Продолжим знакомиться с Лысьвенским краеведческим музеем. Третья экспозиция расположена в соседнем здании — доме владельцев завода графа П. П. Шувалова. Не могу не рассказать немного об одном из главных символов Лысьвы, который горожане называют «Шуваловский дом».
В 1902 году на пике затеянной реконструкции заводов внезапно скончался владелец Лысьвенского горного округа граф Павел Петрович Шувалов. Модернизация в связи с его смертью не прекратилась, созданием новых производств продолжил заниматься главный инженер Ф. Ф. Фосс. В 1910 году он предложил известному петербургскому архитектору Льву Ильину заняться комплексной застройкой заводского поселка. Ильин взялся за работу. Известно, что им было спроектировано здание электростанции, Народного дома (в котором сейчас располагается музей), несколько производственных цехов. Здание дома владельцев предназначалось для квартиры управляющего горным округом и размещения приезжих специалистов. Строительство велось в 1912–13 годах. Поклонник итальянской архитектуры, Ильин создал нечто похожее — портик с колоннами, фронтон в духе римской архитектуры.
6
В годы революции и Гражданской войны обстановка в доме была разграблена. Долгие годы в здании размещался техникум. В 2008 году начались реставрационные работы после передачи Шуваловского дома музею. Как видите, пока даже фасад не закончен. Внутри здания сейчас размещена постоянная экспозиция «Секреты лысьвенской эмали».
В марте 1909 года в Лысьве заработала фабрика металлических изделий посудного характера, которая выпускала оцинкованную и луженую посуду и печатную жесть.
1
2
Следующим этапом в модернизации производства стал выпуск эмалированной посуды. Такая посуда в начале 20 века производилась в России только в Луганске. В 1913 году вошел в строй новый цех.
2
Установленные в нем три печи для обжига эмали производили в месяц 2000 пудов посуды.
2
2
С началом I Мировой войны завод полностью перешел на выпуск фугасных бомб, снарядов. Эмалированная посуда становится редкостью.
После революции и национализации завода началось восстановление цехов. В 1919 году колчаковцы, отступая, вывезли часть оборудования. Вместе с Белой армией на восток ушли многие специалисты, был утерян секретный состав шликера. Что это такое? Вначале готовят смесь эмалевой шихты. В нее входят кварцевый песок, борная кислота, сода, поташ, бура, мел. Компоненты дробят, перемешивают и плавят в печах. Потом охлаждают и измельчают в мельницах. Так получается эмалевый шликер. Его растворяют в воде и в виде суспензии наносят на металлическую поверхность. После первого слоя (грунтования) изделие сушат и обжигают. Затем остужают, наносят слой покровной эмали и снова на обжиг. Фактически, эмаль — это почти стекло по составу.
Работавший главным химиком еще при Шувалове и оставшийся в Лысьве после революции Е. В. Куклин изучил попавший в отходы бракованный шликер и восстановил секрет состава. С начала 1920-х годов завод вновь стал выпускать эмалированную посуду, пусть и неяркую, с простыми формами.
2
4
С 1927 года начинает работать мастерская по выпуску посуды с художественной росписью. Рисунки наносились вручную, а затем обжигались в печи.
1
2
3
3
Роспись стала и агитационным приемом. В мастерскую стали поступать заказы на посуду с портретами руководителей страны, выдающихся людей, значимых для СССР событий.
3
3
2
3
6
В 1929 году к 60-летию Надежды Крупской эмалировщицы выполнили два портрета — Надежды Константиновны и Владимира Ильича.
3
Лысьвенская эмаль считалась лучшей в стране.
С началом Великой Отечественной войны производство эмалированной посуды было сильно сокращено, яркую эмаль сменили лужено-крашеные солдатские котелки.
2
После окончания войны завод вновь перешел на выпуск мирной продукции. К 1947 году в цехе действовали уже 16 печей для обжига посуды. Процесс с ручного производства переходит на автоматизированный.
2
3
3
3
3
С 1959 года на заводе началось производство газовых плит.
5
К 1968 году их выпускали более 120 тысяч штук в год.
1
В 1970 году было налажено производство бытовых напольных электроплит, которые раньше в стране не выпускались.
1
В 1960-е годы заводчане вдвое увеличивают ассортимент. Если в 1950 году было 25 наименований эмалированной посуды, то в 1965 году это число достигло 50.
С 1974 года полностью прекращен выпуск посуды темных тонов. На конвейере только светлые расцветки с яркими рисунками и орнаментами. На стендах в музее в небольших баночках выставлены образцы этих добавок различных цветов.
1
3
Неискушенному человеку может показаться, что в процессе изготовления посуды, в принципе, нет ничего сложного. Чего такого? Конвейер, пресс, формовка. Посмотрите, сколько операций проходит лист железа, пока превратится в обычный чайник.
1
1
1
1
1
2
С момента образования завода рисунки на посуду наносились вручную. В 1950-е годы ручная роспись заменяется трафаретной. Интересный факт — для изготовления основы трафаретов использовались рентгеновские снимки. Ха, оказывается не только грампластинки были «на костях». В начале 1970-х представители Лысьвенского завода посетили фарфоровый завод в Дулево. Их интересовала технология нанесения рисунков с помощью деколей — переводных картинок. Технология оказалась удачной и на эмальпроизводстве.
6
2
В 1980 году Лысьвенский завод получил заказ на эмалированную посуду для награждения чемпионов XXII Олимпийских игр в Москве.
2
1
В выставочном зале установлен монитор и демонстрируется фильм о процессе производства эмалированной посуды.
Конечно, экспозиция в музее небольшая, но в полной мере знакомит посетителей с историей и секретами лысьвенской эмали. Современной посуды демонстрируется мало.
3
3
Вроде бы, на территории завода есть ведомственный музей, но не нашел информации о возможности посещения. Чтобы более полно познакомиться с современным ассортиментом, заехали в фирменный магазин неподалеку. Конечно, фотографировать в торговых центрах сложнее, чем в православных храмах — бдительное око продавца не спит. Выбор, скажу, огромный. От миниатюрных чашек — мисок до многолитровых кастрюль — баков. В память о поездке захотелось что-то приобрести, так честно скажу — завис надолго, выбирая кастрюлю для варки заготовок на зиму. Вот с кружкой проблем не возникло. Конечно, пермский звериный стиль.
4
4
4
Поездка в Лысьву с единственной целью — посетить краеведческий музей, была очень удачной и познавательной. Всем советую — будете в Лысьве, не проходите мимо!
Цикл материалов "И снова Пермский край! Весна 2024"