Ехал я на электричке из Калининска в Аткарск. Проезжая Лысые Горы, увидел вдали на холме старую церковь, она мелькнула и осталась позади, а я уехал дальше, решив вернуться при случае. Случай вскоре представился и я сошел на дальней станции, правда травы по пояс не было, маленькая, но удаленькая станция.
Отправился на поиски храма, прикинув примерное направление. Сельские улочки привели меня к искомой церкви,
которая возвышалась на холме над населенным пунктом.
1
Правда от храма остались одни развалины,
2
но предки умели строить качественно и двести с лишним лет на крепости стен не отразились.
1
Небольшое лирическое отступление. Когда начинаешь погружаться в хитросплетение истории, то убеждаешься — чем дальше в лес в историческое прошлое, тем больше дров и толще партизаны непонятного и нестыковок.
Построена церковь была в селе Старая Бахметьевка владельцами села из рода Бахметевых.
Род русского столбового дворянства Бахметьевых был разветвленным, своими предками они считали Аслама (Ослама) Бахмета, прибывшего якобы в Москву в 1469 году вместе с своими родственниками — «царевичами Касимом и Ягуном Бахметами» и принявшего крещение с именем Иеремии. Был у них и свой герб.
(Из Интернета)
Рассмотрим кусочек генеалогического дерева строителей нашей церкви, основанное в основном на «Российской родословной книге» Долгорукова. Наиболее известен, пожалуй, русский композитор и скрипач, а по совместительству саратовский помещик Николай Иванович Бахметев (иногда Бахметьев; 1807–1891).
(Из Интернета)
Родителями его были: Бахметев Иван Николаевич (1767–1830), гвардии капитан и Мачеварианова Александра Сергеевна.
Дедушка и бабушка — Бахметев Николай Иванович (1750 года рождения), гвардии капитан, нижегородский предводитель и Милославская Софья Львовна (1735–1777). Для простоты — пусть он будет Николай Иванович-старший, а композитор Николай Иванович — младший.
Прадедушка и прабабушка — Бахметев Иван Иванович (1683–1760), генерал -поручик, обер-прокурор Сената (1740) и графиня Толстая Анна Андреевна, во 2 браке- Ржевская.
Любви все возрасты покорны, приходит мысль при взгляде на эту табличку. Иван Николаевич (композитор) родился, когда его отцу было 17 лет, а матери — 32. А вот его отец родился, когда дедушке было 67 лет. Закрадывается подозрение, что у отца нашего героя неправильно указана дата рождения и из-за этого такие перекосы, но что имеем из обрывков истории, то и считаем истинным.
Так вот, если в одних современных источниках отец нашего героя указан правильно, то в других его отцом называют прадедушку Ивана Ивановича.
Непонятное творится и с местом его рождения. Кто-то считает, что Николай Иванович Бахметев родился в 1807 году в Старой Бахметьевке, а кто-то считает, то его мать поехала на сносях в Пензу и там родила сына, а затем вернулась с ним в родовое гнездо.
Да и сама Старая Бахметьевка образовалась путём слияния двух деревень: Наумовка-Рельня, названного по фамилии хозяина капитана Ивана Ивановича Наумова, и Бахметевка-Рельня, которой в 1745 году владел бригадир Иван Михайлович Бахметев, один из многочисленных Бахметевых, но как его усадьба попала к другим из этого дворянского рода — я так и не понял, да и особо разбираться нет желания.
Деревянная церковь была построена в период с 1765 по 1770 год, а в период с 1791 по 1797 год на её месте появился каменный храм. Престолов в церкви было обустроено два: главный престол во имя Рождества Иоанна Предтечи и придел во имя святителя Николая Чудотворца.
В годы советской власти в помещении церкви располагалась сначала контора МТС, а затем зернохранилище колхоза «Родина». Колокольня была сломана, окна заделаны, часть этих замурованных окон можно увидеть до сих пор. Есть проёмы окон, наполовину заделанные, наполовину разломанные.
