Есть в моём родном городе Липецке улица имени Смургиса. Мало кто из жителей города знает или желает знать кто был этот самый Смургис. И даже я, заядлый путешественник, до недавнего времени полагал что улица эта названа в честь какого-нибудь очередного латышского стрелка, погибшего недалеко от наших мест.
А ведь улица Смургиса расположена недалеко от моего дома. Стыдно не знать историю родного края!
Кем же был Смургис Евгений Павлович?
1
Это советский путешественник, океанский гребец.
С 1967 по 1993 год на трёх гребных лодках прошел за 710 ходовых дней сорок восемь тысяч километров. Стал первым человеком, прошедшим в одиночку Северный морской путь на вёслах.
1
Музей им. Смургиса располагается в городской школе, в библиотеке. Как только я узнал кто этот человек и об этом музее, то засобирался туда. И собирался я посетить этот музей несколько месяцев. Потому что мы стремимся по дальним странам, а всё что рядом откладываем на потом…
1
И вот наконец я здесь…
1
Е. П. Смургис родился в 1938 г. в Оренбурге.
В 1950 г. вместе с семьёй переехал в Липецк.
Его отец — Павел Фёдорович Смургис — лётчик-испытатель, полковник авиации, участник Великой Отечественной войны.
1
До 1967 г. Евгений Смургис работал учителем физкультуры в посёлке Тулпан Пермской области.
Поскольку этот населенный пункт стоял на берегу реки Колва, многие ученики в школу приплывали на гребневых лодках.
Но однажды (на дворе был 1965 год) Евгений увидел старушку, которая на лодке с козой и стогом сена бодро гребла против течения.
Эта картина Смургиса, что называется, добила. Ему самому захотелось во что бы то ни стало отправиться в путешествие на лодке.
Так и родился у него проект первого дальнего лодочного похода в Липецк.
К лету 1967 г. была построена лодка «МАХ- 4». Вместе с Валерием Лютиковым, он осуществил свою, казавшуюся безумной, идею.
12 августа 1967 г. , пройдя по Каме, Волге, Дону и Воронежу 4500 километров, лодка причалила к берегу центрального пляжа Липецка.
Это было первое из многочисленных плаваний Смургиса по рекам СССР.
За следующие два года он со своим напарником совершает путешествия из Липецка в Ригу и из Риги в Волгоград.
Далее — годичный перерыв, связанный со сменой рода деятельности и места жительства, и два новых похода: Волгоград — Гурьев и Гурьев — Волгоград.
Теперь в компании с Виктором Поповым.
В 1978 г. Евгений Смургис совершает переход на вёсельной лодке по маршруту Волгоград — устье реки Урал.
В дальнейшем его спутниками на разных этапах были земляки из Липецка Виктор Попов, Вячеслав Лыков и Николай Песляк.
Но, как и большинство своих вёсельных походов, и обычно самые трудные и опасные маршруты Евгений совершает в одиночку.
1
Постепенно география его водных походов переместилась дальше на северо-восток: Иртыш, Обь, Обская Губа, Енисей, Ангара, Байкал, Амур, Охотское и Японское моря.
Евгений Павлович отправляется в Сибирь, на Север и во Владивосток.
Маршруты становятся тяжелее, и самый сложные участки Евгений проходит один.
Маршрут:
Оренбург — Тобольск — мыс Каменный — Дудинка — Иркутск — Николаевск-на-Амуре — Владивосток.
В дальневосточных путешествиях принял участие известный путешественник Василий Галенко, ставший в дальнейшем координатором кругосветных проектов.
1
В одиночку впервые в мировой истории Евгений Смургис вышел в Карское море.
Войдя в устье Енисея, Евгений стал готовиться к грандиозному марафону против течения могучего Енисея и Ангары.
Вверх по Енисею нашелся спутник — Леонид Микула из Донецка, а в Иркутск по своенравной Ангаре снова пришлось грести в одиночестве.
1
Первый «МАХ-4» стала экспонатом Краеведческого музея им. В. К. Арсеньева во Владивостоке.
Следующую лодку Евгений построил на заводе «Пелла» для преодоления северных маршрутов.
На этой лодке он совершил водные путешествия из г. Онега в Москву и полярное плавание из Тикси в Диксон.
1
Часть маршрута он прошёл в одиночку, часть — со своим сыном Александром.
24 июня 1984 г. Евгений Смургис принял старт первой в мире кругосветной экспедиции на гребной лодке в порту Тикси.
Впервые маршрут гребной лодки был проложен в арктических морях, где навигация длится от силы месяц-полтора, да и то большей частью с помощью ледоколов.
И Евгений в одиночку совершил переход по арктическим морям из Тикси в порт Диксон, достигнув в районе мыса Челюскина параллели 77 градусов 45 минут северной широты.
1
Диплом Книги рекордов Гиннесса был достойной наградой Евгению, совершившему небывалый доселе подвиг.
После этого этапа кругосветки образовалась пауза — она понадобилась, чтобы построить новую лодку. Новую океанскую МАХ-4 построили в Петрозаводске в 1991 году и на попутном судне отправили в порт Диксон.
1
Из порта Диксон в 1992 г. уже на новой лодке вместе с сыном Александром Евгений Смургис совершил небывалый гребной марафон по Карскому и Баренцеву морям до Мурманска.
1
Наградой обоим — новый диплом Книги рекордов Гиннесса.
Вообще во время своих хождений по рекам Смургис сумел установить два мировых рекорда, которые не побиты до сих пор.
Так, он стал первым человеком в истории, сумевшим на гребной лодке выйти в Карское море. При этом он был в гордом одиночестве.
Второе достижение еще более впечатляющее — Евгений за 710 дней умудрился пройти на лодке 48 000 км!
