Церковь евангелистов христиан «Исход» в Липецке.
Церковь евангелистов христиан «Исход» в Липецке.
Расположена по адресу: город Липецк, улица Индустриальная, дом 87.Раньше на месте храма стояла скромная палатка. Теперь у евангелистов христиан свой храм.
Несколько лет назад местный бандит расстрелял из автомата Калашникова вот этот крест на храме евангелистов христиан. Типа, что это тут за баптисты на нашей православной русской земле? Стрелять по храму, тем более по кресту (даже если это чужая вера) — это, мягко говоря, нехорошо. Видимо, Бог таки есть раз этого бандита уже нет в живых. Объединяет это течение 34 церкви и организации. Головная организация: «Союз церквей евангелистов христиан».
Богослужения совершаются по будням вечером и воскресениям в 10:00.Впервые я попал сюда на службу в пятницу вечером. Мяня пригласили просто посмотреть.
Во дворе у храма.
Ева́нгельские христиа́не — ряд протестантских конфессий получивших обобщенное название от стремления буквального исполнения Евангелия и в целом Библии, которая рассматривается как основной источник вероучения. Основные характерные черты евангельских протестантских церквей: акцент на личном духовном возрождении каждого верующего, миссионерская активность и строгая этическая позиция.Движение рассматривает спасение как свершившийся факт и считает, что оно возможно только через веру в искупительную жертву Христа.
Евангельские христиане верят, что спасение человека возможно только через его личную веру в Иисуса Христа. Они подчёркивают, что принадлежность к какой-либо религиозной организации или регулярное участие в её Таинствах не спасают в отсутствие личной веры человека.
Считается также, что никакие добрые дела, без веры во Христа, не обеспечивают спасение души. Это объясняется, например, следующими словами из Библии:
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.»
В некоторых конгрегациях подчёркивается, что вера без добрых дел не спасает, поскольку является «мёртвой».
Евангельские христиане верят, что рождение свыше является обязательным условием для обретения спасения. Под «рождением свыше» подразумевается особое духовное переживание при обращении к Богу, возрождение мёртвого духа человека. При рождении свыше человек переживает покаяние (раскаяние в прежнем греховном образе жизни) и радость от осознания, что его грехи прощены благодаря жертве Иисуса Христа. Рождение свыше сопровождается отказом от греховного образа в жизни в дальнейшем.
В русскоязычном дискурсе в эту группу в первую очередь относят такие конфессии, как пятидесятники и харизматы, меннониты, баптисты, а также Всероссийское содружество евангельских христиан (ВСЕХ), декларирующее свою преемственность от исторических евангельских христиан (прохановцев).
При этом исторические пионеры евангельского движения, неотъемлемая часть понятия «Evangelicalism» в международном понимании — моравская церковь, методисты, пресвитериане, а также лютеранский пиетизм и низкоцерковное англиканство — в русскоязычной среде представлены слабо, поэтому, говоря о евангельском христианстве, их редко имеют в виду.
Кроме того, следует иметь в виду, что на Западе конфессии, традиционно относимые русскоязычным дискурсом к этой группе, могут включать в себя как «евангелические», так и «либеральные» церкви и союзы, поэтому «евангелики» в западном понимании — это не совокупность деноминаций, а движение, представленное внутри различных деноминаций.
Помимо конфессионального деления, специалистами в структуре движения евангельского христианства усматриваются два основных направления: либеральное и консервативное. Крайним проявлением последнего является фундаментализм.
Большинство евангельских христиан, несмотря на явные разногласия в ряде вопросов (либерализм и консерватизм, арминианство и кальвинизм) считают другие евангельские конфессии родственными.
Основное богослужение (иначе их ещё называют «собраниями») в евангельских церквях проходит, как правило, по воскресеньям.
Распространены так называемые «домашние группы» — общение, совместное изучение Библии, молитвы и песнопения живущих в одном районе христиан в доме одного из верующих.
Как правило, богослужения состоят из одной или нескольких проповедей; пения псалмов и произнесения молитв между песнопениями (иногда также называемое как «Служение Прославления»); призыва к покаянию для тех, кто ещё не стал христианином; личных свидетельств; декламации духовных стихов.
Здесь нет специального священника.
Просто некоторые из прихожан по очереди подходят к микрофону и читают проповеди, Евангелие.
Поют псалмы под гитару!
Под музыкальное сопровождение других инструментов читают псалмы. Читают стихи, рассказывают о своей жизни и вере в Христа. Здесь свободно можно фотографировать. Атмосфера веротерпимости и доброжелательности. Хочешь — сиди, хочешь — крестись. Кстати, я обратил внимание что прихожане не осеняют себя крестным знамением (не крестятся).Когда я спросил почему, то мне объяснили что символ креста — это символ распятия (убийства).Вышел армянин к микрофону и пел псалмы на армянском, хотя говорит и на русском.
Я обратил внимание на отсутствие икон, росписей на стенах, скульптур, украшений. Минимум христианских символов. Всё очень просто, аскетично.
Даже план эвакуации имеется! Основными обрядами (или Таинствами — у евангельских христиан используются и то и другое понятия) являются Крещение и Вечеря Господя (иначе называемая Причастие или Хлебопреломление).
Я поднялся на второй этаж храма.
Вид со второго этажа.
На втром этаже стенд с фотографиями из жизни прихожан Липецка. Все они знают друг — друга, а их достаточно много приходят на воскресную службу, весь храм забит прихожанами.
