Если задать вопрос о местах ссылки декабристов, думаю, назовут Иркутск, Тобольск, Читу. Курган, пожалуй, вспомнят только те, кто уже побывал в этом городе и знают, что здесь на поселении с 1830 по 1857 год находились 13 декабристов. В 1975 году в Кургане открыли Дом-музей декабристов, о нем и пойдет речь.
Музей размещается в доме, где с 1833 по 1837 год жил со своей семьей декабрист М. М. Нарышкин. Михаил Михайлович Нарышкин (1798–1863) — русский военный, полковник, родился в семье подполковника Михаила Петровича Нарышкина и его жены Варвары Алексеевны, дочери князя Алексея Никитича Волконского. Семья была не только знатной, но и богатой.
5
Полковник М. П. Нарышкин был членом Союза Благоденствия и Северного тайного общества. В 1825 году находился с Тарутинским полком в Москве, где готовил выступление офицеров в декабре 1825 года. В Москве 30 декабря 1825 года его арестовали и доставили в Санкт-Петербург.
По приговору М. М. Нарышкина осудили на каторжные работы сроком на 12 лет с лишением чинов и дворянства, затем срок сократили до 8 лет. В феврале 1827 года из Петропавловской крепости его отправили в Сибирь, сначала в Читинский острог, потом в Петровский Завод, где он пробыл до 1833 года. В ноябре 1832 года поступил указ, согласно которому М. М. Нарышкин вместе с женой, разделившей его участь, был отправлен на поселение в город Курган Тобольской губернии.
4
Михаил Михайлович Нарышкин был женат на бывшей фрейлине, графине Елизавете Петровне Коновницыной (1802–1867), которая последовала за ним в Сибирь. Их единственная дочь, родившаяся в 1825 году, прожила чуть больше двух месяцев. В 1830 году они в Чите взяли на воспитание приемного ребенка — семимесячную девочку Ульяну.
4
В марте 1833 года Нарышкины прибыли в Курган, где сначала сняли дом с усадьбой на берегу Тобола, а спустя два месяца Елизавета Петровна Нарышкина с разрешения царя Николая I приобрела этот дом на свое имя.
Дом, построенный в 1774 году, был перестроен и утеплен по проекту Нарышкиной, он состоял из семи жилых комнат с двумя прихожими. По письмам, которые писала Елизавета Петровна своим родственникам, воссозданы интерьеры гостиной, столовой, библиотеки и кабинеты хозяев дома. В экспозиции музея более 600 подлинных предметов дворянского быта XIX века.
Зал № 1 Столовая
8
Вся мебель в столовой подлинная, первой половины XIX века. Слева у окна — шкаф-горка, где на верхней полке стоит серебряная посуда XIX века, ниже — фарфор двух ведущих российских фабрик Кузнецова и Гарднера, на нижней полке — английский фарфор XIX века. В правом углу столовой стоит шкаф-буфет, где хранилась посуда, а в ящиках — столовое белье.
6
Центральное место в столовой занимает стол-сороконожка из красного дерева. Такой стол с круглой столешницей имеет раздвижную конструкцию, а ножки сужаются книзу и завершаются колесиками. Считается, что название стола возникло в связи с тем, что в раздвинутом виде за ним могло разместиться двадцать человек, соответственно, ног под столом оказывалось сорок.
3
Стены столовой были выкрашены в лиловый цвет по желанию хозяйки дома Елизаветы Нарышкиной. Освещала комнату керосиновая лампа светильник из бронзы и розового матового стекла. Но фотографировать в таком свете очень плохо.
Интерьер столовой украшала статуэтка.
6
Зал № 3 Гостиная
Гостиная («салон красивого желтого цвета», как пишет Елизавета Петровна в одном из своих писем) была самой большой и светлой комнатой дома. По пятницам здесь собирались декабристы — товарищи М. М. Нарышкина по несчастью, местная интеллигенция, купечество и городское начальство. Говорили об искусстве, литературе, политике, обменивались новостями.
