В этом году исполнилось 107 лет замку купца Никиты Понизовкина, расположенному в поселке Красный Профинтерн Некрасовского района. Это строение, с необычной для нашей среднерусской полосы архитектурой, обросло тайнами, загадками, легендами.
Самая увлекательная и романтичная, конечно же, связана с несчастной любовью. Но об этом написано уже много, а сегодня мы спустимся с небес на землю и проследим историю создания этого удивительного сооружения. В 1908 году, получив наследство, Никита Андреевич женился на дочери обрусевших иностранцев — Розе Павловне Бурсиан. Считается, что именно для нее был построен при заводе прекрасный, в дальнейшем частично разрушенный, а ныне восстанавливаемый особняк.
Фото из интернета.
Если Вы из Ярославля поедете на машине, то в деревне Понизовкино её можно оставить на стоянке у парома, на берегу реки Волга.
К замку я приехала на автобусе, подошла к забору.
За ним возвышается в причудливом стиле французский дворец, словно сошедший с открыток Англии, Швейцарии, Франции.
Внешне почти полностью отреставрированный. Справа есть ворота. На воротах информация об экскурсиях и стоимости билета. Экскурсии проводят по субботам и воскресеньям в 12–00, 14–00, 16–00. Стоимость 1000 рублей с группы из 5-ти человек. Индивидуально можно посещать каждый день. Касса находится в трактире имени Понизовкиных с левой стороны от замка.
Было ветренно, по небу гуляли облака столь причудливой формы и разных оттенков от темно-серого до белоснежного.
В трактире менеджер по имени Гамлет продал мне входной билет за 200 рублей, а официантка Валерия проводила до замка.
Вход в замок с торца круглой башенки.
Девушка спросила, открывая старые деревянные двери замка ключом: «Не боитесь приведения? Вы же одна пойдёте внутрь, а там и подвалы есть». Моё сердце ёкнуло. Я ответила: «Не боюсь». И смело шагнула вперёд. За мной дверь закрылась. «Ну, Ира, не дрейфь, иди вверх по лестнице». А приведение не застало себя ждать. Скульптура без головы, спиной повернутая ко мне, встретила тихо незнакомую вошедшую женщину.
Мелькнула мысль — ангел предо мной явился. Прибавила шаг. Из белого гипса стоит фигура рабочего в кирзовых самогах, в фуфайке, голова опущена, взгляд уставший, смотрящий с вопросом вам в глаза.
Спокойно мои ноги пошли к лестнице. «Всё понятно» — подумала я. Внешний вид манит к себе. Внутренний далёк от совершенства. Вход из квадратных сеней ведет в просторный прямоугольный вестибюль с египетскими колонами, а оттуда путь лежит в холл. Холл окружен со всех сторон коридорами и объединяет вокруг себя все помещения здания. Облупившиеся стены, своды коридора были зачищены до кирпича. Как оказалось далее большинство комнат здания находятся в таком же состоянии. Здесь планируется полная реставрация. Только когда это будет? На потолке лепнина с египетскими символиками.
Краска картинок стёрлась. В замке проходила выставка, странные экспонаты стояли в центральном холле.
Дух романтизма и любопытство вели меня дальше, вглубь замка. Мой мозг лихорадочно вспоминал: «Что же было написано в газете „Золотое кольцо?“»
Начало строительства в 1910 году. Дом был готов через два года после начала постройки, отделан внутри лепниной и живописью. В 1912 году хозяин снабдил его новой мебелью.
Переходя из зала в зал.
Мы с вами вошли в дом с юго-западной стороны, как и 107 лет назад, и попадаем в Египетский зал с колонами в виде папируса. Посмотрите направо, на стене вы увидите изображение богини Изиды — жены бога Осириса.
Она является великой защитницей Вселенной, покровительницей женщин. Впереди на верху стены изображены две кобры, обвившиеся вокруг диска. Змеи — Ноус и Логос — рядом с солнечным диском олицетворяют богинь, изгнавших врагов бога солнца Ра.
