Я давно знала про старинную аптеку, расположенную в историческом центре Краснодара (со дня основания в 1793-м и по 1920-й годы называвшемся Екатеринодаром) на пересечении улиц Гоголя и Янковского, бывшей Пластуновской. Но в последние годы пути-дороги редко приводят меня в центр города, так далеко от спального района, где живу и работаю. И вот в марте два раза с интервалом в пару недель срочно понадобилось решать свои дела недалеко от аптеки. Проезжая мимо на трамвае, я оба раза специально выходила и любовалась как самим зданием, построенным более ста лет назад, так и интерьерами первой гомеопатической аптеки кубанской столицы.
9
17
«Аптека Кубани» № 8 на самом деле не самая старейшая в городе, но единственная сохранившаяся и продолжающая до настоящего времени работу по фармацевтическому профилю.
Желания сразу же подняться по ступенькам и зайти внутрь у меня даже не возникло, настолько интересен сам особняк, на первом этаже которого и расположена старинная аптека. Мне захотелось узнать детали: кому принадлежал дом изначально и для чего он был построен.
10
Кирпичный, двухэтажный особняк был построен в 1905-м году и принадлежал крупному предпринимателю, барону Леонгарду Васильевичу Штейнгелю, владельцу Екатеринодарских кирпичного завода и маслобойного предприятия.
Первый представитель династии фон Штейнгелей поступил на русскую службе еще в 1720-е годы при Екатерине I. Баронский титул Священной Римской империи Штейнгели получили, служа России. В последующие годы фамилия промышленников Штейнгель стала известна не только на юге России, многочисленные ее представители сделали много полезного для развития как Кубани, так и всей России.
Например, Владимир Иванович Штейнгель — известный декабрист, Павел Леонгардович — строитель замка «Ласточкино гнездо» в Крыму, в Ялте. Рудольф Васильевич Штейнгель — выдающейся инженер путей сообщения. Строительство железной дороги Ростов-на-Дону-Владикавказ протяженностью 695 км. со всеми инженерными и гражданскими сооружениями была построена за три года — его заслуга. Кроме этого Рудольф Васильевич издавал книги по теории ветряных двигателей и центробежных насосов, занимался хлеботорговлей и основал на Кубани первое винодельческое хозяйство.
13
Его сын — Владимир Рудольфович сначала занимался предпринимательством, благотворительностью и меценатством во Владикавказе, построил в городе водопровод. А затем перенес свою основную деятельность на Кубань, где в имении «Хуторок» создал уникальное, оснащенное всеми новейшими технологиями промышленно-сельскохозяйственное производство, которому не было равных в России.
Нас же интересует брат Рудольфа Васильевича- Леонгард Васильевич, бывший самым младшим из пяти сыновей помещика Эстляндской губернии Василия (Вильгельма) Максимовича Штейнгеля, родившийся в 1843-м году в Ревеле. Сначала он обучался в Домской рыцарской школе и частной гимназии, а затем окончил Политехникум в Карлсруэ — высшее учебное техническое заведение в Германии с уникальной системой обучения. В 1873 году Леонгард женился на Екатерине Павловне Каменской, внучке графа Фёдора Павловича Толстого, вице-президента Академии художеств. Леонгард Васильевич служил на постройке Севастопольской железной дороги, а по её окончании переехал вместе семьёй на Кавказ и обосновался во Владикавказе для участия в строительстве Владикавказской ж/д и её ветвей — Екатеринодарской и Новороссийской. Совместно с бароном В. И. Грозмани в 1880-м году Леонгард Васильевич построил «Черепичный заводъ въ Владикавказе Л. В. Штейнгеля и В.Грозмани» и механический кирпично-черепичный завод в Грозном.
Когда в Грозном и Баку началась разработка нефтяных богатств, Штейнгели не упустили и этой возможности. Кстати, именно Штейнгели стали инициаторами постройки роскошного Курзала в Кисловодске.
13
Желая расширить горизонты своей деятельности барон Леонгард Васильевич Штенгель возводит кирпичный и маслобойный заводы в столице Кубани-Екатеринодаре, строит там двухэтажный доходный особняк в псевдорусском стиле — популярном направлении архитектуры в начале 20 века. В оформлении кирпичных ажурных фасадов использованы мотивы древнерусского зодчества, украшением служат арочные окна, полуколонны и множество других декоративных элементов.
9
9
13
8
Угол здания украшает изящные балконы на втором этаже.
11
Фасады особняка сохранились в неизменном виде и очень точно передают дух Краснодара конца 19 — 20 века.
