Дорога к храму была, но строилась. Поэтому пришлось поплутать вдоль-поперек Кубинки и её окрестностей. Но все же добрались. Огромная. Огромнейшая площадь. Не парковка, а парковище! Редкий для страны случай. Но до Храма от неё метров 400–500. Конечно плитка и плюс 35. С плиткой все 40. Но на то она и плитка. Летом жарко, зимой скользко, в остальное время — ремонт.
По обеим сторонам огромной площади ларьки из 90-х, но в едином дизайнерском решении. Шашлык-машлык, сувениры, пельмени (кстати, отличные), бургеры (ну куда же мы без бургеров?) и прочая дорогая сердцу и кошельку пепси-кола. Что несколько смутило: вход к едальне, Храму Божьему вооруженных сил и мемориалу в память планировался… платный? На привратных ларьках написано: касса. И ВСЕ спрашивают «где касса и сколько стоит вход в Храм?» Привратные девушки устало отвечают, что простолюдинам бесплатно, а вот если хотите экскурсию заказать… Не захотели и пошли ветром гонимые на божий огонек. На самой окраине, хотя и у входа, две скульптурные группки.
Похоже на кладбищенское «заоградье», где хоронили иноверцев, артистов и самоубийц. Нет, конечно на территории комплекса, но уж очень в далеке. Это памятники монголам и китайцам, которые тоже участвовали в страшной войне. Мы даже не знаем сколько китайцев погибло. Знаете сколько? 15 500 000 человек. Пятнадцать с половиной миллиона человек! Идем к храму. Чуть поменьше Исаакиевского собора святыня, но мощью и объемом поражает. Сначала идем в нижний храм. Там богатство золота и фиолетового. Купель и чаша для крещения. Подсветка. Все стильно и мозаично. Красиво.
На лифте в зелено-золотом решении поднимаемся поближе к Богу. То есть наверх, где колокольня. Но, стоп! Только с экскурсоводом и только пешком. Ну и ладно, побережем ноги.
Спускаемся с небес в главное помещение. Вот где сотни школ, больниц, не построенных дорог и доплат к пенсиям! Все бюджеты и доходы будущих незавершенных периодов воплощены в золотые мозаики, грандиозные иконы, дорогущие поделочные и полудрагоценные камни. Серьёзным, летящим ангелом нависает Христос. Решение великолепное! Снимая с определенной выдержкой можно увидеть Спасителя и в золотых, и в зеленых одеждах.
Напротив еврейка-мать указующим перстом направляет наше внимание на группу ангелов, воплощающих, как я понял, воинство божие. Во всяком случае, все они при холодном оружии. На руках Матери младенец Христос.
А вокруг и повсеместно этого богатства — мозаичные иконы. В верхнем ряду Герои и Владыки. В среднем — горящие избы. Ниже — воины. Пехота, морячки, танкисты и парашютистки. Кто с медалями, кто с планшетами (СМЕРШ или комиссар?) Выглядит это ошарашивающе. Это святые? Почему не в одном ряду? Это святые, которые стоят выше бойцов? Почему? Это все святые? А где мусульмане? Они иноверцы? Они не воевали и это не их Победа? А если есть мусульмане, то это не оскорбляет их веру или нашу веру? Какой-то абсурд. Но в золоте. Тут же стоят знамена, которые сами по себе являются символами атеизма того времени.
Ну, положим, это веяние 90-х. Когда было обязательным ставить памятник с изображением в полный рост. В левой руке мобильник, в правой нож и простая надпись: «Коляну-питерскому от братвы». Но ведь в это… религиозное место приходят для чего? Теперь я знаю! Селфи! Это еще не ТРЦ, но уже и не Храм Божий. Что-то промежуточное. Переходный процесс. Но, Бог с ним, с Храмом. Более интересна
Да фотографии сражений, полководцев, оружие, мультимедиа, где можно найти своих близких через ОБД «Мемориал» (С. В. Баландюку за это мой вечный поклон), фронтовые песни и фильмы. Это все хорошо… все правильно… Но это хорошо и правильно на 200 шагах. Дальше — это просто «мама я хочу домой», «мама я описалась»… Ну и конечно через каждые там «300 шагов» — ларек. Здесь можно купить пилотку и деревянный послевоенный автомат. Короче, никакого патриотического духа эта комплекса не несет. В каждом «отрезке-отсеке» бесконечно играется одна и та же мелодия, которая сводит охрану с ума. И все это темное, мрачное, гнетущее… Вот мой дед.
Гвардии полковник. Прошел войну, заслужил боевые награды… Я его спрашивал: «Диду, страшно было? Фашисты сильные были?» «Знаешь, Миколка, мы тогда молодые были. Я больше помню рассветы весной, речку, друзей… А то, что взрыв, кровь… Да кой-черт это вспоминать? Жить надо. А немцы-фашисты? Конечно зверь был силен. Дюже силен. Оттого и гордость во мне, что вот такого и заломали!» Гордость! А здесь православная «стена плача». Напротив храма (с алтарной стороны) стоит скульптура плачущей матери. Скульптура, памятник, изваяние… Внутри горит огонь. Символ свечи. Где-то на уровне лодыжек. Прелестное место для селфи. Ну, как бы не относиться, как бы не ерничать и как бы ещё чего… Но ЭТО МЕСТО ДЛЯ СЕЛФИ! Оно было сделано именно для этого. Там очень фотогенично. Какой «добрый молодец» это спроектировал и создал?
Увы, но происходит выхолащивание Войны, как Подвига. «Не освободили, а оккупировали», «не репарации, а мародерство», «не уничтожение славян, а борьба с большевизмом», «не захват территорий, а оптимизация хозяйственной деятельности», да и вообще «европейская цивилизация вынуждена была упредить бросок сталинского зверья». И этот комплекс, под определенным углом, может такому способствовать. Ведь что такое Подвиг? Подвиг — это движение. Это не застывшее и отлитое в мраморе. Были такие люди из прежнего времени — подвижники. Они отрекались от земных утех и шли на природу, в лес, к речке… Строили там сперва землянку, потом скит. Ели, что собирали. Многие мерли. Но все ради веры. Да. Они верили в Бога. Потом к ним тянулись местные жители. Спрашивали «как, что?» Подвижники отвечали, как могли. По вере своей. А вера была сильна. Затем, когда вокруг образовывался майдан, они вставали и уходили дальше… В лес, к речке… Строили землянку, скит… К ним шли новые люди. Кто верил, кто не верил… Вот так и состоялась Земля Русская. Скорее верой в лучшее, новое, чистое… И тут кто-то решил всё себе. Народ встал. Народ. Христиане, мусульмане, иудеи, атеисты… Встал и победил! Страшно победил. Жестоко. Потому что был за справедливость. Вот это бы я и хотел увидеть. Победу справедливости. Победу! А так… Интересных решений много. Есть очень красивые и гармоничные объекты. Ритмика. Символика (но это больше цифровизация). Ехать? Однозначно да. Посещать (как святое место)? Однозначно нет.