Саратовская гармоника является одним из брендов Саратова.
На проспекте Столыпина в 2009 году появился памятник Музыкальный символ Саратова.
Саратовская гармоника является одним из брендов Саратова.
На проспекте Столыпина в 2009 году появился памятник Музыкальный символ Саратова.
Возле памятника любят фотографироваться как местные жители, так и гости города.
Саратовский гармонист известен многим и не одна тысяча людей была запечатлена рядом с ним, порой люди садились к нему не только на скамейку, но и на колени.
А вот про его красноармейского коллегу известно немногим. Причём история красноармейского гармониста гораздо интереснее.
Эта скульптура была первой, встретившейся на моём пути в Красноармейске, во время вояжа по Красноармейскому району.
Появилась она в начале 2019 года. Располагается возле районного дома культуры. И у неё есть реальный прототип — Александр Владимирович Вейс (1952 года рождения).
Многие судьбы искорёжила и сломала депортация немцев Поволжья во время Великой Отечественной войны.
Дедушка Александра Владимировича — Иоганн Фридрихович Вайс был сотрудником местной милиции. В 1941 году его депортировали в Сибирь, где он умер в 1942 году от воспаления легких.
А вот его жене Тамаре Петровне и его детям, дочке Прасковье и сыну Владимиру (1929 года рождения) повезло. Их не тронули.
Правда в этой круговерти немного фамилию поменяли, в Вайс на Вейс. Ну такое бывало.
В Казахстане знавал женщину — казашку, примерно моего возраста, с непривычно звучащей фамилией Телекабель. Оказывается жила её семья в Палассовском районе Волгоградской области и носили они обычную казахскую фамилию Тлеккабыловы. Но видимо пьяный работник сельсовета не смог произнести фамилию и записал её по своему.
Такое бывало в то жестокое время, например семью Шнитке в Энгельсе не тронули из-за того, что там смешались немецкие и еврейские корни.
В Бальцере был до депортации театр и различные творческие коллективы, но после войны пришлось всё начинать с нуля. Владимир стал одним из первых творческих работников местного Дома культуры. Официальная история гласит, что ансамбль саратовских гармоник «Озорные колокольчики» был создан в 1964 году при Красноармейском районном Дворце культуры. Основателем и первым руководителем ансамбля был Владимир Вейс.
На самом деле события развивались несколько не так. Владимир Вайс начал с баяна, затем переключился на саратовскую гармонику. На общественных началах ансамбль саратовских гармоник появился в 1946 году.
В 1987 году его дело продолжил сын Александр Вейс.
В 1972 году ансамблю присвоено почетное звание «Народный самодеятельный коллектив». В 1979 году коллектив стал лауреатом Всесоюзного смотра художественного творчества в Москве. Состоялись гастрольные выступления коллектива в Германии, Республике Мозамбик.
Поначалу коллектив музыкантов назывался просто ансамблем саратовских гармоник Красноармейского дома культуры. Судьбоносным стал 1975 год. Когда ансамбль пригласили на гастроли в ГДР, то нужно было яркое и запоминающееся название для афиш. Так родилось название «Озорные колокольчики» (нем. Fröhliche Glöckchen).
Ансамбль — дипломант I Международного фольклорного фестиваля в Калининграде (2001), участник конгресса-фестиваля национальных культур в Нижнем Новгороде (2003), Международного фольклорного фестиваля в Калининграде (2004).
В репертуаре ансамбля русские народные песни, припевки, вариации на тему русских народных песен и народов Поволжья, песни зарубежных композиторов, эстрадные композиции. В 2014 году коллектив принял участие в составе сводного ансамбля саратовских гармоник в мероприятиях культурной программы XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи.
Вот что рассказывает о репертуаре ансамбля Александр Вейс: «В 1991 году перед поездкой на фестиваль культуры российских немцев в Москву я нашел в архиве два произведения местных немецких композиторов для гармони. Проблема в том, что мне не удалось отыскать их имена и фамилии. Они не сохранились. Исполняем произведения некоего Вагнера, родившегося на Волге, — „Полька Жигули“. Исполняем попурри на темы песен российских немцев, например, поем „Сюзанну“. Играем и классику — „Неаполитанский вальс“ Петра Чайковского».
При создании скульптуры Александр лично позировал скульптору.
Удивительнейшая встреча!
В бывшем немецком селе Бальцер, а ныне городе Красноармейск, поволжских немцев, если верить Википедии, живёт менее 2%.
Помимо старинных зданий не осталось ничего, что напоминало бы о немцах Поволжья.
А тут мне встречается скульптура потомка поволжских немцев, живших здесь до депортации. Случаи не всегда бывают случайными. Сделана скульптура из бетона.
Адрес: Россия, Саратовская область, г. Красноармейск
Координаты: 51.024216° 45.697549°