Но всё же сейчас большая часть стен зияет беззубыми проёмами дверей и пустыми глазницами окон.
1
Само собой подразумевается, что здесь ходят все кто захочет, включая степной ветер.
2
Не обходится без любителей автографов, правда что-то бледновато их творчество выглядит.
Удивительно, но видны замытые
1
и затертые фрески,
2
правда трудно понять, что на них было. Но это как раз не удивительно, столько лет разрухи.
Хотя видны какие-то деревянные детали,
да и металл не весь выдран из стен любителями сбора металлолома.
На внешних стенах видны треугольные следы
от того, что устанавливались крыши.
1
Когда смотришь с холма от храма вниз, то трудно представить, что когда-то на месте обычных сельских домов был пруд.
Домовитые хозяйки с мостков набирали воду и стирали бельё. Дома есть, а вот пруд исчез, видимо был засыпан.
Вокруг каждого старинного строения складываются легенды и окутывают флёром таинственности, словно пряча и дразня нас. Утверждают, что вокруг храма существовала ограда, на каждом столбе которой красовался стеклянный разноцветный шар. Может этот след, окружающий развалины церкви, является остатком той ограды?
2
Нет следов от якобы существовавшего вокруг храма сада с акацией и сиренью, через который можно было пройти в барский дом. Да и где этот дом был, вокруг одна степная трава, колышущаяся под ветром, и уходящие вдаль дома.
Николай Иванович — младший воспитывался в имении до 12 лет, а когда у него обнаружились музыкальные способности — его отдали в московский частный пансион домашнего характера для детей из родовитых и состоятельных семей Ивана (Иоганна-Фридриха) Ивановича Вейденгаммера (1787 -1838). Затем — военная служба с 1826 года, при этом начал писать музыкальные пьесы, в чём ему служба не мешала, а даже наоборот. После завершения Русско-персидской войны 1826–1828 годов Бахметев служил в Константинополе при русском после и организовал там симфонический оркестр, к котором играли дипломаты разных стран, а сам Николай выполнял функции капельмейстера. К сожалению, это не был первый симфонический оркестр в Турции, как утверждают некоторые источники. Императорский духовой оркестр (тур. Mızıka-ı Humayun) был утверждён в Турции в 1826 году распоряжением султана Махмуда II.
После отставки в 1842 году Бахметев отправился в родовое имение, где развлекался тем, что создал у себя оркестр и хор из крепостных крестьян, исполнявший под его руководством церковные песнопения, а также театр с актёрами разного амплуа. Хор и театр даже гастролировали в Саратове, а Николай Иванович выступал на концертах как солист-скрипач. В Саратове есть улица Бахметьевская, она названа в честь Николая Ивановича. На ней был дом, в котором он жил, исполняя обязанности Саратовского губернского предводителя дворянства с 10 января 1848 года по 25 декабря 1851 года.
Примечательный факт, предыдущим предводителем дворянства был Петр Иванович Бекетов (1790–1848), женатый на сестре Николая Ивановича — Евдокии Ивановне (ок.1810–1893). Кругом нужны свои люди в любые времена…
В 1861 году он был назначен директором Императорской певческой капеллы. На родину вернулся уже после смерти. Согласно воспоминаниям очевидцев, свинцовый гроб несли на руках от Аткарска. Возникают в этом некоторые сомнения, ведь от Аткарска до Лысых Гор по прямой — 116 километров. Но главное не в этом. Гроб похоронили в семейном склепе, который в советское время был засыпан и следов от которого сейчас не найти. Как не найден клад серебряных монет, который якобы спрятан где-то под церковью.
Казалось бы церковь обречена разрушаться дальше, ведь в селе уже есть новый красивый храм. Но появилась группа инициативных людей, которая начала бороться за восстановление храма. Известный архитектор и реставратор Андрей Сергеевич Тутунов сделал проект восстановления храма.
(Из Интернета)
Может быть пройдёт время и мы сможем лицезреть восстановленный храм вместо развалин, чудеса порой случаются.