К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 «Кит», в 1958–1987 годах входившая в состав Северного флота ВМФ СССР. И в честь Дня военно-морского флота я решил подготовить цикл постов про наш флот, и начну с легендарной лодки.
Работа началась по постановлению Совмина СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Главным конструктор данного проекта являлся В. Н. Перегудов, а руководителем работ с 1953 г. — С. А. Базилевский. При этом в процессе проектирования с 1952 года разрабатывалось два варианта — вариант с водо-водяным реактором и реактором с жидкометаллическим теплоносителем. К-3 стало воплощением варианта с водо-водяным реактором.
Корпус К-3 проектировался с нуля с упором на качество подводного хода. На общую компоновку лодки сильно повлиял опыт проекта 611. Лодка получилась быстроходнее американского «Наутилуса»: на испытаниях в погруженном состоянии был достигнут ход в 28 узлов без выхода реакторов на полную мощность. Изначально лодка предназначалась для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой очень большого калибра, однако, за явной технической несостоятельностью подхода и обнаружившейся бессмысленностью с военной точки зрения, по ходу дела проект был пересмотрен в сторону более традиционного торпедного вооружения с возможностью использования на торпедах ядерных боеголовок.
11 по 21 июля 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза.
Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно. Именно опытный и готовый к ремонтам экипаж, по мнению Жильцова и Осипенко, был основной причиной того, что в первый поход на полюс пошла именно эта, неисправная лодка, а не подводные лодки новейшей постройки.
8 сентября 1967 года в Норвежском море при возвращении с боевого дежурства произошел пожар в I и II отсеках, погибло 39 человек. Взрыва торпед, а среди них были и торпеды с атомными боевыми частями, удалось избежать. Лодка самостоятельно вернулась в базу. Причиной катастрофы была плохая уплотнительная прокладка в штуцере гидравлической машинки в носовом торпедном отсеке. Вместо штатного медного кольца в системе, работающей под большим давлением, стояла прокладка из паронита. Возникла утечка, вытекшая огнеопасная гидравлическая жидкость воспламенились, предположительно, от электрического фонаря, на лампочке которого не было штатного защитного колпака. Огонь из I отсека перекинулся во II из-за поздно закрытой двери. Ядовитый дым пошел и в III (командный) отсек, но находящихся там людей в итоге удалось спасти, во многом благодаря выносливости боцмана М. И. Луни, который сумел заставить лодку всплыть и провентилировал отсек.
В 1991 году К-3 «Ленинский комсомол» окончательно выведена из состава Северного флота и в конце 2002 года доставили для утилизации в город Полярный на 10-й судоремонтный завод, где с неё выгрузили отработанное ядерное топливо. В 2006 году лодку перевели в Снежногорск, в акваторию судоремонтного завода «Нерпа» (филиал Центра судоремонта «Звёздочка»). Из лодки вырезали реакторный отсек и заменили его донором.
В октябре 2020 года стало известно, что проект «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенная судостроительная корпорация» совместно реализуют проект по сохранению первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинским комсомол» в качестве центрального экспоната Музея военно-морской славы в Кронштадте.
В III квартале 2021 года АПЛ К-3, последние несколько лет хранившаяся на судоремонтном заводе «Нерпа» в городе
Снежногорске Мурманской области, была передислоцирована в Кронштадт.
Помещенная в транспортно-погружной док «Свияга», она прошла участки Баренцева и Белого морей, Беломорканал через Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Неву до акватории Финского залива, где была выгружена из дока и отбуксирована до Кронштадта.
С декабря 2021 по июнь 2022 года лодка проходила этап подготовительных работ на Кронштадтском морском заводе: корпус был заново окрашен, его дефектные части, сильно корродировавшие за десятилетия — заменены.
В конце августа 2022 года стартовал инженерно-логистический проект транспортировки «К-3» в здание Музея военно-морской славы. Не имеющий аналогов в мире, он разрабатывался в течение нескольких месяцев: в результате была создана оригинальная схема, безопасная для экологии Финского залива, оптимальная по срокам и затратам и сочетающая морские операции с сухопутной перевозкой по улицам Кронштадта.
Первая часть проекта транспортировки — морская — стартовала с буксировки «K-3» от Зимней пристани Кронштадта к акватории
Выборгского судостроительного завода. Лодку установили на погружную баржу «Атлант» — единственную в России, подходящую для перевозки такого размера корабля и способной поднять его до уровня причала в порту выгрузки, откуда возможно перевезти подводную лодку по суше с помощью самоходных осей.