На дверях при входе был вырезан жук-скоробей, сейчас он находится в музее в Вятском. Это жук-навозник, который катает шарики из навоза, откладывает свои яйца и таким образом размножается. Жук-скоробей — символ ученика по пути к мудрости. Шарик — символ солнца. Я поднимаюсь по лестнице. Сейчас она не в таком прекрасном виде, как была раньше. Это новодел.
Сохранился лепной греческий орнамент. Ранее лестницу украшали 93 бронзовые балясины, она была покрыта красным ковром, уставлена кипарисами. Закрыв глаза, я предствила как мои ноги утопают в ворсистом шерстяном красном ковре, аромат цветов наполняет мои легкие, тихая музыка, лучи солнца заглядывают в комнаты. Вхожу в просторный зал с пятью большими окнами. Это помещение спальни и будуара(женской комнаты).
Хотелось бы рассказать о владельце 20 века этого роскошного особняка и кратко поведать его родословную. Его дед Никита Петрович Понизовкин пришел вместе со своим братом Кузьмой из деревни Муханово Романо-Борисоглебского уезда (Тутаевского района) в наши края. Понизовкины были крепостными помещика Глебова-Стрешнева, у которого во владении находились деревни Муханово и Дурково, поэтому братья и прибыли сюда. В 1839 году Никита Понизовкин построил небольшой паточный заводик. Это был сарай, состоящий из двух отделений: в первом перерабатывали картофель в крахмал, а во втором варили патоку. Брат в деревне Бор построил картофелетёрочный завод. Заводы приносили доходы, и уже в 1846 году Никита Петрович выкупился из крепостных вместе со своим многочисленным семейством. Он был женат, но у него не было детей. Его контора находилась в Нижнем Новгороде. За ним шел Никифор, он тоже был женат, и детей у него не было. И только Андрей Никитич имел детей, которые впоследствии наследуют богатство, начатое их дедом. Патока, производимая Понизовкиным, была отменного качества, занимала призовые места на многих выставках. Понизовкины богатели. Никита Петрович стал купцом первой гильдии. А в 1866 закончилось строительство Волжского химического завода также принадлежащего Понизовкину. В народе поговаривают, в 1867 году Никита Петрович, дед владельца замка, пропал, поехал из деревни Бор в Ярославль на лечение. И что интересно, родственники его не искали. Существует версия, что Никита Понизовкин был старообрядцем из секты бегунов. Наступил возраст, когда нужно было уходить в скиты. Были слухи, что он умер и его закопали под яблоней. Эти слухи не лишены здравого смысла, так как очень часто старообрядцев не хоронили на кладбище, а могли закопать в сарае или огороде. Всё имущество Никиты Петровича перешло его супруге Анне Васильевне. Было создано товарищество «Никиты Понизовкина сыновья». Новым заводом на Волге стали управлять Никифор и его брат Андрей. После смерти Андрея завод перешел к его сыновьям. (Газета «Золотое кольцо» — 2012 год.)
А Растроповича сюда не пустили.
Прохожу направо в двухсветный зал. Называется он так потому, что окна находятся и вверху, и внизу.
В 1935 году здесь сделали сцену, балкон. Окна задрапировали. Через окна сделали лестницу. Бальный зал остался. При моем посещении одиноко стояло фортепиано.
Возникло желание услышать музыку и оценить акустику зала, я взяла несколько клавиш, инструмент был расстроен.
«Что мне исполнить?» — задала я себе вопрос, пальцы сами собой сыграли отрывок из «Лунной» сонаты Бетховена. Совсем недавно здесь уже провели настоящий концерт. Выступал Юрий Башмет. Фестиваль Юрия Башмета оказал важную роль в жизни усадьбы «Замка» Понизовкиных.
