киржачом. Последнего настоятеля Махрищского монастыря игумена Евгения, только что возведённого в сан (8 мая 1918 года) Святейшим Патриархом Тихоном, вскоре арестовали. Начался период безбожного гонения на церковь, ограбление и разорение монастыря. Об этом я уже написал в начале публикации.
В настоящее время жизнь в монастыре, можно сказать, полностью налажена. В нём проживают около 90 сестёр во главе с матерью игуменьей Елисаветой (Жегаловой). Она родилась в 1958 году, монашеская жизнь её началась в Пюхтицком монастыре, и эта духовная жизнь помогает матушке, поставленной старшей с первых дней возрождения обители, как в окормлении сестёр, так и в ведении хозяйства.
А хозяйство у обители немалое. Большой огород, картофельные поля, теплицы, птичник, коровник, сенокосные луга — и это только крестьянские заботы… В монастыре ежедневно функционируют хлебная и молочная лавки, в которых монахини продают произведённые ими продукты всем желающим. И это не только выпечка и молоко, но даже и сыры разных сортов, которые производят в монастыре. Очень вкусные, кстати, в чём мы лично убедились, посетив монастырские лавки.
Сёстры сами топят монастырскую котельную, пекут просфоры, трудятся в трапезной, в иконописной и художественной мастерских. В швейной и вышивальной мастерских изготавливают облачения, покровцы, аналойники, вышитые золотом пелены. В монастыре есть большая библиотека, больница и дети… В 2002 году здесь появились первые «ничейные» девочки, поселившиеся в монастырском приюте «Ковчег». Сейчас в приюте проживают 30 воспитанниц от двух до семнадцати лет.
Трудно поверить, в то, что ещё тридцать лет назад на этом месте царила разруха.
В заключение я хочу сказать, что у монастыря есть подворье в селе Талицы Пушкинского района Московской области. Подворье это возникло ещё в 1816 году, но в годы советской власти было, как и сам монастырь, уничтожено.
Восстановление началось в 1996 году и к настоящему времени на подворье в Талицах восстановлена полуразрушенная часовня в честь Стефана Махрищского, освящённая в 2002 году во имя новомучеников и исповедников Российских, в 2009 — 2013 годах сооружена новая церковь в честь Пресвятой Богородицы, построены жилые корпуса, расчищены и обустроены пещеры, вырытые в начале XIX века монахами Махрищского монастыря Антонием и Симеоном. В обновлённых пещерах сейчас обустроена подземная церковь в честь Димитрия Солунского.
1
1
1
Подворье в Талицах расположено недалеко от нашей деревни Подвязново, поэтому здесь мы бываем довольно часто. О наших посещениях подворья Стефано-Махрищского монастыря я ранее уже делал подробную публикацию на сайте «Туристер.ру». Её можно найти в моей ленте на сайте. В приведенном ниже списке моих публикаций она значится под номером 12.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"