Декабристы старались держаться друг друга, но постепенно в их круг общения вошло и местное население. Жители Кургана тянулись к декабристам, и это неудивительно. Декабристы — выходцы из дворянского сословия, люди высокообразованные, интересовавшиеся историей, политикой, литературой, философией, живописью, музыкой, медициной, агрономией, садоводством щедро делились своими знаниями с местными жителями.
5
Дом Михаила и Елизаветы Нарышкиных становится культурным центром маленького уездного городка. Здесь устраивались музыкальные вечера, не случайно в гостиной стоит пианино из красного дерева фирмы «Лихтенталь» начала XIX века. Душой этих вечеров была хозяйка дома. Именно в доме Нарышкиных впервые в Кургане прозвучала классическая музыка. По воспоминаниям декабристов, Елизавета Петровна очень хорошо пела под аккомпанемент своего мужа.
1 из 2
3
Здесь есть резной диван из красного дерева с позолотой (слева) и диван ореховый с полумягкой спинкой (справа),
6
игральный стол с подставкой в виде Атланта и цветочница с деревянными цепями, украшенная ножками-грифонами. Гостиную также украшают часы в виде напольной тумбы из красного дерева.
5
Тройная система освещения гостиной типична для того времени: большая верхняя люстра на 16 свечей, бронзовые бра и свечи в подсвечниках. Елизавета Петровна прекрасно рисовала, на стене — ее подлинные рисунки, написанные в Кургане в период ссылки. Эти рисунки — «Голова девушки» и «Голова Велизария» — первые экспонаты музея, приобретенные в Москве у потомков графов Коновницыных.
На стене напротив окна — портреты хозяев дома (я их показала выше) и декабристов, которые бывали гостями в этом доме. Эти портреты декабристов, их жен и детей писал декабрист Николай Александрович Бестужев в период пребывания в Читинском остроге и Петровском Заводе.
4
Слева — Петр Петрович Коновницын (1803–1830), брат Е. П. Нарышкиной, декабрист. Был вместе с братом Иваном членом Северного общества, однако деятельного участия не принимал. Был осужден, лишен чинов и дворянства, разжалован в солдаты и отправлен в Семипалатинский полк. Участвовал в Кавказской и русско-турецкой войнах. Умер в 1830 году от болезни, сведения разноречивы, упоминаются и туберкулез, и холера.
Справа — Иван Петрович Коновницын (1806–1867), младший брат Е. П. Нарышкиной. Член Северного общества декабристов. Принял непосредственное участие в событиях 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Был арестован, но прощен императором Николаем I и отправлен на Кавказ, где за ним был установлен тайный надзор. Участник Кавказской и русско-турецкой войн. В 1836 году уволен в отставку с предписанием жить под надзором в слободе Никитовка Ахтырского уезда Харьковской губернии, где было имение его матери. Через два года ему разрешили покидать имение. В 1854–1857 годах был гдовским уездным предводителем дворянства.
2
Слева — Александр Фёдорович Бриген (1792–1859), полковник лейб-гшвардии Измайловского полка. Участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813—1814 гг. Член Северного общества. Приговорен к двум годам каторжных работ и поселению в Сибири. В 1836 году переведен в Курган, где служил в Курганском окружном суде. Окончательно выбывает из Кургана в 1857 году. После амнистии выехал в Глуховский уезд Черниговской губернии, затем жил в Санкт-Петербурге.
Справа — Николай Иванович Лорер (1797–1873), майор Вятского пехотного полка. Участник Заграничных походов Русской армии 1813—1814 гг. Член Южного общества. Приговорен к 12 годам каторжных работ и поселению в Сибири. После пребывания в Читинском остроге и Петровском Заводе в 1833 году переведен в г. Курган. В 1837 году отправлен рядовым в Кавказский корпус. Уволен в отставку с чином прапорщика. Жил в Херсонской губернии, затем в Полтаве.