Такое до сих пор не могут повторить даже те путешественники, которые гребут по океанам.
1
1
4 июня 1993 г. Е. П. Смургис вышел на лодке «МАХ-4» из Мурманска в Лондон, где через два месяца, миновав Баренцево, Норвежское и Северное моря, был встречен, как выдающийся путешественник.
Но путь в Лондон был опасным.
Старт из Мурманска — это эпопея сражения с КГБ (ФСБ).
Пограничные власти отказывались выпускать океанскую МАХ-4 в море на том основании, что лодка не является судном. Однако, оказалось, что наши хамоватые погранцы не знали Кодекса торгового мореплавания. В нем черным по белому: лодка для спортивного плавания является судном.
Сам капитан порта просветил стражей и выдал об этом справку.
1
А справку Смургис видимо заверял вот этой собственноручно изготовленной печатью.
4 июня 1993 года Евгений и Александр Смургисы под холодной пеленой дождя и при встречном ветре покинули Мурманск, намереваясь в один поход достичь Лондона.
Уже «растаял в далеком тумане Рыбачий», когда на наших гребцов обрушился встречный шторм, прибивший их лодку к устью пограничной реки Ворьемы.
Из дневника Смургиса:
Нас выносит к отмели правого берега пограничной реки. Подтягиваем лодку выше линии прибоя.
— Смотри, кричу Саше, вроде наши ребята.
— Ложись, суки, лицом в песок, руки в сторону…
Вот так нас встретили на границе. Унизительный допрос, шествие под дулами автоматов, изощренное хамство…
Документы же в порядке, но приказ «выдворять» любителей свободы — как гадкая месть за конфуз в Мурманске. До выхода в море мерзли у лодки с запретом разводить костер.
Во всей этой истории самое удивительное, что начальник заставы Коробенко ничему не удивился. Ведь он был удостоен чести встретить гребную лодку, которая впервые вышла на просторы Мирового океана за всю историю царской России, советской власти и новой России. Утром они продолжили рейс в Баренцевом, Норвежском и Северном морях.
31 августа 1994 г. лодка причалила в устье Темзы.
1
Здесь наших гребцов поджидали репортеры прессы и ТВ.
Небывалый переход: 4000 км за 88 суток, сродни трансатлантическому.
1
Смургис с сыном в Лондоне на встрече с английскими моряками.
Оставив в Лондоне сына Александра (тот вернулся в Липецк для женитьбы), Е. П. Смургис в одиночку продолжил кругосветное путешествие, направляясь к испанскому порту Кадис.
1
Дневник Е. П. Смургиса.
В ночь на 15 ноября 1993 г. в жестокий шторм в Бискайском заливе близ устья Гаронны у побережья Франции на трансатлантическом этапе кругосветной экспедиции Евгений Смургис погиб.
1
Место его гибели с давних веков имеет репутацию одного из самых опасных мест у побережья и в народе его называют «поглотитель людей».
1
Та самая Ла-Рошель (осада Ла-Рошели из «Трех мушкетеров»).
1
Лодку, выброшенную на берег близ города Ла-Тремблад, обнаружили без видимых повреждений.
Тело Евгения Смургиса вскоре было найдено и самолетом отправлено для похорон на родину в Липецк.
Из воспоминаний координатора экспедиции и друга Евгения Смургиса В. Галенко:
… Усилившийся ветер погнал с моря на берег мощную волну. На таблице приливов рукой Евгения подчеркнуто — «большая вода» в 5,35 метра в 16 часов 08 мин и «малая вода» в 22.58, с которой и должен был начаться попутный прилив. Поток прилива идет по мелководному проливу прямо на юг, а со стороны берега из обширнейшего эстуария Жиронды и Гаронны продолжает выливаться — вместе с речной — вода, накопленная там в прилив и запертая встречным ветром. Итак, две приливных струи сталкиваются с волной, образованной ветром. Можно представить, что происходит при этом на мелководье. Подчеркиваю, на мелководье, где любая приходящая сюда волна становится на дыбы, обрушивается и закручивается, встретившись с противотечением…
Памятуя об усталости Евгения — он греб от форта Боярд практически без перерыва — первые удары налетевшего шторма застали его в каюте. Он выскочил и…
Крутой пенящийся вал мог опрокинуть лодку, как это было у берегов Англии. Резкий удар в борт мог и просто выбросить гребца из лодки, а спастись без жилета да еще в сапогах среди толчеи двух-трехметровых волн невозможно, особенно если лодку уже следующим ударом унесло далеко. Останься гребец в каюте, он отделался бы легкими ушибами…
Эта последняя мысль не покидала меня и тогда, когда во дворе Морского музея я осматривал «МАХ-4» — целехонькую и невредимую, разве что краска немного поцарапана…»
1
Письма Е. П. Смургиса.
1
Его лоцманская карта реки Лены.
1
Цитаты из дневников отважного путешественника.
1
Евгений Смургис похоронен в нашем Липецке на Косыревском кладбище
1
В 1994 году года имя Смургиса присвоено новой улице в микрорайоне города Липецка.
В мае 2009 года открыта мемориальная доска на улице Смургиса в городе Липецк.
Сын путешественника Александр умер бездетным.
1
1
В Липецке существует туристический клуб имени Евгения Смургиса.
Некоторых из его членов я знаю лично.
1
1
Во французском Ла Трембладе его именем названы улица и набережная,
1
а лодка МАХ-4 стала вечным экспонатом в Морском музее.
1
В Ирландии — его имя на монументе памяти погибшим гребцам.
1
Фестиваль в честь Смургиса в Липецке.
В 2010 г. по случаю года Франция-Россия в Ла Трембладе состоялись памятные гребная и яхтенная гонки в память Евгения Смургиса.