При этом относятся друг к другу как одна дружная семья.
Дружат семьями, совместно выезжают на природу, помогают друг-другу. Почему у нас в РПЦ среди прихожан не так?
У нас помолились и разбежались по домам.
Например, мне рассказывали историю как евреи прихожане уезжая на ПМЖ в Израиль подарили свою трехкомнатную квартиру малоимущим единоверцам евангелистам христианам.
Евреи подарили квартиру!
Современное евангельское христианство получило стимул для своего развития в период Реформации.
Влияние на богословие евангелистов оказали идеи кальвинизма и анабаптизма.
Наиболее ранним проявление постреформационного евангельского христианства стало меннонитство, в дальнейшем возникает ряд течений: баптисты, методисты, пятидесятники, Армия спасения и ряд других.
Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизма), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации.
Евангельские христиане считают, что христианство первых веков было евангельским, поскольку основывалось на учении Христа. Однако, под влиянием человеческого Предания, Церковь отклонилась от евангельского пути, что повлекло за собой чудовищные ошибки прошлого (сращивание с государством, религиозные войны, инквизицию и т. п.).
Тем не менее, по их мнению, во все времена встречались люди и общины христиан, исповедовавшие схожее с ними учение, как строящееся непосредственно на Евангелии.
Ещё за столетие до европейской Реформации внутри официальной церковной организации или вне её возникали течения, которые некоторые евангельские христиане считают близкими себе по духу. В Европе — это вальденсы, последователи Уиклифа, лолларды, гуситы…
На Руси — стригольники, нестяжатели.
Впервые евангельские христиане появились в XVIII веке в Англии и Новой Англии. Считается, что первыми проповедниками этого движения стали уэльский методист Хауэлл Харрис и уэльский кальвинист Даниэль Роулэнд.
В этом же веке в Массачусетсе проповедовал Джонатан Эдвардс, повлиявший на развитие американского пиетизма в Северной Америке.
В 1735 году в евангельское движение перешёл методист Джордж Уайтфилдт, под влиянием которого в 1739 году в евангелики перешёл младший брат основателя методизма Джона Уесли Чарлз Уэсли.
Под их влиянием в английских колониях в Северной Америке произошло Великое пробуждение в сороковых годах XVIII века. Во время Великого пробуждения подчёркивалась чувство глубокого личного обращения и необходимость в спасении через Иисуса Христа. Великое пробуждение было направлено на среднего человека, которому предлагались новый стандарт нравственности и духовный самоанализ с отрицанием значимости обрядов.
В 1790 году в Северной Америке возникло так называемое Второе Великое пробуждение, которое привело к увеличению численности методистских и евангелистических общин.
В конце XIX века стало развиваться Движение святости, основанное на идеях Армения и отошедшее от идей методизма.
С 50-х годов XIX века до 20-х годов XX века большое влияние на развитие движения евангельских христиан оказывала так называемая Принстонская богословская школа, представителями которой были Арчибальд Александер и Бенджамин Варфелд.
В начале XX века в движении евангельских христиан начала XX века доминировали идеи фундаментализма, которые отвергали либеральное толкование Библии и подчёркивали непогрешимость Библии.
После Второй мировой войны возник раскол среди евангельских христиан на основе отношения к неверующей окружающей среде. Возник термин нео-евангелизм, который предложил Харольд Джон Оккенга в 1947 году, который стал основой идентификации некоторых групп евангельских христиан, которые отказались от фундаментализма и стали придерживаться идей диалога с миром и применения евангелия в социальных, политических и экономических областях.
Фундаменталисты в свою очередь отвергли идеи нео-евангелизма, став называть последователей Харольда Оккенги «нео-евангеликами».
Представителем нео-евангелизма стал Билли Грем, который впервые стал вести диалог с неевангельскими христианами, в частности с Католической церковью, которая считала евангелистов еретиками.
Послевоенный период характеризуется экуменическими усилиями со стороны евангельских христиан и основанием Всемирного Совета церквей, в котором первоначально евангельские христиане приняли самое активное участие.
Ещё я посетил утреннюю службу в воскресение. В отличие от службы по будням, воскресная служба идёт целых три часа и она более насыщенная.
И посетителей в воскресениям настолько много, что свободное место найти не так просто. Выступает гость из подобной церкви из братской Беларуси. Он и проповеди читал и под гитару пел. Песни хорошие — «Рулетка», «Пепелище»…Было очень интересно.
Проникновенно…
Выступали дети, взрослые проповедники.
И правильные вещи говорили. В общем, мне понравилось. Я отдохнул у них душой и хочу прийти сюда снова.
В заключение собирали деньги для детских домов и проповеднику из Беларуси на дорогу (и него пятеро детей). Тот дарил свои диски прихожанам.
Также мне понравилось у евангелистов аскетичность храма. Зачем тратить средства на украшение церкви если деньги можно направить на благотворительность, добрые дела? Не за это ли выступал Лютер и прочие реформаторы?
Будучи в Донском монастыре в Москве я увидел служителя РПЦ отъезжающего на крутом автомобиле из ворот обители: Донской монастырь
Увидев такую непозволительную роскошь у меня испортилось настроение и заходить в монастырь желание пропало. Тем не менее монастырь я посетил.
Прихожане евангелистской церкви приезжали на скромных авто, обходились без священнослужителя.
Есть русская пословица: «Я в Бога верую, но… без посредников».
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.