История галереи берёт начало в 1903—1905 гг, когда курский губернатор Н. Н. Гордеев, при помощи меценатов, решил собрать коллекцию, дабы выставлять картины на обозрение публики.
После 1917 г. галерея пополнилась из дворянских усадеб Барятинских, Нелидовых, Шварцев, Ребиндеров. По множеству причин в 20-х возродить музей не удалось. Дабы картины не лежали в запасниках, значительная их часть отправились в Москву и Ленинград.
В 1935 г. около двухсот экспонатов художественного отдела краеведческого музея были выделены для создания Курской картинной галереи. Первая экспозиция галереи развернулась в стенах Сергиево-Казанского собора, архитектурного памятника XVIII века. Экспозиция состояла из произведений западноевропейской и русской живописи, а также картин курских художников.
C 1935 года она называлась Курская областная картинная галерея им. К. Иванова; в 1936–1941 годах, 1943–1969 годах — Курская областная картинная галерея; с 1969 года (после смерти А. А. Дейнеки 12 июня 1969 года) — Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.
При самостоятельном посещении стоимость билета на взрослого 60 рублей, школьникам, студентам и пенсионерам скидки. Перейдём же наконец к осмотру.
Думаю, не все знают, что у известного живописца Василия Поленова младшая сестра тоже была художницей.
Елеена Дмиитриевна Полеенова (1850–1898) — русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве.
Отдельные искусствоведы в этой картине видят нечто общее с работой И. И. Шишкина «Рожь».
2
(Поленова Елена Дмитриевна. Путник 1895)
Здесь можем видеть дореволюционную Москву. Кто был на Воробьёвых горах, наверняка узнает Троицкий храм.
2
(Петровичев Пётр Иванович. Вид Москвы с Воробьёвых гор 1915)
2
(Штембер Виктор Карлович. Портрет Н. С. Матвеева 1892)
Чувство жизни как театра на стыке XIX–XX веков российскому дворянству было характерно. Многие действительно жили под маской, театрально. По мнению специалистов, именно об этом хотел сказать художник. Цветок в руке символизирует женское начало.
1
(Зайцев Матвей Карлович. Портрет актрисы 1913)
1
(Нерадовский Пётр Иванович. Женский портрет)
2
(Куинджи Архип Иванович. Лесное болото 1898–1908)
Леониид О́сипович Пастернаак (1862–1945) — русский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации, отец писателя и поэта Бориса Пастернака и архитектора Александра Пастернака. С сигаретами за чашкой чая художник изобразил чайного магната и его пайщика (зятя).
2
(Леонид Осипович Пастернак. Портрет Д. В. Высоцкого и О. С. Цетлина. 1913)
Западноевропейская коллекция сложилась в первые годы работы галереи.
1
Содержит произведения мастеров Италии, Фландрии, Голландии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Англии и других европейских школ XVI—XIX вв.
2
(Неизвестный художник. Пирушка у корчмы. Вольная копия с картины Гиллиса ван Тильборха «Семейный праздник»)
Картины во все времена были товаром, художники старались подстроиться под покупателя. XVI—XIX вв. исключением из правил не являются.
2
(Мюлир Питер, прозв. Темпеста. Порт с кораблями)
2
(Палуданус Франс. Поклонение пастухов 1663)
Ян Викторс (1619 — 1676) — нидерландский художник золотого века. В налоговых документах начала XVIII в. фигурирует как ученик Рембрандта. Однако прямых сведений о его работе в рембрандтовской мастерской нет, хотя влияние Рембрандта на него очевидно.
После начавшейся Голландской войны (1672) был вынужден зарабатывать на жизнь другими занятиями, в том числе — утешителем больных в Ост-Индской компании. Отправился с ней в Ост-Индию, но, прибыв в Индонезию в начале 1676 года, вскоре умер.
1
(Викторс Ян, Благословение Иакова)
Жизнь не всегда распределяет славу справедливо. Одним творческим людям везёт, другим нет. В галерее можно долго простоять на лестнице между первым и вторым этажом. Здесь экспонируется потрясающая картина!
Художник Иван Иванович Творожников родился в 1848 году в семье завидовских крепостных крестьян в Московской губернии. Окончил Академию художеств с малой и большой серебряными медалями. Расписал иконостас для церкви в Астрахани и исполнил два портрета императора Александра II.