3
Слева — Андрей Евгеньевич Розен (1800–1884), барон, поручик лейб-гвардии Финляндского полка. Принимал непосредственное участие в событиях на Сенатской площади. Приговорен к десяти годам каторжных работ и поселению в Сибири. После пребывания в Читинском остроге и Петровском Заводе в 1832 году переведен в г. Курган. В 1837 году отправлен рядовым в Кавказский корпус. Его «Записки декабристов» стали важным историческим источником.
Справа — Анна Васильевна Розен (1797–1883), дочь директора Царскосельского лицея В. Ф. Малиновского. В Сибирь к А. Е. Розену прибыла позже остальных женщин, оставив своего первенца на попечение сестры. Все свое время посвящала заботам о муже и детях, двое из которых родились в Кургане, где семья Розенов проживала с 1832 по 1837 год.
3
Слева — Михаил Александрович Назимов (1801–1888), штабс-капитан лейб-гвардии Конно-пионерного эскадрона. Член Северного общества. Приговорен к вечному поселению в Сибири. После пребывания в г. Верхнеколымске Якутской губернии и г. Витиме Иркутской губернии переведен в 1830 году в Курган. В 1837 году отправлен рядовым в Кавказский корпус. Уволен в отставку с чином поручика. Жил в Псковской губернии.
Справа — Владимир Николаевич Лихарев (1830–1840), подпоручик Квартирмейстерской части, член Южного общества. Приговорен к двум годам каторжных работ и поселению в Сибири. После пребывания в Читинском остроге и г. Кондинске Тобольской губернии в мае 1830 года переведен в г. Курган. В 1837 году отправлен рядовым в Кавказский корпус, где служил вместе с М. Ю. Лермонтовым. Убит в бою.
3
Слева — Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский (1798–1858), князь, штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка. Принимал активное участие в событиях на Сенатской площади. После пребывания в Читинском остроге, Петровском заводе и с. Тасеевское в 1842 году переведен в г. Курган. После амнистии 1856 года выехал в Ярославскую губернию.
Справа — Иван Семенович Повало-Швейковский (1787–1845), полковник Саратовского пехотного полка. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Дважды награжден Золотой шпагой «За храбрость». Член Южного общества, приговорен к каторжной работе вечно. После пребывания в Читинском остроге и Петровском заводе в 1840 году переведен в г. Курган, где умер и был похоронен на приходском кладбище.
3
Слева — Николай Васильевич Басаргин (1800–1861), поручик, старший адъютант Главного штаба 2-ой дивизии. Член Южного общества, приговорен к 20 годам каторжных работ и поселению в Сибири. После пребывания в Читинском остроге, Петровском заводе и г. Туринске, в марте 1842 года переведен в г. Курган. В январе 1846 года переведен в г. Ялуторовск. После амнистии жил в Москве.
Справа — Петр Николаевич Свистунов (1803–1889), корнет лейб-гвардии Квалергардского полка. Член Южного общества. Приговорен к 20 годам каторжных работ и поселению в Сибири. После пребывания в Читинском остроге, Петровском заводе в январе 1838 года переведен в г. Курган. В январе 1842 года разрешен переезд в Тобольск.
В небольших проходных комнатах между залами в шкафах за стеклом выставлены небольшие экспозиции.
3
Вот портрет Александра Федоровича Бригена, который прошел все дороги Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов вместе с Измайловским полком. Участник Бородинского сражения, в котором измайловцы остановили конницу Мюрата, потеряв 900 человек убитыми и ранеными. Пройдя всю Европу, Бриген был тяжело ранен в сражении под Кульмом, отличился в сражении под Лейпцигом. Награжден орденом Святого Владимира IV степени с бантом, серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года», Кульмским крестом, золотым оружием «За храбрость».
4
В витрине выставлен мундир и кивер офицера лейб-гвардии Измайловского полка, юбилейные медали, посвященные Заграничному походу русской армии, капсюльный пистолет-трамблон (XIX в.) и офицерская шпага с темляком (XIX в.).
3
Соседняя витрина посвящена мужской моде первой половины XIX века. Главным нововведением того периода стало строжайшее разделение одежды по назначению: визитный, домашний, бальный и повседневный костюмы. Главным элементом повседневной одежды среднего и высшего класса стал сюртук, к которому обязательно прилагалась белая рубашка с крахмальным воротником-стойкой, цилиндр, перчатки, трости, цветные жилеты, галстуки.