1918-й год стал знаковым для особняка: умирает заказчик — барон Леонгард Васильевич Штенгель, дом был продан ученому и аптекарю с чешскими корнями, Магистру Фармации Якову Явелову. Вывеска «Гоголевская аптека Магистра Фармации Я. А. Явелова» появилась на первом этаже доходного дома также в 1918-м году.
8
10
12
И вот появляется новое лицо: провизор Яков Абрамович Явелов, в 1904-м году получивший степень магистра. По всей стране в те годы насчитывалось не более полусотни владельцев аптек с ученой степенью, и Явелов был одним из них, специалист на вес золота. В 1918-м году Яков Абрамович решает обосноваться в Екатеринодаре, где и проработал в своей аптеке до 1933 года. В начале 30- годов после начала принудительной коллективизации и массового раскулачивания на Кубани начались жестокие репрессии, провизор был обвинен в «симпатиях» к восставшему чехословацкому корпусу, репрессирован и о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
Но вернемся к аптеке, функциональность которой была напрямую связана с властями и руководством города.
6
По распоряжению мэрии Екатеринодара в аптека должна была существовать не только для обслуживания населения, но и централизованного снабжения медикаментами лечебных организаций Екатеринодара. Интерьер аптеки был специально для нее и разработан,
13
12
о чем даже шло голосование депутатов: «обстановка городской аптеки в рецептурной и материальной комнатах, как наиболее открытых для публики, должна быть красива, прочна, солидна и проста. Мебель следует сделать из плотной породы дерева — ясеня или дуба, в прочих же помещениях — сосновую. Аптека должна быть хорошо снабжена всеми необходимыми аппаратами и приспособлениями».
13
11
8
И если мы в наше время видим все те же резные шкафчики, стеклянные колбы, расписной потолок и ощущаем особую атмосферу, значит в далеком 1918-м году новоявленному правительству и депутатам не было чуждо прекрасное.
13
11
На просторах интернета я даже раскопала утвержденную смету расходов: «15 тысяч рублей на закупку препаратов, посуды и оборудования, из которых 4 тысячи — меблировка. На аренду жилья для управляющего дополнительно заложить — до 2,5 тысяч, на жалованье его заместителю 840 рублей, на его питание 180 рублей. Двум аптекарским помощникам еще по 600 рублей жалования, а ученикам — по 300 рублей». Для ориентира: булка хлеба в то время стоила 5 копеек.
Как и большинство аптек в те дни, она занималась не только продажей, но и изготовлением лекарств и парафармацевтики и напомню, что аптека под руководством Явелова была первой гомеопатической аптекой Екатеринодара. Внутреннее убранство аптеки соответствует внешнему впечатлению, здесь все решено в едином стиле. Создается впечатление, что внутри все сто лет не менялась обстановка: те же деревянные стеллажи с вензелями, ажурно украшенные потолки, витрины и шкафы с полками.
13
10
Имя мастера, создавшего эту красоту, к сожалению, не сохранилось, как и первоначальный интерьер столетней давности, впоследствии утраченный. Деревянную мебель, полочки, резные деревянные стеллажи с вензелями, выдвижные ящики, росписи восстановили в конце 20 века. Люстры не оригинальные, но их подобрали так, чтобы они подходили по стилю. Получилось очень красиво и как говорят очевидцы: сто лет назад интерьер выглядел примерно так же.
Оригинальные баночки с рецептами, кассу и другие уникальные элементы аптечного зала «Аптеки Кубани» № 8 можно увидеть на выставке в историко-археологическом музее имени Фелицына.
Бывший доходный дом Штейнгеля, где на первом этаже располагается аптека, а второй занят жилыми помещениями, является объектом культурного наследия и с декабря 1987 года находится под охраной государства.
7
Работники аптеки настолько привыкли к повышенному вниманию к их рабочему месту, что при моем появлении быстренько исчезли в подсобном помещении.
Напротив аптеки находится еще один исторический дом, в котором с 1920 по 1922 годы жил детский поэт Самуил Маршак. А значит вполне возможно, что он не раз пользовался услугами провизоров.
10
Как только начались непорядки, связанные с революционным движением, семья Маршака перебралась в Екатеринодар. В 1918-м году в город приехал и Самуил Яковлевич. Чтобы обеспечить семью он преподавал английский язык, который знал в совершенстве, и делал переводы. Свою карьеру писателя он начал именно на Кубани. В августе 1920 года город снова и теперь окончательно перешел к красным. Красные первым делом открыли университет, где Самуил Маршак стал преподавателем английского языка.
Сегодня в здании располагается городская поликлиника.