Курский Кафедральный собор расположен на улице М. Горького, 27, когда-то называвшейся в честь преподобного Сергия Радонежского — Сергиевской.
Курский Кафедральный собор расположен на улице М. Горького, 27, когда-то называвшейся в честь преподобного Сергия Радонежского — Сергиевской.
Ранее на этом же месте существовала деревянная и одноэтажная церковь во имя Сергия игумена Радонежского, но во время пожара она полностью сгорела. Когда после пожара горожане стали расчищать пожарище, то в пепле обнаружили совершенно не поврежденную огнем Казанскую икону Божией Матери. Этот факт был признан за особенное чудесное действие промысла Божия, а потому новый, каменный храм было решено построить на том же самом месте.
Строительство нового храма по решению прихожан Курска был начато в 1752 г.оду. Средства были собраны среди прихожан, но самый существенный вклад внёс купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, имевший кирпичные заводы и бывший подрядчиком по постройкам каменных зданий и церквей.
После смерти мужа в 1762 году обязанности по подряду приняла на себя его жена Агафья Фаттеевна
Однажды Агафья, в 1761-м году, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым. Именно Прохор и стал в последствии преподобным Серафимом Саровским.
В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя преподобного Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением Серафима Саровского.
Строительство храма окончилось в 1778 г.оду. Нижний, будничный, отапливаемый храм во имя преподобного Сергия Радонежского был освящён в 1762 году, верхний, праздничный, но не отапливаемый храм был освящен в 1778 г.оду в честь Казанской иконы Божией Матери.
Предполагается, что проект собора выполнен одним из учеников Бартоломео Растрелли, но документов, подтверждающих эту версию нет. Собор, разделяющейся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров спятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола — четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляются золотые купола с крестом.
18-метровый позолоченный резной иконостас верхнего храма создан неизвестными крепостными мастерами — резчиками по дереву и что удивительно, он сохранился до наших дней.
Современник постройки храма курский прокурор С. Ларионов в «Описания Курского наместничества», изданного в 1786 году писал: «Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех».
14 июня 1787-го года импреатрица Екатерина II следовала через Курск из недавно завоеванного Крыма в Москву и посетила Сергиево-Казанский храм.
В 1833 году архиерейская кафедра была переносена из Белгорода в Курск и храм стал кафедральным собором.
Изначально, чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным открытым двухмаршевым чугунным лестницам с ограждением, которые начинались от входа в нижний храм.
В 1837 году по проекту городского архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир с шестью колоннами.
В 1859 году перестройке подверглись сильно обветшавшие ворота и каменная ограда собора.
В 1861 году Сергиево-Казанский собор посетил император Александр II. В сентябре 1902-го года к западу от города проводились крупномасштабные военные манёвры, для участия в которых в город прибыл импреатор Николай II. В свободное от учений время он также посетил Сергиево-Казанский собор.
С 1907 по 1911 годы под надзором императорского археологического общества и архитектора Федора Федоровича Горностаева проводился наружный ремонт собора.
В 1933-м году властями было принято решение уничтожить собор, однако усилиями курских художников П. К. Лихина и Г. А. Шуклина здание удалось сохранить
В 1934-м году собор был закрыт.
С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала областная картинная галерея, а на первом разместилась художественная студия. В сентябре 1941 г.ода туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.
Капитальный ремонт здания собора был завершён в сентябре 1956 года: в верхнем храме выполнен ремонт резного деревянного иконостаса с восстановлением его позолоты и реставрацией церковной живописи. В это же время храмы собора были переосвящены: верхний храм был освящён во имя Преподобного Сергия Радонежского, а нижний во имя Казанской иконы Божией Матери, т. е. ровно наоборот, чем было изначально.
К 15 январю 2010 года, ко дню памяти преподобного Серафима Саровского в нижнем храме собора был полностью обновлён иконостас придела Серафима Саровского.
Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле елизаветинского барокко с ребристыми куполами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков выглядит очень торжественно.
Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что также усиливает впечатление богатства и праздничности.
Толщина стен трапезной нижнего храма 1,8 метра, а верхнего — 1,4 метров; в главной части нижнего храма толщина стен составляет 2,3 метра, а во втором этаже — 1,75 метров. Большая толщина стен главной части обусловлена тем, что на них опирается третий этаж.
46-метровая колокольня имеет три яруса и располагается в западной части здания, с храмом она связана двухэтажной трапезной.
Внутреннее убранство нижнего и верхнего храмов роскошное. По одной из двух широких серых гранитных лестниц, расположенных с двух строн и сходящихся перед входом в храм
мы сначала поднялись в верхний храм освященный во имя Преподобного Сергия Радонежского.
Трапезную от главной части верхнего храма отделяют два столпа крестообразной формы.
Всё пространство основной части верхнего храма обильно заполнено солнечным светом, проникающим через 18 окон, расположенных в три света на северной и южной стенах. Освещение дополняют восемь оконных проемов купола и четыре оконных проёма фонаря.
Невероятно красивый восемнадцатиметровый позолоченный резной иконостас верхнего храма, созданный неизвестными крепостными мастерами — резчиками по дереву, является настоящим произведением искусства.
Можно долго любоваться фигурностью и выпуклостью резьбы из цельного дерева, безукоризненным соблюдением симметрии и деталей, цельностью резных колонн с тонкими перехватами, чудом сохранившейся до нашего времени позолотой. Изящные позолоченные переплетения иконостаса красочно освещаются через окна, устроенные в верхней части собора. Свешивающееся на цепях из-под купола сложное богатое ниспадающее позолоченное паникадило (центральная люстра) удачно дополняет иконостас.
Иконостас двумя карнизами разделён по горизонтали на три яруса, в которых размещаются 56 икон.
Перед иконостасом, гармонично сочетаясь в стилевом отношении, находятся два больших резных позолоченных киота, В правом киоте располагаются иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а в левом — Казанская икона Божией Матери и список с подлинника Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».
Алтарь верхнего храма размещается в пятигранном выступе, центральная грань которого является не плоской, а выгнутой кнаружи. В апсиде алтаря находится изображение Воскресения Иисуса Христа на подсвечиваемом стекле. Куполообразный свод алтаря венчает горельеф Новозаветной Троицы.
В Сергиево-Казанском соборе находится икона Сергия Радонежского с мощами святого и частица мощей преподобного Серафима Саровского. В верхнем храме также хранится рака с мощами более 40 святых,
Я раза три обошла все пространство верхнего храма, невозможно было оторваться от красоты, представшей перед глазами. Затем мы спустились в нижний храм.
Трапезная нижнего храма имеет невысокий полукруглый свод и глубоко вытянутые оконные проёмы.
Детали рам, медальонов и настенные лепные изображения исполнены в скромных, сдержанных тонах.
В правой части трапезной располагается небольшой придел во имя преподобного Серафима Саровского.
Трапезную от главной части нижнего храма отделяют два выступа боковых стен и два мощных столпа.
Территория у храма небольшая, но ухоженная и очень приятная.
Кафедральный собор Сергия Радонежского и Казанской иконы Божией Матери без преувеличения является жемчужиной курской архитектуры, выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины 18 века, духовным центром и оплотом Православия на курской земле на протяжении трех столетий.