2
В этой витрине можно видеть портрет хозяина дома, М. М. Нарышкина, работы Н. А. Бестужева.
3
В следующей витрине — портрет Елизаветы Петровны, так она выглядела в 1820 году. Написано, что это работа неизвестного художника, но встречала информацию, что это работа известного глухонемого художника-портретиста Карла Гампельна. Он был знаком с семьей Коновницыных и рисовал их портреты.
2
Е. П. Нарышкина, находясь на поселении в Кургане, часто получала подарки из дома. Это были книги, журналы, предметы дамского туалета: теплые перчатки, сумочки, платья из льна и сукна, мантильи, шляпки, которые заставляли ее следовать моде. В витрине можно видеть женский костюм: укороченный жакет с длинными рукавами из тонкого английского сукна с кружевной отделкой, который получил название «спенсер», юбку со шлейфом, накидку-тальму, шляпку со страусовым пером. Все предметы женского туалета XIX века, они переданы в музей семьей М. М. Бельского, праправнучатого племянника М. М. Нарышкина.
Зал № 5 Кабинет
6
В кабинете Михаила Михайловича Нарышкина находится мебель, характерная для позднего классицизма. Здесь кожаный диван и кресло из красного дерева с подлокотниками в виде лебедей. Гарнитур дополняет письменный стол на подставке с лебедями. Слева от стола — восьмигранная тумба-подцветочник с инкрустацией. Рядом на стене — часы первой половины XIX века фирмы «Мозер».
4
В правом углу комнаты — шкаф-секретер из красного дерева с бюстом А. В. Суворова, рядом — двухстворчатый шкаф с подлинными книгами XIX века. Над столом — подлинный портрет М. М. Нарышкина.
Зал № 5 Будуар
4
Кабинет хозяйки — будуар в дворянских усадьбах XIX века, как правило, находился напротив кабинета хозяина дома. Комната Елизаветы Петровны Нарышкиной голубого цвета, что по ее словам «производит хорошее впечатление». На стене — коллекция семейных портретов. Елизавета Петровна очень скучала в изгнании по родным, особенно по матушке, Анне Ивановне Коновницыной.
4
В будуаре стоит мебельный гарнитур первой половины XIX века цвета морской волны из карельской березы. Туалетный стол из красного дерева с зеркалом украшают свечи в бронзовых подсвечниках, зеленая бархатная шкатулка, хрустальные флаконы для духов. На чайном столике — чайная пара из фарфора (фабрика товарищества М. С. Кузнецова, XIX век). В правом углу — вместительный платяной шкаф.
Летний зонтик — парасоль, шкатулка для рукоделия из соломки, шляпа из черного бархата со страусовым пером, черные атласные башмачки — все указывает на присутствие женщины, хозяйки голубой комнаты.
Переходим к витринам в следующем небольшом зале.
3
Кавалерия была одной из главных сил русской армии XIX века. Это были самые мобильные подразделения, способные действовать и в наступлении, и в обороне. В Отечественной войне 1812 года русская кавалерия (3423 эскадрона) доказала свое превосходство над армиями Западной Европы. Кавалерия делилась на тяжелую (кирасиры), среднюю (драгуны) и легкую (уланы).
Декабрист Петр Николаевич Свистунов 20 апреля 1823 года выпущен из камер-пажей корнетом в лейб-гвардейский Кавалергардский полк. В этой витрине выставлен мундир унтер-офицера лейб-гвардии конного полка, конфедератка — головной убор улана, а также оружие: палаш, сабля и пистолет четырехствольный гладкоствольный (XIX в.).