«К-3» была отбуксирована к терминалу порта «Моби Дик» в Кронштадте, завершив свой легендарный 64-летний путь по воде.
В терминале «Моби Дик» прямо на борту «Атланта» были произведены работы по разделению прочного корпуса «К-3» на две части по линии отсека-донора.
Это было необходимо для безопасной для города транспортировки лодки по суше: в случае перевозки целиком пришлось бы значительно увеличить масштаб работ по разбору дорожных конструкций, что фактически «обездвижило» бы весь Кронштадт.
Ночью 9 октября 2022 года стартовал беспрецедентный проект сухопутной перевозки лодки по улицам Кронштадта к зданию Музея военно-морской славы — в мировой практике никогда ранее такое большое судно сухим путем не перевозилось. Сначала к зданию Музея отправилась кормовая, затем носовая части «К-3». Транспортировка каждой из частей лодки была произведена за 2 ночи с остановкой на временной стоянке — «дневке» на участке дублера Кронштадтского шоссе. Маршрут составил 4, 5 км.
13 октября 2022 года части «К-3» были установлены в проектное положение в строящемся здании Музея военно-морской славы, специально спроектированном для наземного размещения более чем стометровой подводной лодки и воссоединены. После этого начались работы по восстановлению ее внешнего облика.
Внутри К-3 конечно музей в его наверное худшем проявлении (хуже только Новосибирский Комсомолец), все что могло быть огорожено — огорожено, экскурсовода нет, все информация с громкоговорителей, которые включают сопровождающие — почему сопровождающие не могут рассказывать — непонятно, соответственно времени на осмотр того или иного отсека ровно столько сколько записано текста, иногда слишком мало, иногда наоборот много, ну, а группа — никак не похоже что из 15 человек как написано на сайте, было все 25, а для подводной лодки, учитывая что 25 человек находятся одновременно в одном отсеке прямо очень многовато. На фотографии выше торпедный отсек.
В торпедном отсеке общей площадью 64 м² размещены 4 торпедных аппарата 533 калибра с общим боекомплектом 20 торпед. Койки, по традиции, также размещены над торпедами.
В следующем отсеке расположены каюты командира подлодки и кают компания, а под отсеком расположены аккумуляторные батареи.
Все что может быть огорожено — закрыто прозрачными стеклами, не то что я был любителем трогать экспонаты, но простой ленточки было бы достаточно, а наличие витрин вообще добивают атмосферу.
Третий отсек — центральный пост, где находится управления лодкой — вертикальный и горизонтальный рули, процессом погружения и всплытия, рубка связи, рубка штурмана, рубка гидроакустики и радиолокации.
Из устройств для наблюдения тут располагаются перископ ПНЗ-9, антенна радиопеленгатора, антенны ближней радиосвязи и радиолокационная станция «Призма», и основной телевизионный комплекс ТМ-50.
Четвертый дизельный отсек, ккоторый я фактически заснял криво из-за большого количества экскурсантов. Здесь находятся два дизель-генератора ДГ-460, используемые в качестве резервного источника питания лодки.
Пятый отсек — реакторный, и самый интересный. Установленные ранее два реактора мощностью по 65 МВт обеспечивали 19 000 лошадиных сил на гребных валах. Оригинальные реакторы были демонтированы еще в 2013 году.
В Шестом отсеке находятся однопроточные паровые турбины и насосы — циркуляционный электронасос забортной воды и масляные насосы.
Седьмой электромоторный отсек я заснял только на видео — уж очень было мало место и группа подгоняла.
Восьмой отсек — жилой, площадью 19 м² где располагаются каюты старшин, каюта врача с изолятором на двух человек и камбуз.
Все увы под стеклом.
Ну и на закуску 9ый отсек на корме, жилой, со слоловой, диванами и фреоновой установкой с провизионными цистернами.
Вкратце К-3 вызывает поразительный контраст — когда ты видишь лодку то испытваешь смесь восхищения и благоговения, но когда оказываешься внутри, то экспозиция скорей разочаровывает. Конечно я понимаю что лодка была в ужасном состоянии и восстановить как было очень сложно, но превращать в музей за стеклом? Тот случай когда К-3 впечатляет снаружи и разочаровывает внутри. Но тем не менее это наша история, а учитывая ажиотаж — билеты на подлодку можно было купить заранее только за месяц, думаю материал будет полезным. Ну, а сам Остров фортов я крайне рекомендую всем к посещению, но о нем в другой раз.