О Морском соборе в Кронштадте раньше я практически ничего не знала. Уже по дороге в Питер, листая брошюрку с достопримечательностями, увидела фото красивого собора и заинтересовалась. Фотография была маленькая, но как-то сразу же захотелось увидеть воочию. Но в Питере мы могли задержаться всего на сутки и надежды попасть в Кронштадт почти не было. Но вы не поверите, мы всё успели!!! И теперь Морской собор - один из моих любимых храмов. И это навсегда!
Основная часть Кронштадта располагается на острове Котлин, который находится в 30 км к западу от Санкт-Петербурга. Долгое время добраться до Кронштадта можно было только водным путем, теперь же это можно сделать в основном только по суше.
Из Питера выезжали по Западному скоростному диаметру. Очень интересное оформление трассы, особенно вечером, в огнях, смотрится очень современно, "хайтечно"
Морской Никольский (Николаевский) собор в Кронштадте был построен в 1901-1913 гг. Храм строился десять лет. Освящение собора состоялось в июне 1913 года в присутствии императорской семьи.
А уже в 1929 году собор был закрыт и разорен, а затем переделан под кинотеатр. В годы Великой Отечественной войны на куполе Морского собора был оборудован наблюдательный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В 1956 году в бывшем храме был устроен клуб и концертный зал, а в 1974 году открылся филиал Центрального военно-морского музея. Храм пришел в полное запустение. Восстановление Морского собора началось в 2002 году.
Роспись сводов и стен была выполнена под руководством художника М.М. Васильева большим коллективом живописцев и имитировала частично мозаику, частично фрески.
Якорь над входом и надвратная икона с северной стороны. Фасад собора облицован кирпичом с орнаментами из терракоты, а также декоративными деталями из майолики и мозаики.
Морской собор в Кронштадте строился по плану храма Святой Софии в Константинополе. По архитектурному облику Морской собор относят к «русско-византийскому» стилю.
По обеим сторонам внушительного портала располагаются башенки-звонницы с позолоченными куполами.
Грандиозный храм строился не просто как религиозное сооружение, но еще и как ориентир для мореплавателей и, в первую очередь, — как памятник всем морякам, всем когда-либо погибшим чинам российского флота. Неслучайно в храме собирались реликвии, связанные с историей флота, а также хранились черные мемориальные доски с именами всех флотских офицеров (без различия вероисповедания), погибших в сражениях, при кораблекрушениях и при исполнении служебного долга с 1695 по 1910 год, а также гражданских и медицинских чинов, служивших на военных кораблях. На отдельных белых мраморных досках были записаны имена погибших в море флотских священнослужителей. После закрытия собора в 1929 году доски были уничтожены и пущены на хозяйственные нужды. На основе архивных материалов текст и внешний вид памятных досок недавно удалось воссоздать, и сегодня они размещены в интерьере возрожденного собора.
Северный и южный фасады выделяются высокими арками и огромными круглыми окнами-«иллюминаторами» с витражами. Над системой больших и малых полукуполов на восточном и западном фасадах и над башенками звонниц господствует центральный купол собора диаметром около 27 м, обвитый золоченым рельефным орнаментом в виде якорей и спасательных кругов.
Георгиевские ленточки временно украсили парадные ворота собора
Мельчайшие детали проработаны талантливо и хочется рассматривать их часами
Диву даёшься такой тонкости исполнения и красоте каждого элемента!!!
Прекрасное сочетание белого камня и позолоты
Попав внутрь собора, мы услышали церковное пение. Музыка звучала со всех сторон и это было волшебно, красиво и благодатно. Певцы находятся на специальных балконах.
Экскурсии в самом Морском Соборе запрещены и это, на мой взгляд. очень хорошо. Нет шума, толчеи. Хочется присесть на скамейку и подумать о ценностях.
Изначально внутренняя отделка собора, выполненная в "византийском стиле", отличалась богатством, тонким вкусом и высоким качеством. Оформление интерьера связано с морской тематикой - изображение деталей кораблей, рыб, морских чудовищ. Пол выложен мозаикой из мелкого разноцветного мрамора с рисунками судов, морских звезд, водорослей, крабов, диковинных рыб. Иконостас был изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора с мозаичными и бронзовыми украшениями.
Собор был отреставрирован и сейчас выглядит еще лучше, чем раньше. Грандиозное и величественное творение!
Каждая деталь архитектуры снаружи и внутри производит впечатление неповторимости. Очень богатая отделка стен, пола, сводов.
По масштабу (обьем и вместимость - 6000 молящихся) Морской собор является одним из самых грандиозных соборов России - ведь часто соборы строятся как "свечки" (высокие, но с малым основанием), а этот - византийского типа, приземистый и очень объёмный.