1 из 2
3
Эта витрина посвящена службе декабристов на Кавказе. По высочайшему разрешению императора Николая I после завершения сроков ссылки в 1837 году были отправлены искупать свою вину на Кавказ декабристы М. М. Нарышкин, Н. И. Лорер, А. Е. Розен, М. А. Назимов, В. Н. Лихарев. Они были определены рядовыми в отдельный Кавказский корпус. Трое из них: В. Н. Лихарев, М. А. Назимов, Н. И. Лорер были дружны с М. Ю. Лермонтовым. Николай Иванович Лорер был одним из тех, кто нес гроб с телом Михаила Юрьевича.
Судьба курганских декабристов на Кавказе сложилась по-разному. В. Н. Лихарев был убит в 1840 году в сражении при р. Валерик. А. Е. Розен по состоянию здоровья был уволен с воинской службы. В период с 1839 по 1846 годы, дослужившись до офицерских званий М. М. Нарышкин, Н. И. Лорер, М. А. Назимов подали прошение об отставке.
3
В витрине:
Кивер нижних чинов учебного карабинерского полка (2-я четверть XIX в.)
Мундир рядового инвалидной команды лейб-гвардии саперного батальона (XIX в.)
Многие декабристы были участниками Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. Из декабристов, находившихся на поселении в Кургане, против армии Наполеона сражались: А. Ф. Бриген, Н. И. Лорер, И. С. Повао-Швейковский, И. Ф. Фохт, Ф. М. Башмаков.
Иван Семенович Повало-Швейковский в составе Московского гренадерского пока участвовал в сражениях при Смоленске и Бородино, где «с примерною храбростью и отличным мужеством содействовал, командуя батальоном, к неоднократному опрокидыванию неприятеля», одним из первых вошел в Париж. Его заслуги отмечены орденами: Святого Георгия IV степени, Святого Владимира IV степени с бантом, Святой Анны II степени. Дважды был награжден золотой шпагой «За храбрость» в сражении при Гейльсберге и битве под Лейпцигом.
В витрине акварель Г. А. Травникова «И. С. Повало-Швейковский на Бородинском поле», кивер нижних чинов учебного карабинерского полка, мундир гренадера, а также оружие XIX века: штуцер Эрнрота, ружье пистонное шомпольное, ружье капсюльное.
3
Самым старшим из курганских декабристов был Флегонт Миронович Башмаков (1774–1859), полковник, участник походов А. В. Суворова, Турецкой и Шведской компаний, командир артиллерийской роты. Он отличился на Бородинском поле, выбив противника с Утицкого кургана. Человек необычайной храбрости, он был награжден орденами Святого Владимира IV степени с бантом, Святой Анны IV степени, Святой Анны II степени с алмазами, Мальтийским крестом, крестом «За взятие Базарджика», золотой шпагой с надписью «За храбрость» и прусским орденом Pour le Mérite («За заслуги»).
В витрине можно видеть форму подполковника артиллериста русской армии, шпагу и ножны, а также реконструкцию орденов.
Зал № 8 Библиотека
Библиотека цвета серого льняного полотна — любимая комната Нарышкиных. Когда-то здесь был камин, придававший уют этой комнате.
5
Мебель соответствует предназначению комнаты: книжный шкаф красного дерева, в котором хранятся книги конца XVIII — первой половины XIX веков, диван, кресла, в том числе, вольтеровское из красного дерева, ломберный столик из разных пород дерева.
6
У стены стоит фисгармония — домашний орган из красного дерева с красивым растительным орнаментом. Интерьер дополняют гравюры.
3
Это далеко не все, что можно увидеть в музее. В витринах — личные вещи декабристов, книги с автографами, рисунки, семейные фотографии, предметы быта, переданные в дар музею потомками декабристов.
1 из 4
5
Декабристы оставили о себе добрую память и богатое культурное наследие, они были настоящими просветителями Сибири и щедро делились своими знаниями и культурой с местным населением.
3
В сквере на территории музея в 2015 году установлен памятник М. М. Нарышкину.
4
Рекомендуем при посещении музея заказать экскурсию. Стоит недорого, а узнаешь много интересного о жизни декабристов в Кургане. Нам с Ольгой Варежкиной провела экскурсию заведующая — Елена Александровна.
Музей открыт со вторника по субботу с 10–00, воскресенье и понедельник — выходной.