Это одна из его необычных площадок для выступления. Юрий Башмет(скрипка). Исполнялись произведения Брамса в замке Понизовкина. Музыка звучала особенно пронзительно, проникая в душу и оставалась в сердцах людей. А мое воображение рисовало как по паркету скользили танцующие пары в длинных бальных платьях 19–20 века.
Далее я прошла в комнату рядом — здесь была золотая гостиная.
Фото из интернета, в Ярославском краеведческом музее данные не сохранились.
Из нее нельзя было выйти на террасу, а также пройти в квадратную увесилительную башню.
Лестницу наверх убрали, дабы одинокие любопытные путешественники не упали с высоты старинных ступенек. А вот Понизовкин любил созерцать волжские дали с высоты башни.
Я возвращаюсь в круглую башню, в детскую.
У Никиты Андреевича было двое детей. В 1913 году он разошелся с Розой Павловной. Она забрала свою дочь и уехала в Москву. А сын остался с отцом. Сын — Андрей Никитич прожил долгую жизнь. Работал в научном институте. Испытывал машины, устанавливал мировые рекорды по скорости.
Умер он в 1995 году. Далее я вижу комнату, где находится кабинет хозяина и библиотека, насчитывающая более 3000 книг, которые в последствии пропали и разошлись по рукам. А сейчас — зимний сад.
Над садом расположена стеклянная крыша.
В саду когда-то находились редкие растения. Спускаюсь по лестнице и попадаю в столовую. Окна и балконы были плотно закрыты, батареи из фигурного чугуна дышали теплом.
Из истории известно — в советсткое время здесь находилась библиотека, посредине стоял большой стол, покрытый красным сукном и два шкафчика с антикварными статуэтками. Об этих редких вещах стало известно Галине Вишневской и Мстиславу Растроповичу. Они прибыли сюда, но библиотекарь Вера Ивановна Лапшина просто не дала ключи от бибилиотеки. Сейчас антиквариат находится в Художественном музее г. Ярославля, на Волжской набережной. Лестница в подвал. Я спускаться вниз не стала. Мне достаточно одного приведения. Существует, поверье, что отсюда подземный ход ведет на кладбще, где похоронены Понизовкины, но этот ход не найден. Из-за ограничения количества фотографий спуск в подвал не показан. В доме были смонтированы уникальные для того времени системы отопления, вентиляции и увлажнения воздуха сетями. С 1919 года в замке находилась школа имени Карла Маркса. Порядок старались поддерживать. В 1984 году школа переехала в новое место. Дворец перестали ремонтировать и отапливать, наступило полное запустение. Только в 2009 году началось его возрождение.
В зале, на первом этаже я нашла макет территории Парка — отеля.
Макет объемный, яркий, дающий понимание как планируется восстановить и замок, и близлежащие строения и одновременно приспособить их для современных целей. Бывший паточный завод — строение красного цвета превратится в досуговый центр с магазинами, кафе и спортклубом.
Здание заводоуправления (он находится за замком)
и кружевной дом Понизовкиных станут отелями.
Они внешне отреставрированы. Говорят, что будет клуб, больница, часовня. Озера есть на территории парка. Можно ловить рыбу, несколько гостевых домиков построят.
Замок и прилегающие исторические здания не исчезнут в прахе лет.
Замок Понизовкина в поселке Красный Профинтерн и некоторые другие постройки выкупил Тигран Казарян (компания «Ташир»), начавший работы восстановительного характера. Весьма удачное место для создания на берегу Волги яхт-клуба. Многое из замка утеряно. Однако речь не об исчезнувших аутентичных дверях и переплетах окон, не о разбитых витражах. Ведь с другой стороны не выкупив дом сейчас, неизвестно, что бы было с ним впоследствии. А мы будем ждать и надеюсь увидим всё это великолепие своими глазами.
Продолжение следует. "Купецкое слово - Твердое" - https://www.tourister.ru/responses/id_21131