Портреты императору понравились. Он расписывал храм Христа Спасителя в Москве, Исаакиевский собор в Петербурге. В 80-х годах живописец вернулся в родную деревню Жуково.
«Перетряхнул, — вспоминает его биограф Н. Рогожин, — гнилую отцовскую избушку, шатер на огороде сделал да целыми летами и занимался в деревне рисованием».
Позже И. И. Творожникова пригласили на должность преподавателя натурального класса Академии художеств. Через несколько лет он стал профессором, а в 1906 году удостоен звания академика живописи.
3
(И. И. Творожников. Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости. 1884)
На втором этаже самый большой зал занимают работы А. А. Дейнеки. Напомню, после смерти художника, картинная галерея была названа его именем.
1
Алексаандр Алексаандрович Дейнеека (1899–1969) — советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог.
2
Народный художник СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964).
2
Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Образование получил в Харьковском художественном училище (1915–1917).
3
(А. А. Дейнека. Футболист 1933)
Молодость художника связана с революционными событиями. В 1918 работал фотографом в уголовном розыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых.
Большое значение в творческом становлении художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик художника ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924.
4
(А. А. Дейнека. Портрет архитектора Милешиной 1948–1949)
Участвовал в оформлении спектаклей «Баня» В. В. Маяковского (1930) в Государственном театре им. Вс. Мейерхольда, «День рождения» братьев Тур (1945) в Центральном театре Красной Армии (оба в Москве).
1 из 4
1
(Репродукции А. А. Дейнека для книг и журналов)
В период войны жил в Москве и выполнял политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совершил поездку на фронт под Юхнов. В это время создал напряженные и драматичные произведения.
2
(А. А. Дейнека. Душ. После боя 1937–1942)
Полемика о «графичности живописи» Дейнеки преследовала художника довольно долго. Со временем графичность не была признана элементом авторского стиля.
2
(А. А. Дейнека. Женский портрет 1920-е)
Работы художника находятся в собраниях Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др.
3
(А. А. Дейнека. Женский портрет 1944)
Из-за своей востребованностью картины А. А. Дайнеки часто становятся объектом фальсификаций.
2
(А. А. Дейнека. Портрет художника К. А. Валова 1933)
Работам художника, где он выступает в качестве оформителя журналов и книг, отведён отдельный зал.
2
(Оксана человек основательный, искусство изучает вдумчиво)
В музее есть раздел, посвящённый придворной моде. По большей части здесь неизвестные художники.
1
Первое упоминание о придворной моде на так называемое «русское платье» относятся к XVII веку. Выражение патриотической государственной идее посредством моды становится настоятельным в XIX столетии.
1 из 2
4
В 1834 г. «русское платье» стало единственно возможным нарядом при дворе. Император Николай I издал указ, регламентирующий покрой, цвет ткани и способ украшения парадных фрейлин.
Только в таких костюмах можно было присутствовать при дворе в официальных случаях. Придворный костюм в целом сохранился до 1917 года, меняясь лишь в деталях.
1
(Русский художник первой половины XIX века. Портрет императрицы Александры Фёдоровны в придворном костюме. По типу картины Ф. Крюгера)
Выставку продолжают работы зарубежных художников.
1
(Неизвестный художник XVII век. Встреча Марии с Елизаветой)
1
(Неизвестный художник. Европа. Мост Риальто)
2
(Карл Кауфман. Венеция 1890)
2
(Маркони Рокко. Христос и грешница)
2
(Вианело Чезаре. В лавке антиквара)
Экспозицию завершает отдел декоративно-прикладного и народного искусства.
1
Зал относительно небольшой, здесь работы народных мастеров, изделия русских и западноевропейских фарфоровых заводов XVIII–XIX веков, советский фарфор, художественные лаки, кружево, игрушку.
1
Предметы народного творчества Курской губернии — костюмы, вышивка, ткачество, игрушки.
1 из 2
1
В этом зале для любителей приколов и розыгрышей придуман особый трюк. Можно закрыть лицо маской и сфотографироваться возле картины, став её продолжением, как это сделала Оксана.
3
Невольно вспоминается Лермонтов:
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
Как бы там ни было с масками, музей замечательный! Будете в Курске, заглянуть советую.