Купол и подкупольное пространство. Известно, что к моменту первого освящения храма в 1913 году роспись покрывала не всё внутреннее пространство Морского собора. Например, главный купол и паруса были лишь ровно окрашены: декоративная живопись в этих частях интерьера отсутствовала. Возможно, это было связано со спешной подготовкой к освящению храма. Так или иначе, современные реставраторы решили украсить главный купол храма росписями с образом Христа Вседержителя (Пантократора) в духе византийской традиции, а в центральных парусах появились изображения четырех евангелистов с соответствующими символами. В 2011-2012 гг. в петербургской мастерской Алексея Яковлева были восстановлены гигантские круглые витражи, которые являлись самыми крупными в дореволюционной России.
Сердце Кронштадта — Якорная площадь. Якорная площадь имеет форму треугольника, ограниченного Морским собором, оврагом Петровского дока и стеной Адмиралтейства (ныне военного городка). Якорная площадь — средоточие самых известных достопримечательностей Кронштадта. Здесь, в частности, можно увидеть одну из знаменитых «фишек» Кронштадта — уникальную чугунную мостовую. Впрочем, эта чугунная мостовая не подлинная. Настоящая мостовая из чугуна сохранилась на Пеньковом мосту. Вдоль Якорной площади тянется стена Адмиралтейства, на которой установлены мемориальные доски с перечислением кораблей, подводных лодок, соединений и частей, участвовавших в обороне города.
Якорная площадь появилась в Кронштадте еще в середине XVIII века и получила такое название потому, что ее использовали для хранения корабельных якорей и якорных цепей.
Памятник адмиралу С.О. Макарову в Кронштадте создан по проекту скульптора Л.В. Шервуда. Четырехметровая фигура флотоводца и изобретателя возвышается на пьедестале, которым служит часть гранитной скалы, известной как Камень-гранит. Речь идет о добытой в Выборге скале, которая некогда предназначалась для памятника Павлу I, но затонула. В 1909 году, когда понадобился материал для постамента памятника С.О. Макарову, скалу решили поднять с морского дна, но при транспортировке она раскололась. В итоге основная часть камня была использована скульптором Шервудом, а на малом осколке был закреплен мемориал в честь героев Цусимского сражения на Морской аллее Петровского парка. Неровная форма скалы навела скульптора на мысль изобразить адмирала Макарова не на мостике корабля, как предполагалось вначале, а среди бушующих волн.
Петровский парк. Петровским этот парк и примыкающая к нему пристань стали называться после того, как в центре парка был установлен памятник Петру I, основателю Кронштадта. До 1917 года парк делился на две половины по сословному принципу: смотрители сортировали посетителей на «благородных» и «простолюдинов».
Памятник в Петровском парке стал первым, где Петр Великий изображен в полный рост и пешим (ранее были либо бюсты, либо конные статуи). В 1961 году у монумента украли шпагу, и она так и не была найдена, так что пришлось отливать другую.
Петровская пристань, известная также как Зимняя пристань. Именно сюда прибывает пассажирский водный транспорт из Санкт-Петербурга (аквабусы), а ранее также паромы из Ломоносова и метеоры из Питера. Петровская пристань имеет богатую историю: здесь встречали высокопоставленных особ, отсюда уходили в походы русские корабли, здесь начинались и заканчивались кругосветные плавания, отсюда отправлялись в путь первооткрыватели новых земель.
На Петровской пристани можно увидеть мемориальное полуденное орудие. Традиция ежедневного полуденного выстрела, знакомая всем жителям Петербурга, существовала и в Кронштадте. Начало этой традиции было положено торжествами 1872 года в честь 200-летнего юбилея со дня рождения Петра I, когда на набережной было установлено орудие петровского времени. В настоящее время такой полуденный выстрел в Кронштадте производится только по особым случаям. На месте бывшего «полуденного орудия» стоит старинная пушка середины XIX века, некогда состоявшая на вооружении Кронштадтской крепости.
Часть Петровской пристани используется в качестве стоянки кораблями Балтийского флота.
Кормовые якоря линкора «Октябрьская революция» (в 1911–1925 гг. — «Гангут»). Этот корабль был выведен из состава флота в 1956 году.
Пока мы гуляли по Петровскому парку и Зимней пристани, солнце стало опускаться к горизонту.
В закатных лучах собор выглядит, на мой взгляд, ещё прекраснее
Гуляя по Кронштадту, мы удивились окружающей тишине. Почти нет рекламы на зданиях и дорогах, очень мало встретилось людей. На домах во многих местах висят сразу две таблички с названиями улиц, прежнее и нынешнее. Город из закрытого, секретного объекта очень нехотя превращается в туристический центр.
Вязь на главном куполе собора меня поразила своей необычностью и изысканностью. Вечернее солнце добавило блеска. Чудесное зрелище!
Если бы меня спросили, стоит ли сюда приехать при посещении Питера, я однозначно ответила бы "Да, обязательно!". Сама я точно хочу это сделать!!!
Фрагменты дамбы на Финском заливе. Помните клип группы "Иванушки" на песню "Тучи"? Здесь снимали. Надеюсь ещё вернуться в Кронштадт. Опять увидеть морской собор. Обязательно посетить Владимирский собор, храм-часовню в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Кронштадский футшток, павильон с мареографом. Увидеть Итальянский пруд, Синий мост, чугунную мостовую и памятник рыбке колюшке.